» » » » Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации


Авторские права

Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации

Здесь можно купить и скачать "Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Управление, подбор персонала, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации
Рейтинг:
Название:
Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7598-0987-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации"

Описание и краткое содержание "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации" читать бесплатно онлайн.



Представлены организационные основы одной из наиболее динамично развивающихся областей психологии – прикладной психологии в бизнес-организациях. Впервые описано новое направление прикладной психологии, обозначенное как методы и техники процесса фасилитации.

Издание представляет собой хорошо организованную методическую базу для решения консультативных вопросов и тренинговой работы в бизнес-организациях. Это одно из первых учебных пособий, где систематически изложены и подробно описаны весьма востребованные в корпоративных сообществах технологии обучения методам фасилитации больших групп.

Для студентов факультетов психологии, социологии, менеджмента и других гуманитарных специальностей.






Психологическая служба в школе – это не только диагностика уровня умственного развития учащихся, но и разработка рекомендаций по психическому развитию ребенка или коррекции этого развития. Процедура диагностико-коррекционной деятельности школьного психолога достаточно сложна и ответственна. В нашей стране такая процедура впервые была предложена Л. С. Выготским в виде схемы педологического обследования в применении к трудновоспитуемому и ненормальному ребенку [Выготский, 1983]. Такое тщательное, поэтапное описание диагностической работы психолога можно рассматривать как основание для начала функционирования школьной психологической службы в нашей стране. Однако ее деятельность получила резко негативную оценку в советский период, а вышедшее в 1936 г. тенденциозное постановление о педологии затормозило развитие школьной психологии. Только с конца 1960-х гг. начался активный поиск форм практического участия психологов в работе школы и образовательных учреждений.

В настоящее время в России профессия практического психолога образования стала реальностью. Кроме того, начался процесс объединения психологов в профессиональные сообщества. Об этом свидетельствует состоявшийся в июне 1994 г. Съезд практических психологов образования, организованный по инициативе Минобразования России и Российской академии образования.

Введение в систему образования практической психологии способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного к вариативному образованию и от педагогики «знаний, умений и навыков» – к педагогике развития, переориентации сознания учителя от школоцентризма к детоцентризму, формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту в образовательных учреждениях, разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании, становлению экспертизы и проектирования развивающей среды.

Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности и изменению общей образовательной ситуации в России. Логическим следствием этого процесса явилась организация основ службы практической психологии как сферы человековедения.

Служба практической психологии доказала свою эффективность в решении широкого спектра проблем: проектирование развивающего образа жизни личности, составление психологического портрета индивидуальности, оказание психологической помощи при работе с семьей ребенка, обеспечение психологической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры, в том числе в процессе профессиональной адаптации, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, при профилактике и коррекции подобных отклонений. Практический психолог содействует гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях.

Следует отметить, что этап экстенсивного строительства службы практической психологии образования в России в основном завершен. Можно констатировать, что развитие практической психологии во многом повлияло на подготовку почвы новой философии образования, обусловило переход от традиционной парадигмы «знаний, умений и навыков» к парадигме развивающего образования в контексте создания национальной доктрины образования России на пороге XXI в.

Психология управления и кадровый отбор. Наряду с широким развитием в сфере образования не менее значительное место практическая психология занимает и в управлении. Процесс подбора и расстановки кадров, или кадровый менеджмент, в организациях и на производстве – одна из задач практической психологии. Ее решение требует длительного, компетентного изучения людей, способных выполнять управленческую работу или претендующих на нее. Подбор и расстановка кадров на производстве должны осуществляться в соответствии с психологически выверенными и обоснованными результатами диагностико-психологической экспертизы, заключением психолога, свободным от сложившихся стереотипов и установок руководства во избежание эмоциональных оценок и импульсивных суждений.

Не менее важна в этом аспекте работа практического психолога, связанная с ротацией кадров в организации или на производстве, в основе которой лежит психологическое соответствие или несоответствие личности динамике усложняющихся требований к профессиональным качествам, уровню знаний и т. д. При подборе и расстановке кадров практический психолог на производстве должен уметь ориентироваться не на отдельные парциальные характеристики психики, а на черты личности как целостные образования, как ее системные свойства. Чем труднее для освоения профессия, тем крупнее должны быть блоки личностных свойств, принимаемых в качестве основы профессиональной пригодности. В организации важнейшим принципом решения кадровых вопросов становится принцип компенсации. Реализуя его, психолог может подобрать сотрудников, обладающих разными профессиональными качествами и взаимодополняющими личностными характеристиками. Такой подбор кадров в большей мере будет соответствовать решаемым профессиональным задачам, чем один, пусть даже универсально одаренный, руководитель [Филиппов, 1990].

На промышленных предприятиях психологи занимаются разработкой и проведением в жизнь направленных на повышение эффективности производства мероприятий, связанных с изменением психологического климата в группах, бригадах, взаимоотношений на различных уровнях управления, а также принимают активное участие в переговорных процессах. В задачу психологов входит разрешение межличностных конфликтов, консультирование сотрудников по поводу личностных, производственных и семейных проблем.

Психология чрезвычайных ситуаций. Особое место занимает практическая психология при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с событиями кризисного или катастрофического характера, которые затрагивают общество в целом, отдельные регионы или населенные пункты. Ключевой проблемой в подобных обстоятельствах нередко выступают психологический стресс и различные неблагоприятные психологические состояния. В связи с этим умение своевременно определить наличие психологических проблем, организовать и провести по необходимости занятия по психологической разгрузке, снятию стресса, профилактике посттравматических стрессовых нарушений должно занимать важное место в деятельности практических психологов [Черепанова, 1997].

В чрезвычайных ситуациях наиболее распространенной и широко применяемой является групповая техника, называемая психологическим дебрифингом. Дебрифинг – это особым образом организованное обсуждение в группе людей, совместно переживших стрессогенное или трагическое событие. Общая цель группового обсуждения – минимизация психологических страданий, уменьшение индивидуального и группового напряжения, мобилизация внутренних резервов личности, усиление групповой поддержки, солидарности и понимания. Оптимальное время для проведения дебрифинга – не раньше 48 ч после события, когда пройдут особые реакции и уже возможны рефлексия и самоанализ.

Главное в работе практического психолога в чрезвычайных ситуациях – оказывать квалифицированную помощь в преодолении долговременных последствий посттравматического стресса.

Индивидуальное и семейное консультирование. Наиболее известной широкому кругу потребителей сферой применения практической психологии на сегодняшний день является семейное консультирование. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими парами, добрачное консультирование, решение детско-родительских проблем, совместное консультирование детей и родителей, психологическая помощь семьям в пред– и послеразводный периоды, индивидуальное консультирование [Столин, 1983; Роджерс, 1994].

Психологическое консультирование осуществляется при непосредственном контакте психолога с людьми и представляет собой индивидуальную беседу, которая направлена на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями, возникающими в межличностных отношениях, с переживанием одиночества и поиском привязанностей, с эмоциональными последствиями супружеских конфликтов.

Эффективность процесса консультирования во многом будет зависеть от того, насколько максимально включенным в беседу будет чувствовать себя клиент, насколько ярко и эмоционально он будет переживать все, что обсуждается с консультантом. Для того чтобы обеспечить такую включенность, психолог-консультант должен следить, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным и чтобы ему было интересно все, что обсуждается. Только в этом случае возможен взаимный поиск путей решения сложных житейских проблем.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации"

Книги похожие на "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александра Мартынова

Александра Мартынова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александра Мартынова - Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации"

Отзывы читателей о книге "Прикладная психология в бизнес-организациях. Методы фасилитации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.