» » » Елена Игонина - Семья и подвижничество


Авторские права

Елена Игонина - Семья и подвижничество

Здесь можно купить и скачать "Елена Игонина - Семья и подвижничество" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Слово и дело»8226b6fe-0056-11e4-871d-0025905a0812, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Игонина - Семья и подвижничество
Рейтинг:
Название:
Семья и подвижничество
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-905249-03-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Семья и подвижничество"

Описание и краткое содержание "Семья и подвижничество" читать бесплатно онлайн.



Семейная жизнь и подвижнический опыт – два столь разных, на первый взгляд, понятия. Возможно ли их совместить? Ответ на этот вопрос дан в жизнеописаниях святых и подвижников, прославлявших Бога не в отшельническом подвиге, а в кругу своей семьи. Вдумчивый читатель найдет в них немало практических советов и наглядных примеров устроения домашней жизни в согласии с церковными правилами и подлинным аскетическим мировоззрением.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви ИС 11-108-0756






Видя, что удары не приносят никакого результата, император подверг мученицу различным видам пыток. Но она оставалась невредимой даже в котле с кипящей смолой, к величайшему удивлению собравшихся. Мучитель, не зная, что еще сделать с ней, повелел отсечь ей голову мечом.

Перед исполнением приговора Вера попросила у матери молитв о своей душе. Она понимала, что ее готовность к смерти служит примером для младших сестер. София воспитала девочек дружными, во многом похожими друг на друга, и эта крепкая сестринская связь очень помогла им в испытании воли. После того как была умертвлена старшая из дочерей, император поставил перед собой десятилетнюю Надежду.

– Не думай, что я могу поступить иначе, нежели моя сестра, – сказала та, – Я росла вместе с ней и училась по тем же книгам, мы вскормлены одним молоком. А потому не трать времени на слова, лучше сразу исполняй задуманное.

Девочку бросили в огонь, затем, как и сестру, в кипящий котел. Но смола и масло из него неожиданно пролились и обожгли наблюдавших за казнью людей. А святая Надежда обличила мучителя в том, что он не в силах сладить с малолетней отроковицей.

– Христос моя помощь, – говорила она, – и я не только не боюсь муки, но желаю ее как сладости райской. Тебя же ожидает вечная мука в геенне огненной вместе с бесами, которых ты считаешь богами.

Услышав такие слова от маленькой девочки, император ощутил себя оскорбленным. Он тут же отдал святую в руки палачей с мечом. Мать напутствовала ее словами:

– Благословенна ты от Господа Бога Вышнего за то, что на Него надеешься и ради Него не жалеешь своей крови. Иди к сестре твоей Вере и вместе с ней предстань перед Христом.

Настал черед младшей из сестер – девятилетней Любови. Видя ее юный возраст и неопытность, император сказал:

– Согласись только, что велика богиня Артемида, и я отпущу тебя.

Соблазн был велик, но кому же так твердо пострадать за своего возлюбленного Господа, как не той, что названа именем Любви. Девочка ответила правителю словами Апостола, которые помнила наизусть:

– Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?[14] Велик Бог мой Иисус Христос, Артемида же и ты с нею погибнете!


Не дожидаясь повеления бросить ее в печь, она сама вошла в нее, но осталась невредимой и, расположившись внутри, словно в прохладном месте, радовалась, воспевая Бога. Так же, как и старшие сестры, она была приговорена затем к отсечению головы. Прощаясь с последней из мучениц, София сказала:

– Помяните меня, воспитавшую вас, в Царстве Жениха своего, чтобы и мне пребывать с вами в славе Его святой.

* * *

Святую Софию отпустили, отдав ей тела замученных дочерей. Мать положила их в дорогой гроб, поставила его на погребальную колесницу и отвезла за город. Она с честью похоронила девочек на высоком холме и через три дня скончалась там же, на их могиле. Верующие погребли тело Софии рядом с Верой, Надеждой и Любовью. Она разделила с ними участь в Царствии Небесном и также удостоилась мученического венца, поскольку не телом, но сердцем своим много пострадала за Христа.


СОСТАВЛЕНО ПО ИСТОЧНИКАМ:

Страдание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: В 12 т. Месяц сентябрь. [Репринтное издание]. М.: Лествица, 2004.

Часть 2

Плеяда матерей

Праведная Нонна[15]

Святая праведная Нонна и епископ Григорий Назианзин[16] – старший известны в истории христианской Церкви как супруги, воспитавшие для жизни в Боге одного из трех Вселенских учителей и святителей – Григория Богослова[17]. До конца дней родители оставались для этого великого святого образцом истинной христианской семьи, исполнившей свое предназначение; эталоном духовного союза любящих сердец. К примеру их жизни он неоднократно обращается в своих творениях – Сливах.

* * *

Мать святого Григория, блаженная[18] Нонна, появилась на свет от христианских родителей и сама была благочестивой христианкой. По своему происхождению она принадлежала к патриархальной и, вместе с тем, просвещенной среде. Именно эта среда взрастила и дала миру и Церкви святителя Василия Великого[19] и других видных церковных деятелей того времени. Девочка с раннего детства воспитывалась в евангельской правде и была научена страху Божию, который, по слову псалмопевца Давида, есть начало всякой премудрости[20]. В юности она по воле Господней была соединена брачным союзом с неверующим мужем. Ибо неверующий муж освящается, по слову Апостола, женою верующею[21].

Муж Нонны, Григорий Назианзин, происходил от отца-язычника и матери-иудейки. В своей вере он следовал обоим, придерживаясь как языческих, так и иудейских заблуждений. Но, несмотря на полученное в детстве мирское воспитание, был целомудренным и скромным человеком. В характере, душевном устроении главы семейства имелось немало задатков для благочестивой жизни. Не лишен он был, однако, и недостатков. Самым заметным из них являлась вспыльчивость. Хозяин нередко угрожал провинившимся слугам бичами, но гнев его, вместе с тем, походил на жало пчелы, лишь слегка, поверхностно уязвляющее, и огорчение сменялось скорым помилованием.

Нонна постоянно обращалась к Богу, в посте и со многими слезами умоляя даровать спасение главе ее. Брак с иноверцем приносил ей постоянное ощущение раздвоенности, соединения со Христом лишь одной половиной своего тела; другая половина в это время находилась во тьме, вдали от благодати. Трудно переносить такое праведной душе. Но в деле спасения женщина проявляла большую мудрость. Она не оставляла попыток повлиять на мужа, стараясь «приобрести» его для христианской жизни различными способами: упреками, увещаниями, услугами. Первенствуя духовно, Нонна считала для себя необходимым покоряться мужу во всем другом, ибо этого требует закон супружества, установленная Богом иерархия в семье. Во всем этом отмечалось такое постоянство, что ее можно было бы справедливо назвать самой терпеливой и мужественной из жен. Непрестанно, по капле умягчалось сердце супруга – так вода в течение многих лет пробивает камень.

По молитвам святой Нонны мужу ее было от Бога видение во сне: будто бы он поет из псалма Давидова слова, которых никогда ранее не произносил, а разве только слышал когда-либо от своей супруги, часто молившейся. Во время этого пения он ощущал в сердце необыкновенную радость, восхищавшую его. Проснувшись, Григорий рассказал свой сон жене. Она поняла, что Сам Бог призывает ее мужа в Свою Церковь, и стала более часто и усердно беседовать с ним о христианской вере. В это время в городе Назианзе, близ которого жили супруги, случилось остановиться епископу этой области[22]. Блаженная Нонна привела к нему своего мужа, и Григорий был крещен руками святителя. После принятия

Святого Крещения он начал праведную и богоугодную жизнь, подобающую христианину.

* * *

Как Авраам и Сарра[23], с которыми Григорий Богослов часто сравнивал своих родителей, Григорий-старший и Нонна долго ожидали потомства. Женщина горячо молилась о даровании сына и прежде зачатия обещала посвятить его на служение Богу. Господь исполнил прошение ее сердца и в ночном сонном видении предсказал рождение отрока. Тогда же блаженная Нонна увидела лицо и узнала имя еще не рожденного чада. Вскоре на свет появился мальчик, названный по обетованию Григорием. Произошло это в 329 году от Рождества Христова. Впоследствии Нонна родила второго сына, Кесария[24], и дочь Горгонию[25].

Крещение, согласно тогдашним правилам, считали нужным отлагать до зрелого возраста, но христианский образ жизни дети вели с ранних лет. Уклад семьи был таков, что было бы странным видеть их подражающими кому-то еще, кроме своих домашних. Часто упоминая в духовных произведениях о своей матери, Григорий Богослов показывает на ее примере, какой должна быть истинная христианка. Особое внимание он обращает на очевидные, казалось бы, правила поведения: женщине не следует пользоваться косметикой, разговаривать в храме, стоять спиной к алтарю. Умение прилично, достойно вести себя в церкви и дома епископ считал немаловажным, особенно для женщин, качеством, зримо украшавшим его мать.

Нонна была бережлива, ежедневные молитвы, долгие всенощные службы не причиняли ущерба домашнему хозяйству. Семья имела богатые земельные владения, но никогда не тратилась на украшения и зрелища, считая, что истинное благородство несовместимо с чем-либо поддельным и искусственным. Часть средств неизменно расходовалась на помощь нуждающимся; при этом попечители старались не только удовлетворить насущные нужды бедняков, но и по возможности исправить их бедственное положение. В житейских делах хозяйка дома, как и во всем, руководствовалась Священным Писанием, в особенности книгой Притчей Соломона, содержащей наставления для добродетельной жены[26].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Семья и подвижничество"

Книги похожие на "Семья и подвижничество" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Игонина

Елена Игонина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Игонина - Семья и подвижничество"

Отзывы читателей о книге "Семья и подвижничество", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.