» » » Л. Давлетшина - Формирование экологической культуры младших школьников


Авторские права

Л. Давлетшина - Формирование экологической культуры младших школьников

Здесь можно купить и скачать "Л. Давлетшина - Формирование экологической культуры младших школьников" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Л. Давлетшина - Формирование экологической культуры младших школьников
Рейтинг:
Название:
Формирование экологической культуры младших школьников
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-7042-2404-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Формирование экологической культуры младших школьников"

Описание и краткое содержание "Формирование экологической культуры младших школьников" читать бесплатно онлайн.



В методическом пособии представлено описание особенностей экологического образования младших школьников, общей целью которого является формирование экологической культуры. Для диагностики результатов процесса экологического образования младших школьников предлагается комплекс соответствующих методик в соответствии с критериями (когнитивный, эмоциально-ценностный и практически-действенный). Авторами предложена система учебных заданий, включающая ситуационные задания и упражнения, а также дано описание приемов нравственной активизации личности младшего школьника в процессе экологического образования.

Пособие может применяться при изучении соответствующих разделов курсов «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир», а также в рамках спецкурса «Экологическое образование школьников» по всем профилям подготовки студентов по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлению 050100 «Педагогическое образование».






Е. Н. Дзятковская, А. Н. Захлебный определяют образование как составную часть культуры наряду с наукой, искусством, литературой, мифологией, нравственностью, политикой, правом, религией, сосуществующими между собой и составляющими единое целое; как одно из наиболее действенных средств социального воспроизводства культуры. Образно говоря, это ее воспроизводящий «репродуктивный орган», способный повысить потенциал социокультурного развития общества, его адаптации к изменяющимся условиям среды. Образование как результат (т. е. образованность) – это совокупность культурных составляющих, которые личность приобрела для своего дальнейшего становления и развития в качестве субъекта социально-экономической деятельности, приумножающего культурный потенциал цивилизации.

Соответственно, по словам авторов, экологическое образование можно рассматривать:

• как процесс приобщения индивида к культурному опыту человечества по взаимодействию с окружающей средой (миром природы, урбанизированной, искусственной и социальной средой);

• как средство социализации и инкультурации личности, формирования ее индивидуальной экологической культуры, результатом которого является становление и развитие субъекта экологически ориентированной деятельности, приумножающей экологическую культуру цивилизации [39, c. 9].

Уровень сформированности экологической культуры является результатом воспитания, главная функция которого – подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Нравственность предполагает стремление к самосовершенствованию, духовному развитию, невозможность «переступить черту». Оберегая природу, заботясь о сохранении ее целостности, человек прежде всего сохраняет себя, свой внутренний мир, гармонизирует свои отношения с окружающей средой.

И. Д. Зверев под экологическим образованием понимает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социоприродной среде и здоровью [42, c. 46].

В настоящее время утверждены Федеральные государственные образовательные стандарты начального (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373) и основного (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) общего образования. Проекты ФГОС среднего (полного) общего образования разработаны Президиумом Российской академии образования (РАО) и Институтом стратегических исследований в образовании (ИСИО) Российской академии образования.

Согласно ФГОС, в начальной и основной школе экологическое образование реализуется как экологическая составляющая базовых учебных предметов и как одно из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания – в инвариантном и вариативном компонентах учебного плана, а также во внеурочной деятельности.

Экологическое образование в интересах устойчивого развития в школе уже не сводится только к охране природы и рациональному природопользованию, а рассматривается как общекультурное образование, построенное на интеграции естественнонаучных, гуманитарных, технических предметов (Захлебный, Дзятковская, 2008). Кроме того, ЭОУР может выполнять надпредметную функцию в образовании, способствуя формированию системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся [9, с. 5].

Целью экологического образования и воспитания являются: формирование экологического сознания, культуры общества и личности и коррекция научной картины мира и естественнонаучного мировоззрения. Экологическое образование должно стать системообразующим компонентом всего образовательного процесса, определяющим его стратегические цели и ведущие направления, создающим интеллектуальную, нравственную и духовную основы школы будущего. Учитель приобретает новую социально-педагогическую функцию – воспитание личности с новым экологическим типом мышления, убежденностью в необходимости сохранения природы как высшей жизненной ценности, владеющей мировоззренческими, экологическими идеями, понятиями и их социально-педагогическими аспектами, со сформированным субъектным опытом поведения в природе [5, с. 9].

Среди ключевых общекультурных задач экологического образования, требующих тщательной дидактической проработки – научить детей самостоятельно добывать необходимую для жизни информацию, адекватно воспринимать ее, эффективно использовать; мыслить самостоятельно; сотрудничать в решении экологических проблем местного уровня; действовать в повседневной жизни экологически безопасно для окружающей среды и здоровья людей; осуществлять учебно-проектную и общественную экологически ориентированную деятельность [39, c. 13].

Авторы работ по экологическому образованию по-разному определяют его задачи. Нам близка точка зрения С. Д. Дерябо и В. Н. Ясвина, которые в качестве общей задачи экологического образования определяют формирование экологического сознания личности. В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания, эта задача конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования:

1) формирование адекватных экологических представлений (позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности);

2) формирование отношения к природе (определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности);

3) формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой (для того, чтобы экологически целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий) [8, с. 27].

Формирование экологической культуры подрастающего поколения невозможно без формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Трудно представить, какой смысл можно вложить в слова «любовь к окружающей среде», трудно потому, что не может быть одинаковых чувств к безликой «окружающей среде» и к чувственно-конкретной природе. Именно поэтому целесообразно различать некие обобщенные взаимоотношения человека с окружающей средой и многофункциональную гамму чувственно-познавательно-потребительских отношений с конкретными природными явлениями и объектами, вызывающими у человека глубокие эмоционально окрашенные чувства. Психологический окрас взаимоотношений человека с природой и придает им такого рода выраженные оздоровительные, лечебные, профилактические, реабилитационные, эстетические, познавательные, коммуникативные, саморегулирующие и рационально-потребительские функции [36, с. 46].

Рассмотрим ряд педагогических подходов, которые используются в процессе экологического образования младших школьников.

Субъект-субъектный подход. Господствующая форма обучения основана на субъект-объектных отношениях (преподаватель – субъект, ученик – объект, на который воздействует преподаватель). Это жесткий подход, основанный на приоритете учителя. Отношение к ученику как к подчиненному, как к части механизма, к винтику унаследовано от предыдущих социальных формаций и является барьером между учеником и преподавателем и причиной ряда проблем образования. Современные и, к сожалению, недостаточно распространенные у нас подходы основаны на субъект-субъектных отношениях, предполагающих равноправное взаимодействие ученика и преподавателя в процессе достижения образовательных целей. Без такого взаимодействия решение экологических проблем, в том числе и средствами образования, невозможно.

Интерактивный подход к обучению основан на свободе ученика, решающего образовательную задачу, на обратной связи в системе преподаватель – ученик, на непрерывном общении преподавателя с учениками, слежении за реакцией обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности процесса обучения. Кратко интерактивное обучение – это «обучение, погруженное в общение» (Д. Н. Кавтарадзе). К интерактивным методам обучения относятся, в частности, направленная дискуссия и разнообразные по форме ролевые и имитационные игры, моделирующие ситуации, проявляющиеся в процессе возникновения и решения социально-экологических проблем.

Холистический подход. Хорошо известно, что правое и левое полушария мозга имеют свои особые функции, определяющие в том числе и индивидуальные особенности познания и творчества. Те или иные способности учеников могут определяться доминированием одного из полушарий. Асимметрия полушарий мозга обязывает преподавателя учитывать специфику процессов познания и творчества у разных учеников и гибко варьировать формы и методы обучения, выбирая наиболее эффективные индивидуально для каждого ребенка. В то же время, используя формы и методы обучения, направленные на развитие правого или левого полушарий, можно содействовать сбалансированной работе обоих полушарий, что способствует гармонизации личности, более полной реализации способностей учеников. Подход к преподаванию, основанный на целостной, единой работе обоих полушарий головного мозга, получил название холистического (от англ. whole – целый, цельный). Холистический подход имеет аспект, особенно важный для экологического образования. Дело в том, что ученики с доминирующим левополушарным типом познавательной деятельности более сильны в теории, чем в практических действиях, столь важных, когда дело касается участия в решении социально-экологических проблем. В силу исторических причин, в нашей стране большее распространение получили методы, направленные на развитие именно левого полушария. Поэтому преподавателям важно иметь в активе методы, направленные на развитие образного мышления и в целом правополушарного типа деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Формирование экологической культуры младших школьников"

Книги похожие на "Формирование экологической культуры младших школьников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Давлетшина

Л. Давлетшина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Давлетшина - Формирование экологической культуры младших школьников"

Отзывы читателей о книге "Формирование экологической культуры младших школьников", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.