» » » Л. Давлетшина - Формирование экологической культуры младших школьников
Авторские права

Л. Давлетшина - Формирование экологической культуры младших школьников

Здесь можно купить и скачать "Л. Давлетшина - Формирование экологической культуры младших школьников" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Л. Давлетшина - Формирование экологической культуры младших школьников
Рейтинг:
Название:
Формирование экологической культуры младших школьников
Издательство:
Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a
Год:
2012
ISBN:
978-5-7042-2404-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Формирование экологической культуры младших школьников"

Описание и краткое содержание "Формирование экологической культуры младших школьников" читать бесплатно онлайн.



В методическом пособии представлено описание особенностей экологического образования младших школьников, общей целью которого является формирование экологической культуры. Для диагностики результатов процесса экологического образования младших школьников предлагается комплекс соответствующих методик в соответствии с критериями (когнитивный, эмоциально-ценностный и практически-действенный). Авторами предложена система учебных заданий, включающая ситуационные задания и упражнения, а также дано описание приемов нравственной активизации личности младшего школьника в процессе экологического образования.

Пособие может применяться при изучении соответствующих разделов курсов «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир», а также в рамках спецкурса «Экологическое образование школьников» по всем профилям подготовки студентов по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлению 050100 «Педагогическое образование».






Интерактивный подход к обучению основан на свободе ученика, решающего образовательную задачу, на обратной связи в системе преподаватель – ученик, на непрерывном общении преподавателя с учениками, слежении за реакцией обучаемых и оптимизации образовательной среды для повышения эффективности процесса обучения. Кратко интерактивное обучение – это «обучение, погруженное в общение» (Д. Н. Кавтарадзе). К интерактивным методам обучения относятся, в частности, направленная дискуссия и разнообразные по форме ролевые и имитационные игры, моделирующие ситуации, проявляющиеся в процессе возникновения и решения социально-экологических проблем.

Холистический подход. Хорошо известно, что правое и левое полушария мозга имеют свои особые функции, определяющие в том числе и индивидуальные особенности познания и творчества. Те или иные способности учеников могут определяться доминированием одного из полушарий. Асимметрия полушарий мозга обязывает преподавателя учитывать специфику процессов познания и творчества у разных учеников и гибко варьировать формы и методы обучения, выбирая наиболее эффективные индивидуально для каждого ребенка. В то же время, используя формы и методы обучения, направленные на развитие правого или левого полушарий, можно содействовать сбалансированной работе обоих полушарий, что способствует гармонизации личности, более полной реализации способностей учеников. Подход к преподаванию, основанный на целостной, единой работе обоих полушарий головного мозга, получил название холистического (от англ. whole – целый, цельный). Холистический подход имеет аспект, особенно важный для экологического образования. Дело в том, что ученики с доминирующим левополушарным типом познавательной деятельности более сильны в теории, чем в практических действиях, столь важных, когда дело касается участия в решении социально-экологических проблем. В силу исторических причин, в нашей стране большее распространение получили методы, направленные на развитие именно левого полушария. Поэтому преподавателям важно иметь в активе методы, направленные на развитие образного мышления и в целом правополушарного типа деятельности.

Фасилитационный подход. Непривычно звучащее слово «фасилитация» происходит от латинского корня и в образовательном контексте означает «создание благоприятных условий». Фасилитационный подход предполагает создание на занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи на основе сотрудничества преподавателя с учениками, принятия и постоянной поддержки учеников, вере в их способности, взаимоуважении и доверии. Фасилитационный подход содействует развитию навыков вырабатывания собственного мнения, формированию активной личностной позиции, наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, а следовательно, и самореализации учеников.

Итак, для достижения успеха учебные программы должны основываться на образовательных подходах, наилучшим образом соответствующих целям и ценностям экологического образования [12].

В реализации процесса экологического образования основополагающими выступают его принципы. В педагогической науке (И. Д. Зверев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина и др.) определены основные принципы экологического образования школьников. К их числу относятся принципы:

♦ единства интеллектуального, эмоционально-волевого и практически действенного компонентов;

♦ научности: учет исходных позиций основных направлений экологии – классической (биологической), глобальной, социальной, экологии человека;

♦ целостности и системности. Процесс экологического образования как целостный, включающий взаимосвязанные и взаимодополняющие компоненты: цель – ведущие идеи – подходы – принципы – задачи – содержания – психолого-педагогические условия – методы и методические приемы – формы и средства;

♦ междисциплинарности и интеграции;

♦ гуманизации. Право на жизнь всех организмов: «Я жизнь, желающая жить среди жизней, желающих жить». Обращение к правам и обязанностям человека. Право на благоприятную окружающую среду, ответственность за личное здоровье, здоровье окружающих и состояние среды обитания;

♦ взаимосвязи глобального, национального и краеведческого компонентов. «Думай глобально, действуй локально». Межрегиональный принцип – это конструктивный путь погружения ученика в экологическую, социально-проблемную практику в реальной жизни своей местности на основе общетеоретических знаний и общих ценностей;

♦ непрерывности: школа как этап формирования экологической ответственности, опора на предыдущие этапы, подготовка к будущей самостоятельной профессиональной деятельности [44].

Реализация подходов и принципов экологического образования имеет одной из главных своих направленностей формирование экологического сознания. Когда речь идет об экологическом сознании, то имеют в виду ряд его характеристик:

♦ интерес к проблемам окружающей среды;

♦ озабоченность экологическими позициями родителей, педагогов, друзей, населения в целом;

♦ сознание и чувство ответственности за состояние среды и причастность к тому, как экологические проблемы будут решаться;

♦ готовность к экологической деятельности, которая становится важнейшей функцией человека, получившей название биосферной [35, с. 16].

Обобщая разные взгляды, можно заметить, что в эволюции системы «Человек – Природа» выделяются следующие этапы ее становления и, соответственно, виды экологического сознания:

1) синкретический (архаический), когда в своем сознании и самосознании человек еще не выделял себя из окружающей среды (природы) и тем более не противостоял ей как объекту деятельностного преобразования в соответствии с собственными целями выживания. Понятно, что этот период развития человека предшествовал технократическому этапу развития человеческой цивилизации;

2) антропоцентрический, когда сознание человека противопоставляло его окружающей среде и, более того, рассматривало ее как объект деятельностного преобразования в соответствии со своими «человеческими» целями выживания. Именно в этот период человек «забыл» о своем единстве с природой, что и привело в итоге к проблеме экологического кризиса на Земле;

3) экоцентрический, когда человек начинает понимать, что он и окружающая его природная среда входят как части в единую экосистему «Человек – Природа», и поэтому окружающая человека среда – это сфера его события с природой и что эта среда обладает самоценностью своего существования. Причем эта среда имеет право на свои собственные закономерности развития, которые нельзя не учитывать человеку в своей жизнедеятельности;

4) синергетический (возможно и другое название), когда человек осознает свое единство с природой как единство принципов своего развития с универсальными принципами развития природы в целом. Человек – это субстанциональная часть природы. В этом смысле и человек, и природная и антропогенная среды суть разные проявления универсальной сущности природы как способности к самопорождению – самосохранению – саморазрушению многообразия форм бытия. Тогда система «Человек – Природа» должна пониматься и воплощаться в действиях человека как единый субъект совместного развития, становление которого осуществляется через и посредством взаимодействия человека и природной среды, осуществляемого на основе универсальных принципов природы как всесущего основания многообразия форм бытия. Соответственно изменяется и отношение к природе. К ней уже недостаточно относиться как к объекту потребления и даже как к сосуществующему субъекту. К ней необходимо относиться как к субъекту совместного развития (со-развития, события) и в этом смысле как к со-субъекту становления системы «Человек– Планета» и «Человек – Природа» в целом. В свою очередь понятно, что это невозможно без осознания общности целей развития человека и природы и единства оснований (универсальных принципов) этого развития [25].

Исходя из сущности вышеупомянутых видов экологического сознания, можно утверждать, что в настоящее время необходимо стремиться к формированию экоцентрического и синергетического сознания, которые в наибольшей степени соответствуют ведущим идеям, подходам и принципам экологического образования.

Мы исходим из представления о том, что общей целью экологического образования является формирование экологической культуры личности. Человеку, обладающему экологической культурой, необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий, природной среды.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Формирование экологической культуры младших школьников"

Книги похожие на "Формирование экологической культуры младших школьников" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Давлетшина

Л. Давлетшина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Давлетшина - Формирование экологической культуры младших школьников"

Отзывы читателей о книге "Формирование экологической культуры младших школьников", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.