Коллектив авторов - Методология исследования политического: основные подходы и направления
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Методология исследования политического: основные подходы и направления"
Описание и краткое содержание "Методология исследования политического: основные подходы и направления" читать бесплатно онлайн.
В монографии представлены различные подходы к выявлению содержания политического, истоков его формирования и особенностей развития. Авторами предпринята попытка определения данного понятия как основополагающего в политической науке.
Книга предназначена для политологов, преподавателей и студентов вузов.
На основании представленных подходов, попытаемся определить сущностные характеристики, определяющие политическое. Для этого вначале необходимо, как минимум: определить его системообразующие элементы и структуру; истоки его формирования; факторы, детерминирующие его развитие и функционирование; границы и функции.
Проведенный выше анализ различных подходов дает основание выделить два системообразующих элемента политического: установку «свои – чужие»/«друг – враг» и власть.
Как уже выше отмечалось, установка «свои – чужие»/«друг – враг», предложенная К. Шмиттом в качестве критерия политического, отражает особенности функционирования всех живых сложноорганизованных систем и носит универсальный характер.
Рассмотрим следующий элемент политического – власть. Носит ли власть также универсальный характер или она является атрибутом сугубо политической сферы. Ответ на этот вопрос даст понимание границ собственно политического.
Обратимся к анализу истоков данного феномена. Как свидетельствуют результаты исследований современной биополитики, истоки властных отношений своими корнями уходят в ранние этапы развития высокоорганизованных сообществ – к высокоорганизованным сообществам животных, у которых властные отношения находят свое отражение в иерархических отношениях господства-подчинения. Протоосновой властных отношений являются иерархические отношения господства-подчинения как этологический механизм управления с применением насилия.
Схему эволюции власти, возможно представить следующим образом: иерархические отношения господства-подчинения – общественная власть – политическая власть – государственная власть. Такое понимание генезиса власти, имеющей своим основанием этологические механизмы иерархии, и являющейся системообразующим элементом политического, дает основание сделать вывод, что появление политического обусловлено не только развитием социальных форм, но и природными механизмами, регулирующими поведение высокоорганизованных общественных животных.
Именно тем, что в системообразующих элементах политического, проявляются свойства универсального характера, присущие высокоорганизованным общественным системам, объясняется такое свойство политического как инклюзивность, то есть способность политизировать другие сферы общественной жизни. Речь идет о не проникновении политического в различные области, а об актуализации свойств политического, которые имманентно присущи общественным системам.
Принципиально важным для исследования политического является анализ его структуры. В политической философии структура политического представлена двумя уровнями: актуализированное (проявленное) политическое и потенциальное политическое. Можно сказать, что вычленение мира политического, как актуализированной формы бытия, в качестве самостоятельной подсистемы произошло на определенном этапе исторического развития общественной системы. Анализ генезиса власти дает возможность сделать вывод о том, что актуализированную форму политическое приобретает на этапе формирования политической власти и появления управленческих институтов и институтов легитимного насилия на основе либо традиции, либо права. Как выше отмечалось, что это не всегда совпадает с этапом формирования государства, и возможно уже на этапе развития более ранних социальных форм. К актуализированной форме политического относятся явления, институты, организационные формы, отношения за которыми стоит власть с функциями управления, реализации общественно значимых целей и сохранения порядка на основе легитимного насилия.
Потенциально политическое это области общественной системы, общественного сознания и поведения, которые при определенных обстоятельствах, могут быть политизированы на основании глубоко укоренных механизмов различения «свои – чужие»/«друг – враг», это механизмы трансформации других сфер жизнедеятельности общественных систем в политическое, это процессы и закономерности, отражающие генезис власти и ее функций.
Структуру политического можно представить как пересечение двух осей – оси власти и оси «свой – чужой»/«друг – враг», характеризующейся интегрированностью и предполагающей вертикальную и горизонтальную согласованность структурных элементов.
Анализируя границы политического по вертикальной оси ординат – «власть», возможно сделать вывод о том, что политическое своими истоками уходит в более ранние эволюционные этапы развития социальных систем, в догосударственный этап развития человеческого сообщества.
Границы политического по оси абсцисс определяют процессы политизации других сфер жизнедеятельности общественных систем, где происходит обострение/угасание конфликта по оси «свой – чужой»/«друг – враг».
В связи с этим, необходимо отметить условность и подвижность границ политического.
Для того чтобы поддержать или опровергнуть данное утверждение обратимся к политической практике. Действительно ли границы политического по оси абцисса условны и носят ситуативный характер?
Развитие политических реалий второй половины XX столетия свидетельствует о расширение сферы политического: политизация различных сфер общественной жизни стало устойчивой тенденцией в условиях современного мира. Масштабный по своему размаху процесс политизации, затрагивающий все области жизни, можно определить как процесс расширения политического.
Проявлением процессов политизации считается:
– усиление влияния политики на другие сферы общественной жизни;
– придание политического звучания сколько-нибудь значительным вопросам общественной жизни;
– повышение роли государства в жизни общества;
– возрастание интереса к участию в политике отдельных социальных групп и индивидов;
– более широкое вовлечение масс в политическую деятельность, усиление политической направленности социальных движений;
– изменения в сознании и поведении индивидов и групп, происходящие в результате усиления влияния политики на все сферы их жизнедеятельности.
Политизация общественной жизни заключается в том, что политический характер приобретают явления и процессы, относящиеся не к политической, а к другим сферам общественной жизни. Это означает, что общественные явления, которые по своей природе не являются политическими, и ранее были вне политической сферы, оказываясь в области столкновения политических субъектов, становятся либо средствами для достижения политических целей, либо объектом воздействия со стороны политических сил. Примером того является деятельность государства по регулированию хозяйственно-экономической сферы, брачно-семейных дел граждан, идеологизация искусства как средства политической борьбы и т. д.
Процессы политизации особенно активно развиваются в условиях нарастания в обществе социальных и экономических кризисов. Как отмечает отечественный исследователь М. В. Данилов, «неспособность власти решить эти и многие иные проблемы традиционными для экономической сферы инструментами, заинтересованность контрагентов в ослаблении позиций властвующей элиты приводят к тому, что экономический кризис обретает статус политического и его преодоление, возможно было исключительно в политическом поле»[9]. Таким образом, обретение проблемой политического статуса служит фактором давления на власть, что происходит с целью достижения необходимых результатов в других сферах жизнедеятельности общества.
Политизируются экономические, культурные, правовые, административные, религиозные, нравственные и иные феномены. Политизация означает, по сути, перетекание проблемы из социальной, экономической или какой-либо иной сферы, в политическую. М. В. Данилов отмечает, что «политический статус проблемы означает ее наивысший накал, обостренную общественную значимость и актуальность, неспособность субъектов принятия решений справиться с ней с помощью привычных методов и практик»[10]. Процессы политизации могут носить как продуктивный, так и контрпродуктивный характер для развития социополитических систем.
Выделяются следующие причины процесса политизации:
– неспособность решить проблему, соответствующими для нее методами (экономическими, административными, правовыми);
– высокая общественная значимость проблемы, которая выводит ее сразу на политический уровень (техногенные катастрофы и природные катаклизмы, девальвация валюты и банковский кризис, банкротство крупнейшего телеканала, этнические столкновения и т. д.);
– искусственная политизация проблемы, вызванная действиями социально-политических субъектов.
Однако наблюдаются не только процессы политизации, но и процессы деполитизации, что представляет собой диалектическое единство и определяет условность и неустойчивость границ политического. Рассмотрим причины процесса деполитизации, в результате которого происходит сужение границ политического:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Методология исследования политического: основные подходы и направления"
Книги похожие на "Методология исследования политического: основные подходы и направления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Методология исследования политического: основные подходы и направления"
Отзывы читателей о книге "Методология исследования политического: основные подходы и направления", комментарии и мнения людей о произведении.