» » » Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия


Авторские права

Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия

Здесь можно купить и скачать "Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия
Рейтинг:
Название:
Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-17-057496-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия"

Описание и краткое содержание "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия" читать бесплатно онлайн.



В этой книге рассказывается о способах профилактики и путях преодоления нарушений устной и письменной речи.






В ходе таких упражнений взрослый, закрыв лицо экраном, продолжительно и достаточно громко произносит то звук З (З-З-З-З-З), то звук Ж (Ж-Ж-Ж-Ж-Ж), после чего каждый раз спрашивает ребенка: «Кто это, жук или комар?» Или после попеременного произнесения звуков С и Ш ставится такой вопрос: «Что это, лес шумит или водичка из крана бежит?» При работе над слуховой дифференциацией звуков особенно важно, чтобы прежде всего сам взрослый, занимающийся с ребенком и не являющийся специалистом в области дефектологии, до конца осознал различие в звучании звуков, а затем довел это различие до сознания ребенка. Существенную помощь здесь могут оказать приводимые ниже четверостишия, в которых настойчиво подчеркивается специфика звучания каждого из смешиваемых ребенком звуков.

Л—Р

Звук Л словно плавно плывет в волнах,
Так плавно плывет челнок,
А Р гр-р-рохочет, как гр-р-ром в гор-р-рах,
Как бур-р-рный гор-р-рный поток.

Звук Р пр-р-рогр-р-рохочет в таких словах:
«Огр-р-ромный», «шир-р-рокий», «кр-р-рутой»,
А Л сЛовно пЛавает пЛавно в воЛнах
И Ласково гЛадит воЛной.

Звук Л – он словно ласкает слух,
Послушайте: «гоЛос», «меЛ»,
А Р так гр-р-ромко пр-р-рор-р-рвется вдр-р-руг,
Как гр-р-розный гр-р-ром пр-р-рогр-р-ремел!

Звук Р – это гр-р-рохот гр-р-рома,
Звук Л – это пЛеск воЛны;
На Р вдр-р-руг кар-р-ркнет вор-р-рона,
А где звуки Л слышны?

С—Ш

На Ш ш-ш-шумят камыш-ш-ш-ши,
А С – это прос-с-сто с-с-свис-с-ст,
На Ш – ш-ш-шаги, ш-ш-шалаш-ш-ши,
На С – с-сос-с-сулька и ли-с-ст.

З—Ж

З-з-звонок з-з-звенит, з-з-звенит, з-з-звенит,
А ж-ж-жук ж-ж-жуж-ж-жит, ж-ж-жуж-ж-жит, ж-ж-жуж-ж-жит…
Ж-ж-жуж-ж-жанье глуше у ж-ж-жука,
Чем з-з-звонкий, з-з-звонкий з-з-звук з-з-звонка.

Ц—С

Звук Ц – как цокот копыт,
Он краток и даже строг,
А С протяжно звучит,
Чтоб ты «тянуть» его смог.
Голос-с-с, колос-с-с, навес-с-с —
Здесь С мы можем продлить,
В словах же «конеЦ», «пловеЦ»
«Ц» быстро должны говорить.

Щ—Ш

В звуке Щ небольшой Щелчок,
А в Ш лишь протяжный Шум.
Запомни это, дружок,
Различай их без долгих дум.

После того как ребенок уловит различие в звучании заменяемых им в речи звуков, нужно закрепить этот навык путем выполнения им специальных заданий. Все эти задания рассчитаны на то, чтобы внимание ребенка было постоянно привлечено к нужной паре звуков. Приведем для примера некоторые из таких заданий, ориентированных на дифференциацию звуков С и Ш. Аналогичным образом подбирается речевой материал и для любой другой пары не различаемых ребенком звуков.


Задание 1

Предложите ребенку определить, какой первый звук (С или Ш) слышится в словах ШАПКА, ШУБА, СУМКА, СТОЛ, ШКОЛА, ШАРФ, СОМ, СУП, ШАЛЬ, ШЛЯПА, СТУЛ. Взрослый последовательно произносит каждое из этих слов, несколько выделяя при этом звуки С и Ш. Ребенок после произнесения каждого слова показывает соответствующую букву (даже в дошкольном возрасте эти звуки лучше сразу связывать с печатными буквами).


Задание 2

Предложите ребенку сначала показать все имеющиеся в комнате предметы, в названиях которых есть звук С, а затем – предметы со звуком Ш. (Можно называть мебель, одежду, посуду, игрушки и пр.)


Задание 3

Предложите ребенку самому придумать несколько любых слов на звук С, а затем – любых слов на звук Ш.


Задание 4

Попросите ребенка определить, в каком месте слова (начало, середина, конец) слышится звук Ш в следующих словах: ШАР, КОШКА, ДУШ, МЕШОК, ШУБА, МЫШЬ и др. Этот вид упражнений, рассчитанный на определение примерного места звука в слове, очень важен потому, что он не только уточняет и как бы углубляет навык слуховой дифференциации звуков, но и подготавливает ребенка к звуковому анализу слов, необходимому для овладения грамотой. Предлагать эти задания можно детям начиная с пятилетнего возраста.

В результате такой работы ребенок обычно сравнительно быстро начинает различать звуки на слух, что должно проявиться в правильном и четком выполнении им всех приведенных здесь заданий. А раз ребенок поймет, что С и Ш – это разные звуки, то и произнесение СУБА вместо ШУБА уже перестанет его устраивать. У него появится стимул к овладению правильной артикуляцией звука Ш. Так проведенная с ребенком подготовительная работа позволит убрать ту основную патологическую причину, которая мешала ему в овладении правильным звукопроизношением. Теперь остается только обеспечить ребенку необходимый образец для подражания. Сделать это можно путем правильного и отчетливого произнесения взрослыми как можно большего количества слов с этим звуком. Вполне возможно, что ребенок усвоит звук просто по подражанию, особенно если он будет не только слышать этот звук, но одновременно и видеть правильную артикуляцию взрослого (в частности, положение губ). При необходимости же обращения к логопеду логопед тоже будет иметь возможность сразу приступить к воспитанию правильного произношения звука, не тратя времени на развитие его слуховой дифференциации. Но об этом речь пойдет далее.

Устранение анатомических дефектов органов артикуляции

При наличии существенных дефектов в строении речевого аппарата подготовительная работа обычно проводится в двух направлениях:

Во-первых, принимаются меры по устранению самого анатомического дефекта. Например, при очень короткой уздечке языка, не позволяющей ему подниматься вверх (см. рис. 5), постановка звука Р возможна лишь после ее подрезания. Точно так же преодоление межзубного произнесения свистящих звуков чаще всего оказывается возможным лишь после устранения переднего открытого прикуса (см. рис. 1). Понятно, что в этих случаях родителям приходится обращаться за помощью к хирургу или ортодонту.

Во-вторых, проводится работа по развитию подвижности артикуляторных органов (в основном языка и губ). Необходимость такой работы объясняется тем, что при дефектах в строении артикуляторного аппарата язык или почти совсем не функционирует (например, при короткой уздечке), или, приспосабливаясь к необычной анатомической структуре других органов, функционирует неправильно. К тому же если при короткой уздечке языка ребенок не мог поднимать его вверх, то не появится сама собой эта возможность и после подрезания уздечки, так как мышцы языка у такого ребенка не разработаны. Это относится и ко всем другим случаям аномалий в строении артикуляторного аппарата – после их устранения нужно приводить в порядок и речевую моторику, приспосабливая ее к новым, «оздоровленным», анатомическим условиям.

Более того, активная артикуляторная гимнастика важна не только для коррекции нарушенного звукопроизношения, но также и для устойчивого исправления самого анатомического дефекта. Так, врачи-ортодонты считают, что если после устранения анатомического дефекта язык будет продолжать функционировать неправильно, то это может спровоцировать возвращение прежней «патологической формы». Например, при выступающей вперед нижней челюсти (прогении) язык привыкает к слишком переднему положению. После устранения данной аномалии он по-прежнему будет стремиться принять это же самое привычное для него положение, что приведет к излишне сильному давлению языка на нижние резцы, а значит, и к возможному их отклонению вперед.

О характере самих упражнений для языка и губ говорится в следующем разделе.

Развитие подвижности артикуляторных органов

Во многих случаях неусвоение правильной артикуляции звука объясняется тем, что ребенок не может придать своему языку, а нередко и губам, нужное положение. Язык как бы непослушен и недостаточно подвижен или занимает какое-то необычное положение при выполнении некоторых самых простых движений. Чаще всего это бывает связано с парезами мышц языка. Подготовительная работа в этих случаях заключается в проведении так называемой артикуляторной гимнастики. Основная ее цель состоит в развитии достаточной силы и подвижности мышц губ и языка, без чего невозможно правильное артикулирование звуков.

Например, правильным произношением звука Р ребенок не овладеет до тех пор, пока у него не появится возможность поднимать кончик языка к верхним альвеолам, не говоря уже о том, что кончик этот должен обладать достаточной подвижностью, без которой невозможна его вибрация. Точно так же боковой оттенок при произнесении свистящих звуков не исчезнет до тех пор, пока в результате специальных упражнений ребенок не научится удерживать язык во рту широким, с касанием к коренным зубам. Только так можно предотвратить утечку воздуха между коренными зубами и боковыми краями языка, придающую этим звукам хлюпающий боковой оттенок.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия"

Книги похожие на "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Парамонова

Людмила Парамонова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия"

Отзывы читателей о книге "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.