» » » » Василий Рогожкин - Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс


Авторские права

Василий Рогожкин - Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс

Здесь можно скачать бесплатно "Василий Рогожкин - Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a, год 2015. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Василий Рогожкин - Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс
Рейтинг:
Название:
Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс
Издательство:
Литагент «Дрофа»d9689c58-c7e2-102c-81aa-4a0e69e2345a
Год:
2015
ISBN:
978-5-358-14777-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс"

Описание и краткое содержание "Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс" читать бесплатно онлайн.



Учебник дает представление о месте и роли России в мире, расширяет знания старшеклассников об основных событиях отечественной и мировой истории с древнейших времен до конца XIX в. Он поможет школьникам научиться анализировать явления прошлого, сравнивать особенности исторического пути России и других стран, познакомит с новыми для них источниками и мнениями ученых.

Учебник написан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.






Долгое время земледельцы собственными силами производили одежду, домашнюю утварь, орудия труда. Постепенно ремесло выделилось в отдельную отрасль хозяйства. Из железа ковали топоры, косы, серпы, наконечники для стрел и копий. Изделия славянских ремесленников – кузнецов, ювелиров, древоделов – высоко ценились их соседями. Центрами ремесла и торговли, возникавшими в основном на речных берегах, были грады – укрепленные племенные центры.

Общественный строй

В середине I тыс. н. э. восточные славяне жили родовыми общинами. Общинники совместно владели землей, сообща трудились, вся продукция, созданная ими, была общей и делилась поровну между всеми родичами. Роды объединялись в племена, а те, в свою очередь, в племенные союзы. Важнейшие вопросы общественной жизни – объявление войны и заключение мира, выбор старейшин и князя – решало вече (собрание) племени. Старейшины распределяли землю среди соплеменников, разбирали тяжбы, председательствовали в народных собраниях. Наряду с обще племенным ополчением существовала дружина, состоявшая из молодых, крепких воинов. Во главе дружины и общеплеменного ополчения стоял князь, которым становился самый удачливый, храбрый и мужественный воин.

Хозяйственный прогресс – усовершенствование орудий труда, переход к плужному земледелию и стойловому содержанию скота привел к тому, что теперь отдельная семья была способна самостоятельно вести хозяйство. Поэтому в середине I тыс. прежние родовые связи разрушались и происходил постепенный переход к соседской общине (славяне называли ее «вервь», «мир»). Быстрее всего этот процесс происходил там, где не требовалось усилий многих людей для расчистки леса под пашню, – в лесостепной полосе. Самым экономически развитым районом было Среднее Поднепровье.

Семьи, составлявшие соседскую общину, совместно владели землей, но самостоятельно распоряжались урожаем, собранным со своего надела. Постепенно среди славян росло общественное и имущественное неравенство. Богатые семьи завладевали значительными участками земли. Знатность, которая прежде основывалась на принадлежности человека к прославленному роду (зачастую ведшему происхождение от легендарного предка), теперь все более и более связывалась с большим достатком. Значительную часть богатств (в виде земли, обрабатываемой пленниками, добычи, захваченной во время набегов, и дани, которую отдавали соплеменники в виде платы за защиту от врагов) сосредоточивали в своих руках князья, которые стали передавать свою власть по наследству. Постепенно они стали присваивать себе и полномочия старейшин. Опорой власти князя становилась дружина, члены которой все больше отрывались от своих общин. Так постепенно вызревали социально-экономические предпосылки образования государства.

Мировоззрение древних славян

Представления славян об окружающем мире, о своем месте в нем были насквозь мифологичными. Все окружающее человека пространство – от порога родного дома до края родной земли, как и вся его жизнь, от первого крика до последнего вздоха, – было подчинены законам, установленным предками по воле богов. Славяне верили, что в момент рождения приоткрывается дверь между миром мертвых и миром живых. Чтобы обезопасить родных от вторжения злобных сил, будущая мать уходила рожать в отдельно стоящее здание – чаще всего баню. Когда новорожденный издавал свой первый крик, наступало время первого в его жизни обряда. Повитуха перерезала пуповину – на стреле или топоре, если это был мальчик, и на веретене – если это была девочка. Новорожденного ребенка отец знакомил с главными божествами окружающего мира: прикладывал его к земле, окунал в воду, показывал восходящему солнцу и месяцу.

Первым пространством, которое осваивал маленький человечек, был его родной дом. Здесь ребенок впервые слышал родную речь – обращенные к нему слова любви, сказки и мифы. Здесь в печи горел огонь, обогревавший жилище и оберегавший людей от скверны и нечистой силы. В представлениях славян, огонь был сыном бога неба – Сварога, поэтому пламя домашнего очага считалось у славян священным. Ему во время трапезы посвящался первый и лучший кусок хлеба. Гость, обогревшийся у очага, становился для хозяев своим. В доме, как в крепости, славянин уберегался от всех опасностей – шли ли они от недобрых людей или от злых духов. Здесь жил домовой – охранитель очага и покоя. При «суседушке» нельзя было произносить бранных слов и тем более смахивать хлебные крошки на пол. Потребление пищи было священнодейством – слишком тяжелым трудом она доставалась. У славян запрещалось бить кулаком по обеденному столу: он считался божьей ладонью.


Славянский идол


На косяке двери и оконнице вырезали священные изображения, которые должны были отпугивать темные силы. К ним относились символы Перуна – бога грозы, грома и молний и Даждьбога – бога солнца. Считалось, что никакая нечистая сила не могла преодолеть эту преграду. Переступить границу усадьбы и тем более порог дома без приглашения считалось кощунством.

Через пять-шесть лет после рождения в жизни славянина наступал новый важный этап. На мальчика впервые надевали штаны, а на девочку специальную юбку – понёву. Подростка активно приобщали к труду, знакомили с обычаями своего племени. Он молился богам в родовом святилище. Обустроенное, очищенное священнодействиями поселение было надежной опорой. Его покой охраняли духи умерших предков, прах которых в специальных корчагах помещался на развилках дорог. Расставаясь надолго с родной округой, славянин брал по щепоти земли из-под печки, из-под ворот родного дома, с развилки дорог за околицей. Считалось, что эта унесенная в нагрудном мешочке родная земля отведет несчастья в дальних краях, укажет верный путь назад, к отчему дому, к родному очагу.

В 14–16 лет происходило следующее важнейшее изменение в жизни – подростки становились взрослыми. Это было тяжелое испытание. Юноши и девушки должны были доказать умение самостоятельно вести хозяйство, переносить боль, продемонстрировать знание всех обычаев. Человек, успешно выдержавший этот обряд, становился полноправным членом племени: мог рассчитывать на земельный надел, часть охотничьей или воинской добычи. Теперь совместно с другими взрослыми соплеменниками ему принадлежала вся родная земля, в границах которой древний славянин мог чувствовать себя более или менее защищенным.

Лес, где охотился человек, река, где он удил рыбу, в представлениях наших предков, были частью живого мира. Белку или волка надо было бить стрелой точно в глаз. И не только для того, чтобы не испортить шкуру, но и для того, чтобы не доставить мучений животному. В лесу охотник мог брать ровно столько, сколько нужно для прокорма семьи. Лишнего зверя убивать нельзя, ибо в этом случае недобрый хозяин чащобы – леший, не только уведет с пути охотника лесных зверей и птиц, но и самого заведет в чащу, откуда уже не будет возврата. Нельзя было ловить рыбу больше необходимого – водяной мог принести несчастье.

Смерть не воспринималась нашими предками как окончание всего. Сгоревший на погребальном костре человек просто переселялся в обитель мертвых. Отсюда он молил светлых богов Сварога, Макошь (Мокошь) о защите соплеменников от чар злобных богов. Славяне верили, что бог Род, принимавший участие в создании Вселенной, посылает с небес на землю души умерших, чтобы они вселились в только что рожденных детей. Поэтому славяне часто давали своим детям имена ушедших в мир мертвых родственников: считалось, что сила и мудрость предков воплотятся в новом, пришедшем в мир живых человеке.

В нашей современной жизни очень многое напоминает нам о временах восточных славян. Земли, занятые восточными славянами в период освоения ими Восточно-Европейской равнины, составляют территорию центральной части современной России, Украины и Белоруссии. Способы постройки дома, хозяйственные занятия, умения и навыки в течение многих столетий оставались неизменными. Языческое мировоззрение сохранялось у славян даже и после принятия христианства. Крестившись, вчерашние язычники продолжали чтить старых богов, только под новыми именами. Так, например, облик Перуна трансформировался в образ Ильи Пророка, одного из самых почитаемых христианских святых. Другим «наследником» бога грозы стал святой Георгий Победоносец. Перун в славянской мифологии выступал в качестве победителя злого бога – Змея-Волоса. Змееборцем выступает и Св. Георгий.

Подведем итоги

В середине и второй половине I тыс. восточные славяне заселили обширные пространства Восточно-Европейской равнины. Приемы хозяйствования, мировоззрение, язык и культура, свойственные восточным славянам, заложили основы российской цивилизации.

Вопросы

1. Охарактеризуйте основные занятия славян. Сравните их с занятиями западноевропейцев в раннее Средневековье.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс"

Книги похожие на "Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Рогожкин

Василий Рогожкин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Рогожкин - Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс"

Отзывы читателей о книге "Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.