» » » » Сергей Скляров - Вина и мотивы преступного поведения


Авторские права

Сергей Скляров - Вина и мотивы преступного поведения

Здесь можно купить и скачать "Сергей Скляров - Вина и мотивы преступного поведения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Скляров - Вина и мотивы преступного поведения
Рейтинг:
Название:
Вина и мотивы преступного поведения
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
978-5-94201-374-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вина и мотивы преступного поведения"

Описание и краткое содержание "Вина и мотивы преступного поведения" читать бесплатно онлайн.



В работе рассматривается концепция вины, существующая в уголовном праве России, раскрываются проблемы законодательной регламентации ее форм, предлагается принципиально новый подход к пониманию мотивов преступного поведения, их классификации, к определению места и роли мотивов в процессе мотивации поведения. Показывается влияние мотивов преступного поведения на определение формы, объема и степени вины лица, совершившего преступление. Раскрывается значение формы и степени вины, мотивов преступного поведения для квалификации преступлений, дифференциации и индивидуализации уголовной ответственности.

Работа адресована научным работникам, юристам-практикам, а также преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов.






Вернемся к примеру с материальными потребностями. Предположим, что А взломал двери в квартире Б и совершил кражу его вещей. Что лежало в основе действий А? Во-первых, осознанная потребность в виде желания иметь деньги или определенные вещи. Во-вторых, актуализированное психическое образование, побудившее А избрать неправомерный путь удовлетворения своей потребности. Но почему А похитил вещи именно у Б, почему А именно взломал дверь в квартире, а не проник в нее, допустим, через форточку?

Из приведенных примеров можно сделать вывод о том, что в обоих случаях вымышленные преступники чем-то мотивировали свои конкретные действия в рамках избранного ими типа поведения. Например, А проник в квартиру именно к Б, так как знал, что Б хранит дома много ценных вещей, что его подолгу не бывает дома, а проник в квартиру путем взлома дверей, потому что, скажем, не знал другого способа осуществления задуманного, так как Б жил на третьем этаже и проникнуть в квартиру через форточку было невозможно и т. д.

Таким образом, причины выбора конкретного объекта посягательства, конкретных средств, конкретного способа совершения преступления отличны и от осознанных потребностей, и от устойчивых психических образований, лежащих в основе выбора человеком того или иного типа поведения. Для объяснения конкретного поведения требуется введение еще одного гипотетического конструкта – определенных психических образований, лежащих в основе выбора конкретного объекта и конкретного способа поведения.

Представляется, что психические образования, являющиеся причиной направленности поведения на конкретный объект[125] и конкретным способом, не присутствуют у человека в потенциальном состоянии, а всегда возникают в каждой конкретной ситуации, т. е. характеризуются ситуативностью в отличие от устойчивых психических образований, находящихся в потенциальном состоянии и в результате актуализации выступающих в качестве непосредственной причины выбора человеком определенного типа поведения.

Возникновение ситуативных психических образований, лежащих в основе выбора конкретного объекта и конкретного способа поведения, является следствием взаимодействия объективных условий ситуации, с одной стороны, и определенных субъективных факторов – навыков, умений, опыта, профессии человека, знаний о среде и своих возможностях, – с другой. Выделенные ситуативные психические образования целиком привязаны к определенному моменту в жизни человека, но, тем не менее, сходные образования могут возникать и на протяжении длительного времени при повторяющихся тождественных актах поведения в объективных условиях ситуации, несущественно отличающихся друг от друга.

Например, преступник, обладая определенными знаниями и опытом, используя благоприятное стечение обстоятельств, на протяжении длительного времени действует одним и тем же способом: подсыпает сильнодействующее снотворное в пищу потерпевших, а затем совершает хищение находящихся при них вещей.

Рассматриваемые ситуативные психические образования не только являются внутренней причиной выбора человеком конкретного объекта и конкретного способа действия (бездействия), но и позволяют четко определить конечную цель поведения. Так, при совершении человеком кражи этапы конкретизации цели поведения можно представить следующим образом:

– общая цель, определяемая осознанной потребностью, – иметь деньги, хорошо жить и т. д.;

– конкретизированная в результате актуализации устойчивого психического образования, лежащего в основе выбора типа поведения, общая цель – тайно изъять деньги у другого человека и обратить их в свою пользу;

– конкретная конечная цель действий, допустим, такая – проникнуть путем взлома дверей в квартиру Б в его отсутствие и вынести оттуда ценные вещи.

Следует уточнить, что ситуативные психические образования не обязательно в каждом конкретном случае лежат в основе выбора человеком одновременно и конкретного объекта и конкретного способа поведения. Лицо уже при осознании потребности и постановке общей цели может знать объект будущего поведения. Так, 27 % осужденных к лишению свободы за совершение различных преступлений изначально при принятии решения об удовлетворении своей потребности путем совершения уголовно-противоправных действий знали, кто будет потерпевшим от будущего преступления. Например, заранее знали, кто будет потерпевшим, 37,5 % осужденных, отбывающих наказание за совершение убийства при отягчающих обстоятельствах, 41 – за совершение убийства без отягчающих и смягчающих обстоятельств, 30 – за причинение тяжких телесных повреждений, 67 – за грабеж, 33 – за вымогательство. Заранее знали объект будущего преступления 33 % осужденных за присвоение, растрату или хищение государственного имущества путем злоупотребления своим служебным положением, 100 % осужденных за незаконные действия с наркотическими средствами (ст. 228 УК РФ). Осужденные за получение взятки должностные лица в 50 % случаев заранее знали, кто будет взяткодателем. Таким образом, возникшие ситуативные психические образования явились причиной выбора лишь конкретного способа поведения, так как объект поведения был известен заранее.

В других ситуациях конкретный способ поведения может быть изначально заложен в устойчивом психическом образовании, лежащем в основе выбора того или иного типа поведения, или в самой осознанной потребности, выступившей источником активности человека. Например, существуют преступления, совершение которых иными конкретными способами просто невозможно: изнасилование; посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, неисполнение приказа и др. В указанных случаях ситуативные психические образования лежат в основе выбора конкретного объекта поведения, а способ известен виновному заранее.

Необходимо отметить, что ситуативные психические образования, инициирующие выбор конкретного объекта и (или) конкретного способа поведения, как правило, нейтральны по своему содержанию. Причинами выбора человеком конкретных средств, конкретного способа и конкретного объекта как правомерного, так и неправомерного поведения могут выступать одни и те же психические образования. Например, врач совершает ряд убийств скальпелем, потому что имеет медицинское образование и использует этот инструмент в процессе профессиональной деятельности, знает, как с ним обращаться, и имеет его в своем распоряжении. Но в другой ситуации, когда, допустим, потребовалось разделать тушку поросенка, он мог бы использовать для этого тот же скальпель по тем же самым указанным выше причинам.

Думается, что среди ситуативных психических образований все же можно выделить определенную часть, обладающую определенной степенью антисоциальности. Например, преступник выбирает тот или иной способ совершения убийства именно для того, чтобы причинить особые страдания жертве.

В отличие от устойчивых психических образований, лежащих в основе выбора человеком того или иного пути удовлетворения имеющейся у него потребности, которые характеризуются как антисоциальные в зависимости от оценки индивидом и обществом характера действия, ситуативные психические образования относятся к антисоциальным или общественно нейтральным вне зависимости от наделения указанными свойствами внешних действий человека. Содержание ситуативных психических образований (независимо от того, является поведение человека нормативным или индивидуальным) в одних случаях может быть нейтральным, а в других – может не соответствовать общечеловеческим нормам морали, когда выбор конкретного объекта или конкретного способа действия происходит по соображениям, не одобряемым обществом. Поэтому условиями наделения того или иного ситуативного психического образования свойством антисоциальности, на наш взгляд, являются:

– признание обществом в целом определенных причин выбора конкретного объекта и конкретного способа поведения антисоциальными;

– осознание самим человеком, что данный выбор сделан им по антисоциальным причинам.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий ситуативные психические образования, явившиеся непосредственной причиной выбора человеком конкретного объекта и (или) конкретного способа поведения, необходимо определять как нейтральные.

Таким образом, в основе выбора человеком конкретного объекта и (или) конкретного способа действия (бездействия) в рамках избранного им типа поведения лежит ситуативное психическое образование, возникающее в результате взаимодействия объективных условий ситуации и определенных субъективных факторов: навыков, умений, опыта, профессии, знаний о среде и своих возможностях, и позволяющее четко определить конкретную цель поведения.

С учетом проведенного анализа можно сделать вывод о том, что субъективными причинами поведения человека являются:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вина и мотивы преступного поведения"

Книги похожие на "Вина и мотивы преступного поведения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Скляров

Сергей Скляров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Скляров - Вина и мотивы преступного поведения"

Отзывы читателей о книге "Вина и мотивы преступного поведения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.