Игорь Кравец - Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления"
Описание и краткое содержание "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматриваются проблемы становления и развития российского конституционализма как правового, исторического и политического явления. На основе сравнительно-правового и исторического анализа раскрываются функции конституции в контексте российских реалий политико-правового развития, эволюция сущности конституций на различных этапах развития Российского государства, проблемы правового регулирования и реализации принципов российского конституционализма.
Особое внимание уделяется понятию и способам конституционализации правового порядка в России, вопросам прямого действия конституции, формированию конституционно-правовой ответственности, теории и практике конституционных поправок. Судебный срез конституционализма проявляется в анализе правовой природы конституционной герменевтики, официального толкования Российской Конституции, осуществления судебного конституционного контроля и разрешения споров о компетенции.
Для юристов, политологов, студентов, аспирантов и преподавателей вузов, работников органов государственной власти и местного самоуправления, а также для широкой читательской аудитории.
Не сразу функция ограничения власти становится господствующей в правовой системе страны, хотя именно эту функцию в исследованиях считают основной и исконной для конституции. В период абсолютизма начинают формироваться нормативные ограничения верховной власти монарха над своими подданными. Однако только после государственной реформы 1905–1906 годов появляются нормы, которыми российский император ограничивается в законодательной и бюджетной сфере. В теории советские конституции отрицали необходимость выполнения функции ограничения государственной власти. Власть не нуждалась в ограничении, так как основывалась на классовом господстве и народном суверенитете. В современной России эта функция конституции подвергается критике. Конституция РФ 1993 года последовательно не разделила нормативные ограничения полномочий и сферу административного усмотрения при их реализации органами исполнительной власти. Функция ограничения государственной власти будет выполняться более эффективно, если в конституции урегулировать процедуру делегированного законотворчества, предусмотреть условия и порядок принятия актов делегированного законодательства. Однако следует принять во внимание, что в России конституция не может выполнять только функцию ограничения государственной власти. В силу специфической роли государства в историческом развитии нашей страны конституция должна созидать новый конституционный порядок, создавая правовые гарантии для деятельности государства и личности.
§ 3. Функция учреждения нового конституционного порядка
К позитивным функциям конституции следует отнести функцию учреждения нового государственно-правового или конституционного порядка. Учредительная функция конституции проявляется в ходе принятия конституции тем или иным способом. В этом состоит, как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, легализация конституции, которая становится законным правовым актом, обладающим высшей юридической силой[177]. При этом выбор порядка принятия конституции, который может быть демократическим или недемократическим, оказывает влияние на легитимацию правового акта, на степень его легитимности в глазах населения страны.
С помощью учредительной функции конституируется правовая и политическая структура, определяются устройство и полномочия важнейших государственных органов различных ветвей власти. Так, американский исследователь Джозеф Рэз считает, что эта характерная черта идентифицирует конституцию как конститутив правовой и политической структуры, которая является правовой системой[178].
Другими словами, эта конститутивная функция, которая в реальной жизни может приводить к различным последствиям, а во времени завершать или открывать путь к всеобъемлющим конституционным преобразованиям.
Учреждение нового конституционного порядка может подготавливаться рядом реформ, завершением которых становится принятие новой конституции. В этом случае учредительная функция конституции проявляет себя на завершающем этапе политико-правовых преобразований. Однако новый конституционный порядок может создаваться как результат кардинальной смены правовых и политических устоев общества, когда старая конституция отменяется, а новая вводится в действие в условиях существования старой правовой системы. В сущности, принятие новой конституции означает конституционную революцию, так как конституция содержит свод новых принципов организации государства и общества, в соответствии с которыми еще предстоит преобразовать политическую и правовую систему.
Россия в течение ХХ века несколько раз переживала состояние конституционной революции. Первую российскую революцию 1905 года можно рассматривать в границах парадигмы конституционных революций Нового и Новейшего времени, перед которыми стояли цели заложить юридические основы для построения правового государства и создания условий развития институтов гражданского общества. Конституционалисты в лице кадетов стремились к трансформации самодержавной монархии средствами парламентской борьбы и отстаивали ценности правового государства и гражданского общества. Таким образом, конституционализм выступал революционной моделью, в рамках которой революции рассматривались как средство преобразования общества и подчинения власти конституционным принципам правления[179]. Февральская революция 1917 года стала дальнейшим этапом на пути буржуазно-демократических реформ в России. Совершенно иную стратегию и цели имела третья Октябрьская революция, совершенная большевиками под руководством В.И. Ленина. Эта революция, имея ярко выраженный социалистический характер, открыла новый этап в истории нового и новейшего времени. Поэтому можно говорить о новой парадигме социалистической революции, которая разрывала с идеалами и ценностями конституционных революций буржуазно-демократического типа. Социалистическая революция уже не выдвигала в качестве основной задачи построение правового государства в известных к тому времени государственно-правовых формах. Идеалы права, свободы, прав человека, характерные для буржуазно-демократических революций, она заменяла идеалами классовой борьбы, социального равенства и полного народовластия с последующим отмиранием государства и права. Однако конституционное развитие Советского государства в значительной степени подготовило условия для новой конституционной революции в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ столетия.
Российский конституционный процесс после введения в действие Конституции РФ 1993 года в целом типологически близок к состоянию конституционной революции. Смысл конституционной революции заключается в том, что она выступает средством разрешения кризиса власти, способом борьбы за установление нового правового порядка и устранение старых правовых норм и институтов, не соответствующих конституционным идеалам демократического правления.
Как отмечает А.Н. Медушевский, в эпохи конституционных революций существует два полярных мнения. В соответствии с первым – сам факт революционного изменения делает конституцию валидной, согласно второму – валидность определяется степенью соответствия конституционного процесса фундаментальным представлениям общества о демократии и праве[180].
Конституционная революция окончательно не предопределяет итог политических и правовых преобразований, поскольку подобная революция может закончиться как установлением демократического режима, так и реставрацией или возрождением в новых формах авторитаризма. Поэтому результативность конституционной революции во многом зависит от социальной поддержки и последовательного проведения всех необходимых этапов конституционализации правового порядка. Это принципиально новая проблема для российского конституционного строя и позитивного конституционного права.
§ 4. Правонаделительная функция
Другой позитивной функцией является правонаделительная функция конституции. В этом случае конституционное регулирование заключается в установлении основ правового статуса важнейших органов государства, человека и гражданина. Данная функция производна от учредительной функции конституции. Полномочия учрежденных конституцией органов не должны входить в противоречие с основами конституционного правопорядка. Благодаря этой функции субъекты права наделяются конституционными нормами правами и позитивными обязанностями. Такие нормы называются компетенционными и являются предоставительно-обязывающими[181]. Преобладающей формой реализации этих норм в деятельности государственных и общественных органов, их должностных лиц выступает применение.
Применение компетенционных норм органами государства может вызывать споры о разграничении компетенции и, в частности, по вопросам нормотворческой компетенции. Конституционный Суд РФ в постановлении от 11 апреля 2000 года определил правовую и процессуальную основу разрешения подобных публично-правовых споров[182].
По мнению Суда, разрешение публично-правовых споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в области разграничения нормотворческой компетенции должно основываться, прежде всего, на толковании компетенционных норм Конституции РФ в порядке конституционного судопроизводства.
Следовательно, другой вид судопроизводства (административное, гражданское) в этом случае неприменим, так как не отвечает природе рассматриваемого спора.
Доктрина конституционализма основывается на иерархической соподчиненности учредительной и правонаделительной функций, хотя между ними в конституционной практике может существовать определенная напряженность. Такая напряженность становится неизбежной, если конституция объединяет в руках одного органа полномочия учредительной и законодательной власти или не устанавливает различий между процедурой принятия обычного закона и механизмом внесения поправок и пересмотра конституции. Установление облегченного порядка пересмотра конституции и внесения в нее поправок делает затруднительным эффективную реализацию охранительной функции конституции. Наоборот, слишком сложная процедура внесения поправок затрудняет поступательное конституционное развитие или делает невозможным демократическое самоопределение нации в изменившихся условиях, что в конечном итоге неизбежно приводит к конституционной революции или перевороту.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления"
Книги похожие на "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Кравец - Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления"
Отзывы читателей о книге "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления", комментарии и мнения людей о произведении.