Игорь Кравец - Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления"
Описание и краткое содержание "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления" читать бесплатно онлайн.
В книге рассматриваются проблемы становления и развития российского конституционализма как правового, исторического и политического явления. На основе сравнительно-правового и исторического анализа раскрываются функции конституции в контексте российских реалий политико-правового развития, эволюция сущности конституций на различных этапах развития Российского государства, проблемы правового регулирования и реализации принципов российского конституционализма.
Особое внимание уделяется понятию и способам конституционализации правового порядка в России, вопросам прямого действия конституции, формированию конституционно-правовой ответственности, теории и практике конституционных поправок. Судебный срез конституционализма проявляется в анализе правовой природы конституционной герменевтики, официального толкования Российской Конституции, осуществления судебного конституционного контроля и разрешения споров о компетенции.
Для юристов, политологов, студентов, аспирантов и преподавателей вузов, работников органов государственной власти и местного самоуправления, а также для широкой читательской аудитории.
В исследованиях зарубежных конституционалистов функции конституции рассматриваются через широкий спектр проблем конституционного и правового развития: например, через проблему возможностей конституционного заимствования или проблему создания новых конституционных демократий в странах Восточной Европы.
Так, в статье «Враждебные сравнения: некоторые предостерегающие замечания на процесс конституционного заимствования» профессора права Университета штата Пенсильвания Сэта Креймера (Seth F. Kreimer) обсуждается проблема конституционного заимствования в американском конституционном праве[165]. Он исследует три модели, нацеленные на осмысление роли Конституции. При этом каждая из моделей может быть отождествлена с определенной социальной функцией конституции. Первая модель – конституция выступает в качестве основной «операционной системы», при помощи которой политические и юридические механизмы общества структурированы. Вторая модель – конституция рассматривается как ряд моральных концепций, являющихся лучшими моральными идеалами, которыми общество должно руководствоваться. Третья модель – конституция может быть оформлена как элемент, который определяет национальную идентичность. Каждая из этих моделей, по мнению С. Креймера, имеет место в американском конституционном праве.
На наш взгляд, эти модели конституции могут быть применены к рассмотрению проблемы действия Конституции РФ в новых политических и правовых условиях, когда происходит формирование новой российской правовой системы.
В работе профессора конституционного и административного права в Университете Бремена (Германия) Ульриха К. Пройсса различные функции конституций анализируются сквозь призму формирования новых конституционных политик в странах Восточной и Центральной Европы. Он выделяет такие функции конституций, как функцию ограничения власти, уполномочивающую функцию, функцию дележа власти между социальными силами, функцию учреждать и легитимировать политическое властное полномочие, интегративную функцию[166]. Несомненно, что отмеченные функции расширяют наши возможности глубже понять процесс конституционного строительства как в группе государств со сходными условиями развития в целом, так и в отдельной стране, такой как Россия, в особенности.
Представляется важным отметить, что общая теория функций конституций может служить методологической базой для анализа функционирования конституции в конкретно-исторических условиях отдельной страны. Конституция является одним из распространенных видов законов и важнейшим источником права, не только конституционного, в современных демократических государствах, поэтому существует соблазн применить теорию функций права вообще по отношению к конституционным нормам. То есть, в сущности, распространить функции права, как такового, на конституцию. При таком подходе следует проявлять осторожность и исследовать функции конституции, исходя из ее специфической и конкретно-исторической роли не только в правовой, политической, идеологической, но и в экономической сферах отдельных стран. Для стран, переходящих к демократии, особое значение приобретает анализ соотношения типичных и нетипичных проявлений функций конституции при кардинальной трансформации правовой, политической, экономической и духовно-культурной систем общества.
Юридическая сфера действия конституции – это, по существу, вся правовая система страны, центром которой и выступает конституция. Важным моментом в познании этой сферы становится выяснение эффективности и целенаправленности воздействия конституции на преобразование правовых традиций и верований, системы права и законодательства, в целом всего того, что объединяется понятием «правовая система».
Политическая сфера – это политическая система общества, которая становится объектом регулирования конституционных норм и активно взаимодействует с правовой системой страны в вопросах осуществления политической власти. В переходный период возрастает значение конституции в регулировании способов и условий легитимации политической власти. Поэтому через политическую сферу конституция обеспечивает установление демократических институтов, режима конституционной демократии.
Идеологическая сфера действия конституции – общая система идеологии, совокупность духовно-культурных ценностей, которая объединяет различные социальные слои и группы в государственно-организованное общество. Эта сфера помогает лучше понять, насколько введенная в действие конституция воспринимается как органическая часть общественного правосознания и поддерживается различными социальными силами или как конституционные иллюзии, конституционная мистификация политико-правовых реалий. Переход к демократии требует от конституции установления идеальных целей и формулирования конституционных принципов, которые могут рассматриваться как программа политико-правовых преобразований в стране.
Отдельно следует выделить и экономическую сферу реализации конституции, представляющую ту часть экономической системы, которая находится под непосредственным воздействием конституционных норм или опосредованно регулируется через интерпретацию конституции. В условиях переходного периода речь идет о том, как влияют конституционно-правовые основы на становление в России режима современной рыночной демократии, могут ли конституционные нормы обеспечить процесс законной приватизации и перераспределение социальных благ[167].
В последующем мы рассмотрим функции конституции применительно к каждой сфере отдельно (за исключением экономической сферы, которая не входит в предмет анализа данной работы и требует самостоятельного изучения), учитывая, однако, взаимосвязь различных сфер и взаимное влияние функций на общий процесс реализации конституции.
Конституция состоит из конституционных норм, которые имеют свои особенности. Эти особенности проявляются в процессе реализации конституции. В современной литературе справедливо отмечается, что понятия «функции конституции» и «функции конституционных норм» полностью не совпадают как проявления свойств целого и части. Профессор В.О. Лучин внес значительный вклад в разработку теории функций конституционных норм. Тем не менее, он допускает возможность взаимной подмены этих понятий, «поскольку нормы выступают в качестве материальных носителей функций конституции»[168]. Возникает соблазн наделить конституционные нормы особыми функциями, которые не совпадают с функциями конституции как правового акта. Представляется правильным рассматривать функции конституционных норм как производные от функций конституции, принимая во внимание, что отдельные конституционные нормы могут обладать только некоторыми функциями конституции.
В более поздней работе судья Конституционного Суда РФ В.О. Лучин отказался от словосочетания «функции конституционных норм» и использовал только понятие «функции конституции». По его мнению, собственно юридический аспект действия конституции проявляется в ее регулятивных функциях. К ним относятся учредительная, правонаделительная, охранительная и функция социально-нормативной ориентации. Для решения более широких задач конституция реализует политическую и идеологическую функцию. Помимо этого существуют еще системообразующая и аксиологическая функции, которые почему-то не относятся к регулятивным функциям[169].
Категория «функция» в отношении конституции имеет важное теоретическое и практическое значение. Во-первых, функции раскрывают основные направления воздействия конституции на общественные отношения. Во-вторых, функции служат лучшему пониманию сущности и социального предназначения конституции. В-третьих, функции показывают эффективность конституционного регулирования в процессе общественного развития, специфику реализации конституционных норм, принципов и институтов. Следовательно, функции позволяют раскрыть динамический аспект конституции, с их помощью прослеживается динамика реализации конституционных норм. С принятием новой конституции особенно актуальной становится задача осмысления динамических и эволюционных возможностей, заложенных в ней ее авторами и основателями.
В советский период государствоведы уделяли внимание социальной ценности и функциям социалистических конституций и особенно конституции «развитого социализма». Так, правовед И.М. Степанов в 1978 году отмечал, что «вопрос о функциях конституции в нашей литературе специально не рассматривался», и признавал настоятельную потребность в функциональном подходе[170]. В советском государствоведении считалось возможным классифицировать функции Конституции по разным основаниям: например, выводить их из функций государства или из функций права или, наконец, из функций государства и права, взятых вместе. По мнению, И.М. Степанова, целесообразнее различать две основные функции Конституции: юридическую и политическую, – в силу характера Основного закона как одновременно юридического и политического документа[171]. При таком понимании каждая из двух функций однородна и целенаправленна: в юридической выражены конституционные основы права, в политической – конституционные основы политики. Однако функциональный подход не предполагал изучения динамических качеств конституции, ее преобразующей роли в развитии общественных отношений. В значительной степени это объяснялось тем, что господствующее положение в конституционной политике Советского государства занимала доктрина «каждому этапу социалистического строительства – свою конституцию». Современная теория конституционного права остро нуждается в новой концепции функций конституции, которая бы объясняла динамические возможности конституции в условиях формирования новой правовой системы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления"
Книги похожие на "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Кравец - Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления"
Отзывы читателей о книге "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления", комментарии и мнения людей о произведении.