» » » » Игорь Кравец - Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления


Авторские права

Игорь Кравец - Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления

Здесь можно купить и скачать "Игорь Кравец - Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Игорь Кравец - Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления
Рейтинг:
Название:
Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-425-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления"

Описание и краткое содержание "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления" читать бесплатно онлайн.



В книге рассматриваются проблемы становления и развития российского конституционализма как правового, исторического и политического явления. На основе сравнительно-правового и исторического анализа раскрываются функции конституции в контексте российских реалий политико-правового развития, эволюция сущности конституций на различных этапах развития Российского государства, проблемы правового регулирования и реализации принципов российского конституционализма.

Особое внимание уделяется понятию и способам конституционализации правового порядка в России, вопросам прямого действия конституции, формированию конституционно-правовой ответственности, теории и практике конституционных поправок. Судебный срез конституционализма проявляется в анализе правовой природы конституционной герменевтики, официального толкования Российской Конституции, осуществления судебного конституционного контроля и разрешения споров о компетенции.

Для юристов, политологов, студентов, аспирантов и преподавателей вузов, работников органов государственной власти и местного самоуправления, а также для широкой читательской аудитории.






В советский период государствоведы уделяли внимание социальной ценности и функциям социалистических конституций и особенно конституции «развитого социализма». Так, правовед И.М. Степанов в 1978 году отмечал, что «вопрос о функциях конституции в нашей литературе специально не рассматривался», и признавал настоятельную потребность в функциональном подходе[170]. В советском государствоведении считалось возможным классифицировать функции Конституции по разным основаниям: например, выводить их из функций государства или из функций права или, наконец, из функций государства и права, взятых вместе. По мнению, И.М. Степанова, целесообразнее различать две основные функции Конституции: юридическую и политическую, – в силу характера Основного закона как одновременно юридического и политического документа[171]. При таком понимании каждая из двух функций однородна и целенаправленна: в юридической выражены конституционные основы права, в политической – конституционные основы политики. Однако функциональный подход не предполагал изучения динамических качеств конституции, ее преобразующей роли в развитии общественных отношений. В значительной степени это объяснялось тем, что господствующее положение в конституционной политике Советского государства занимала доктрина «каждому этапу социалистического строительства – свою конституцию». Современная теория конституционного права остро нуждается в новой концепции функций конституции, которая бы объясняла динамические возможности конституции в условиях формирования новой правовой системы.

С позиций современного этапа конституционного развития России, процессов преобразований и модернизации различных сфер общества явно недостаточно видеть в конституции только юридическую и политическую функции без осмысления конкретно-исторического контекста, в котором они реализуются. В условиях трансформации различных систем общества требует особого внимания изучение соотношения различных функций Конституции, их взаимное воздействие на процесс создания устойчиво развивающегося конституционного строя, способного сохранять стабильными несущие основы конституционной системы и инкорпорировать перспективные изменения конституционных институтов.

Таким образом, функции конституции – это основные направления реализации конституционализма. Учет функций необходим для правильного понимания не только теоретических основ, но и практических проблем реализации российского конституционализма. Во всяком случае, в современной России функции конституции должны послужить основой для разработки механизма реализации Конституции РФ, ее влияния на различные сферы общественной жизни – правовую, политическую, экономическую, культурную.

Глава 6

Функции конституции в юридической сфере

§ 1. Выбор терминологии: «Основной закон» или «Высший закон»

В юридической сфере конституция проявляет себя как Основной закон страны или как Высший закон для государства и общества. Термины «Основной закон» и «Высший закон» часто используются в конституционно-правовых исследованиях как тождественные. В словосочетании «Основной закон» аккумулируются представления о законе, который закрепляет основы политической, экономической, социальной и духовной системы общества, взаимоотношений личности и государства. Как отмечает В.Е. Чиркин, данное словосочетание характеризует специфику объекта регулирования, а также место этого акта в правовой системе как юридической базы правотворчества, правоприменительной деятельности и правосознания[172]. Вместе с тем термин «Высший закон» более точно отражает юридическую природу конституции и ее место в иерархии источников права, в то время как термин «Основной закон» имеет в конституционном праве различных стран и в истории публичного права более широкое употребление, которое не всегда совпадает с содержательным смыслом конституции.

В историко-правовом и сравнительно-правовом плане можно выделить четыре разных смысла термина «Основной закон».

1. Он употреблялся, как правило, во множественном числе (Основные законы) для названия совокупности правовых норм, которыми регулировались еще в условиях абсолютистских государств Европы и России важнейшие, ключевые общественные отношения, складывавшиеся по поводу устройства государства и осуществления государственной власти автократором и подчиненными ему органами.

2. В некоторых современных демократических государствах он используется для обозначения действующей конституции (например, Основной закон ФРГ 1949 года). В Германии сохранение этого термина объясняется историческими условиями принятия Основного закона. Он был принят для трех западных оккупационных зон как акт временного характера, который в дальнейшем предполагалось заменить на постоянную конституцию после объединения Германии. Однако этого не произошло и после объединения Основной закон с внесенными поправками сохранил свое прежнее наименование[173].

3. В ряде стран термин «Основной закон» обозначает определенную категорию законов, находящихся в иерархии источников права ниже конституции[174].

4. В мусульманских странах, где приняты писаные конституции, но доминирующее положение в правовой системе занимает мусульманское право роль основного закона, в сущности, выполняет Коран, чьи положения обладают приоритетом по отношению к конституционным нормам[175].

Таким образом, значение терминов «Основной закон» и «Высший закон» в одних случаях может совпадать, но в других – различаться. Поэтому необходимо учитывать правовую традицию страны и традицию словоупотребления, хотя в общей доктрине конституционализма характеристика конституции как Высшего закона имеет более узкий смысл и указывает на юридическую силу содержащихся в ней норм. Именно Высший закон страны обладает высшей юридической силой. Такое понимание конституции получило распространение в период Нового времени, тогда как в предшествующий период нормы, составлявшие Основные законы государства, как правило, не выделялись по юридической силе из среды других правовых норм.

В перспективе такого понимания следует изменить прежний подход к понятию закона, который был распространен в теории права, начиная с советского периода. Речь идет о широко укоренившемся взгляде, что закон как правовой акт обладает высшей юридической силой. Если признавать только за конституцией роль закона, обладающего высшей юридической силой, то другие виды законов в государстве должны иметь соподчиненную с ней юридическую силу. Следовательно, высшая юридическая сила – свойство не любого закона, а только конституции, другие законы имеют меньшую юридическую силу и тем самым уступают в применении приоритету конституции. Этот конституционный принцип, тем не менее, может подвергаться эрозии и вырождению, если не существует эффективной системы конституционного надзора и контроля.

Российский конституционный опыт свидетельствует о том, что для характеристики писаной конституции использовалось понятие «Основной закон». Оно стало традиционным для российского конституционного права наряду с понятием «высшая юридическая сила», которое применяется вместо выражения «высший закон» для описания местоположения конституции среди других правовых актов. Как нам представляется, учитывая юридические нюансы значения терминов «Основной закон» и «Высший закон», не следует в отечественном конституционном праве изменять устоявшуюся традицию научной и доктринальной характеристики конституции страны как основного закона общества и государства.

§ 2. Функция ограничения государственной власти

В юридической сфере проявляются следующие функции конституции, которые условно можно разделить на негативные и позитивные. В целом негативные функции конституции связаны с лимитацией конституционного пространства, в то время как позитивные функции обеспечивают активную деятельность конституционных органов власти.

К негативным функциям относится ограничение государственной власти посредством четкой формулировки полномочий разделенных властей. Как отмечал А.Д. Градовский, конституция есть как бы наказ, данный факторам государственной власти для определения границ и форм их деятельности[176].

С позиций конституционной теории функция ограничения государственной власти становится возможной благодаря закреплению в конституции полномочий учреждаемых органов государства. Конституция, тем самым, устанавливает компетенционные ограничения для деятельности органов государственной власти. Помимо этого, в конституции определяются формы правовых актов, посредством которых органы государства реализуют свои полномочия. Для каждого органа присущи свои формы правовых актов, которые принимаются в рамках компетенционных ограничений.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления"

Книги похожие на "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Игорь Кравец

Игорь Кравец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Игорь Кравец - Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления"

Отзывы читателей о книге "Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.