» » » » Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях


Авторские права

Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях
Рейтинг:
Название:
Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-7429-0342-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях"

Описание и краткое содержание "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях" читать бесплатно онлайн.



В монографии изложены теоретико-методологические основы профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях. Представлена концепция социально-педагогического образования в православном вузе как принципиально новая система профессиональной подготовки социальных педагогов, интегрирующая традиции российского православного образования в систему высшего педагогического образования.

Монография адресована исследователям в области социальной педагогики и педагогам-практикам, работающим в конфессиональных учебно-воспитательных учреждениях.






Характерными признаками профессиональной деятельности общинных социальных педагогов являются – работа с различными по возрасту, социальному и семейному статусу категориями граждан, помощь в эффективной социализации членов общины, их социально-психологическая поддержка. «Задача состоит в том, чтобы помочь людям организоваться, объединиться и направить свои усилия на решение злободневных проблем. Например, организовать пенсионеров с тем, чтобы они нашли занятие в свободное время, чтобы не возникло такой ситуации, когда пенсионер лежит дома больной и нуждается в помощи. Отчасти схожие методы могут применяться и в работе с молодёжью или с матерями-одиночками, которые проживают в густозаселённых районах. Первостепенной задачей в таких случаях является определение проблем и путей их решения» [267. с. 369].

Типология общин позволяет различать их по срокам существования (постоянные и временные общины), месту проживания (общины по месту жительства, сельскохозяйственные общины), виду деятельности (общины реабилитации, экологические общины), этнокультурной ориентации (этнические общины) и мировоззренческой направленности (религиозные). Профессиональная деятельность социального педагога в общине должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к специалистам этой сферы, и особенным требованиям, предъявляемым членами общины к работнику.

Общие требования обуславливают выполнение социальным педагогом следующих функций: диагностической, прогностической, посреднической, коррекционно-реабилитационной, охранно-защитной, предупредительно-профилактической, эвристической [418, c. 25].

Специальные требования к социальному педагогу, работающему в общине, определяются спецификой общины – целями и задачами её жизнедеятельности, индивидуальными особенностями членов и руководства общины, стилем межличностных отношений, доминирующих в общине, взаимоотношениями общины с окружающим социумом, характеристикой материально-пространственной среды общины. Профессиональная деятельность социального педагога в религиозной общине имеет много общего с деятельностью специалиста в общинах различного характера – сельскохозяйственных, общинах инвалидов, пожилых и престарелых, общинах реабилитации и т. п.

Отличительные особенности современной социально-педагогической деятельности в различных христианских конфессиях приведены в учебном пособии «Социальная педагогика» [418]. Его авторы отмечают, что в настоящее время в России конфессиональная социально-педагогическая деятельность осуществляется в основном, Русской Православной Церковью и многочисленными протестантскими церквями. В качестве основных методов христианской социальной педагогики, которые авторы называют также катехизаторскими, названы – беседа с духовником, таинство исповеди, крещение детей, создание института крёстных родителей, организация воскресной школы, клубов пения и иконописи, паломничеств, миссионерская деятельность, посещение детских домов и интернатов, и всех тех, к кому «больше никто не идёт» [418, с. 354]. Религиозная община рассматривается в качестве субъекта социально-педагогической деятельности, действующем на мезо-уровне, тогда как вся церковь рассматривается субъектом макроуровня, а каждый христианин – субъектом микроуровня. Христианская община действует на объект социально-педагогической деятельности как непосредственно, так и опосредованно, главной миссией христианской педагогики авторы называют воспитание личности человека по «образу и подобию Божию». Принципами деятельности социального педагога при взаимодействии с различными общинами христианских конфессий названы – уважение к свободе вероисповедания личности, соблюдение прав и интересов ребёнка, учёт динамики христианского перевоспитания в каждом конкретном случае (частное проявление принципа индивидуализации) [418, с. 356]. В качестве возможных видов деятельности социального педагога в общине называются следующие формы участия социального педагога в общине – консультирование служителей и прихожан, исследование методик и технологий перевоспитания в церкви, участие в проектах [418, с. 356]. Авторы учебного пособия для социальных педагогов признают: «Часто церковь может сделать то, что не сможет сделать социальный педагог. Это утверждение особенно верно в тех случаях, когда семья не справляется со своими основными функциями, а для ребёнка отсутствует возможность пребывания в другом месте. Церковное общение также даёт положительные результаты в процессе реабилитации лиц с делинквентным и девиантным поведением. На этих основаниях может строиться плодотворное сотрудничество между церковью и социальным педагогом» [418, с. 356]. Приведённая цитата свидетельствует о том, что церковная социально-педагогическая деятельность обладает дополнительным воспитательным потенциалом, которого лишены иные социальные объединения. Рассмотрим эту специфику в историческом и современном аспектах.

В истории России до 1917 года существовали православные христианские общины, в которых осуществлялась деятельность социально-педагогического характера. Изучение опыта деятельности двух таких общин – Воздвиженской сельскохозяйственной, под руководством Н.Н. Неплюева, и школьноцерковного комплекса в с. Татево С.А. Рачинского, проведённое нами в рамках исследования «Традиции и современное состояние православного воспитания в России» [394] позволило сформулировать следующее.

В атмосфере государственного религиозного образования и воспитания попытки регулирования и организации общиной жизни в соответствии с религиозными нормами у С.А. Рачинского и Н.Н. Неплюева, которые сами не являлись священнослужителями, оказались достаточно уникальными. Принятые в христианстве нормы общения коллективного взаимодействия были заложены в основу деятельности созданных общин.

Расположение их в сельской местности со специфическими особенностями сельского быта, уклада деревенской жизни во многом облегчало эту задачу.

Ознакомление с основами христианского вероучения, наравне с постижением воспитанниками основ общеобразовательных и специальных сельскохозяйственных дисциплин, имело практически прикладное значение. Специфический уклад жизни в каждой из общин был обусловлен следующими факторами:

• личностные особенности организаторов общины;

• история становления и развития общины;

• состав воспитанников и воспитателей;

• природные условия и материально-пространственная среда;

• зародившиеся в общине традиции.

Анализируя специфику социально-педагогической деятельности С.А. Рачинского и Н.Н. Неплюева в общинах религиозного характера, мы обнаружили следующую особенность. В Татевской общине особая роль священнослужителя признавалось всеми, включая самого создателя С.А. Рачинского. Деятельность С.А. Рачинского в большей степени имела социально-педагогический характер, так как Сергей Александрович выполнял следующие функции (по классификации М.А. Галагузовой) – организаторскую, диагностическую, посредническую, коррекционно-реабилитационную, охранно-защитную, профилактическую, эвристическую. Добавим, что также осуществлялись следующие функции – воспитательная, социально-каритативная и миссионерско-катехизаторская. Однако специфика деятельности религиозной общины проявлялась в иерархической подчинённости всех её членов христианским нормам жизнедеятельности, ответственность за соблюдение которых была возложена на священника.

В Воздвиженской общине, созданной Н.Н. Неплюевым, у священников возникали проблемы с исполнением своих пасторских функций, так как у создателя общины было собственное представление о руководстве членами общины [402]. По этой причине происходила частая смена священников, на которых возлагалась ответственность за создание церковного уклада жизни христианской общины. Стоит отметить, что в своей деятельности Н.Н. Неплюев не ограничивался только социально-педагогическими функциями, но и частично осуществлял функции, свойственные духовному руководителю общины, а именно – определял меру и степень участия человека в церковной жизни, принимал решения о проведении молебнов, богослужений, в целом оказывал большее, чем священники, влияние на создание социально-психологической атмосферы в общине. Превышение социально-педагогических полномочий организатора и руководителя общины приводило к проблемам с духовным руководством всей общиной.

Таким образом, анализ исторического опыта социально-педагогической деятельности в двух православных общинах России до 1917 года позволяет обозначить собственно социально-педагогические функции в отличие от функций духовного руководителя, которые являются прерогативой священника (духовного наставника). Социально-педагогическая деятельность в религиозной общине предполагает выполнение следующих функций – организаторской, диагностической, прогностической, посреднической, коррекционно-реабилитационной, охранно-защитной, предупредительно-профилактической, эвристической, воспитательной, социально-каритативной и миссионерско-катехизаторской.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях"

Книги похожие на "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Склярова

Татьяна Склярова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях"

Отзывы читателей о книге "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.