» » » » Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях


Авторские права

Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «ПСТГУ»050b4b88-f623-11e3-871d-0025905a0812, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях
Рейтинг:
Название:
Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-7429-0342-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях"

Описание и краткое содержание "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях" читать бесплатно онлайн.



В монографии изложены теоретико-методологические основы профессиональной подготовки социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях. Представлена концепция социально-педагогического образования в православном вузе как принципиально новая система профессиональной подготовки социальных педагогов, интегрирующая традиции российского православного образования в систему высшего педагогического образования.

Монография адресована исследователям в области социальной педагогики и педагогам-практикам, работающим в конфессиональных учебно-воспитательных учреждениях.






Вышеизложенные положения дают основания сделать вывод о том, что специфика профессиональной деятельности социального педагога в религиозной общине зависит от теологического учения данной конфессии. Духовный руководитель общины – священнослужитель – является основным наставником в прояснении богословских положений и лицом, ответственным за перспективу развития и жизнедеятельности общины. Поэтому профессиональная деятельность социального педагога в религиозной общине, помимо общеквалификационных требований, должна соответствовать требованиям, предъявляемым руководством общины, в свою очередь подчиняющемся церковноначалию.

Сопоставление выявленных нами особенностей деятельности социальных педагогов в христианских общинах как в России, так и в Германии, позволяет сформулировать общие характеристики христианской приходской педагогики. Приходская педагогика включает в себя процессы религиозного воспитания и религиозной социализации, осуществляемые в рамках деятельности священнослужителей и педагогов в общине или на приходе.

Религиозное воспитание определяется А.В. Мудриком через феномен сакрализации, то есть наделения явлений окружающей действительности священным содержанием. Характеристика религиозного воспитания на примере православного воспитания приведена в п. 1. 1. настоящего исследования.

Религиозная социализация современными российскими исследователями определяется как процесс «приобщения индивида к определённой религиозной идеологии» [500] или «усвоения индивидом религиозных ценностей и норм» [471]. В.Г. Безрогов отмечает, что «с православной точки зрения религиозная социализация – это воцерковление, становление членом прихода, общины, вписанной в этноконфессиональные рамки. Об этом говорится практически во всех документах РПЦ и в пособиях по православной педагогике» [38, c. 116].

Социальные педагоги Германии, как было установлено А.О. Сергеевым, предлагают концепцию религиозной социализации как формирование социальной компетентности человека посредством религиозных предписаний и норм поведения.

Основываясь на приведённой характеристике социально-педагогической деятельности христианских приходов и, исходя из рассмотрения процесса социализации как приобщения и обособления человека в обществе (А.В. Мудрик), сформулируем собственное определение религиозной социализации.

Религиозная социализация это процесс вхождения человека или группы людей в религиозный уклад жизни, усвоение ими религиозных ценностей и норм поведения и, как следствие этого, изменение взаимоотношений с обществом, обусловленных исповедуемыми религиозными законами.

Таким образом, религиозная социализация рассматривается нами в русле синергетического подхода – человек (группа людей), входя в религиозную традицию, с одной стороны, приспосабливаются к новым нормам и правилам, а с другой, – усваивая религиозный мировоззренческий «формат», обосабливаются определённым образом в окружающем их обществе.

В 1991 году в работе «Социализация и «смутное время» А.В. Мудрик назвал основным фактором, способствующим религиозной социализации подрастающих поколений в России, возрождение приходской деятельности. Развитие многообразия церковно-приходских форм и методов социально-педагогического взаимодействия с отдельными прихожанами, семьями, группами верующих, объединённых какой-либо специфической целью, по мысли А.В. Мудрика, должно способствовать сплочению прихода и увеличению его воспитательного потенциала.

В период с 1992 по 2005 год нами было проведено исследование деятельности более чем тридцати православных приходов города Москвы и Московской епархии, приходами Астраханской, Воронежской, Костромской, Курской, Ростовской, Магаданской, Тверской, Нижегородской областей, Тобольской и Калужской епархий, а также православными приходами в Киеве, Ялте, Вильнюсе (Украна и Литва). Кроме того, в процессе исследования мы изучали отдельные формы и методы социально-педагогической деятельности девяти православных монастырей – Данилов и Покровский монастырь (г. Москва), Троице-Сергиева Лавра (г. Сергиев-Посад), Саввино-Сторожевский монастырь (г. Звенигород Московской области), Троицкий монастырь (г. Нерехта Костромской области), Иосифо-Волоцкий монастырь (Московская область), Макарьев-Решемский монастырь (Ивановская область), Ионинский монастырь (г. Киев), Троицкий монастырь (г. Курск) и одной обители, имеющей статус, отличающийся от монастырского, – Марфо-Мариинская обитель (г. Москва). Выбор монастырских обителей был обусловлен тем, что во всех названных монастырях имелись особые формы социально-педагогической деятельности – приюты и интернаты для детей-сирот, военно-патриотические объединения для подростков, школа молодёжного служения, община реабилитации наркозависимой молодёжи, воскресная школа для сельских школьников, музей Библии.

Ведущей идеей исследования был поиск специфических особенностей социально-педагогической деятельности религиозных объединений в современных российских условиях.

Первый этап исследования (1992–2000 годы) включал в себя знакомство с настоятелями приходов, руководителями воскресных школ, организаторами социальной работы на приходе. В процессе бесед и интервьюирования с ними было сформулировано представление о развитии современной российской социально-педагогической приходской практики и её обеспеченностью теоретическими разработками. В результате первого этапа исследования были сформулированы следующие положения.

1) Не все православные приходы в своём становлении и развитии изначально ориентировались на активную социально-педагогическую деятельность. Основной целью приходской деятельности в большинстве приходов являлось материальное восстановление храмовых зданий и прилегающих территорий, обеспечение проведения богослужений и выполнения священнослужителями треб – крестин, отпевания, венчания, освещения жилых помещений и проч. Показателем заинтересованности в развитии социально-педагогической деятельности прихода в этот период являлась жизнедеятельность воскресной школы на приходе. В тех приходах, где воскресная школа воспринималась как общеприходская забота, где учащимися были не только дети младшего школьного возраста, но и более старшие дети (подростки), а также молодёжь и представители старшего поколения, – социальная работа качественно отличалась от приходов, не имеющих активной воскресной школы. Таким образом, приходы, имеющие миссионерскую направленность, как правило, начинали развитие социально-педагогической деятельности с создания воскресных школ.

2) В тех приходах и общинах, где началось возрождение социальной работы, благотворительности, широкого религиозного просвещения представителей всех возрастных категорий, а не только детей, настоятелями и руководителями приходских структур (воскресной школы, братства или сестричества, центров милосердия и т. п.) стала осознаваться недостаточность социально-педагогического знания и культуры. Это позволяет делать выводы о том, что дальнейшее развитие социально-педагогической деятельности приходов связано с личной заинтересованностью руководства, в первую очередь настоятеля прихода, и зависит от способности и готовности обучаться новым формам и методам работы.

Период развития социальной и педагогической деятельности православных приходов, монастырей и общин до 2000 года стоит охарактеризовать в целом как время зарождения социально-педагогических инициатив.

Второй этап исследования осуществлялся с 2000 по 2004 год и был нацелен на выявление форм и методов социально-педагогической деятельности современных православных приходов и общин. Выработка стратегии и тактики поиска форм и методов в указанный период осуществлялась по следующим направлениям:

• изучение истории храма или монастыря и его социальной деятельности, путей возрождения традиционных форм и методов;

• выявление способов привлечения ресурсов находящихся вблизи храма, прихода или монастыря социальных, образовательных или медицинских учреждений в социально-педагогической деятельности прихода;

• описание процессов создания собственных форм и методов социально-педагогической работы на приходе, в общине, братстве, которые были обусловлены осознанием потребностей прихода и окружающего социума, наличием специалистов соответствующего профиля, а также созданием системы подготовки и повышения квалификации кадров.

Изучение истории храма или монастыря и осуществляемой в них социально-педагогической деятельности позволило выявить следующую закономерность – все церковные заведения, восстанавливая физическое пространство своей жизнедеятельности (восстанавливая здания, их внутреннее убранство и особенности) одновременно начали возрождение той деятельности, которая осуществлялась в стенах этих заведений до их закрытия. Так, Марфо-Мариинская обитель сестёр милосердия, известная в дореволюционной Москве своей безвозмездной помощью нищим, обитателям злачных питейных заведений, созданным приютом для детей и бесплатной медицинской помощью, в процессе своего возрождения исходила из принципа восстановления всех форм и методов милосердной деятельности «крестовых сестёр», которые могут не быть монахинями, но дают обет служения Богу посредством милосердного служения людям.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях"

Книги похожие на "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Склярова

Татьяна Склярова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Склярова - Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях"

Отзывы читателей о книге "Профессиональная подготовка социальных педагогов в конфессионально-ориентированных высших учебных заведениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.