» » » » Андрей Шагланов - «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944


Авторские права

Андрей Шагланов - «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944

Здесь можно купить и скачать "Андрей Шагланов - «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Яуза»9382d88b-b5b7-102b-be5d-990e772e7ff5, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Шагланов - «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944
Рейтинг:
Название:
«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-699-83585-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944"

Описание и краткое содержание "«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944" читать бесплатно онлайн.



«Севастополь останется русским!» – эта песня А. Городницкого, написанная еще 10 лет назад, стала пророческой, как и фраза из фильма «Брат-2»: «За Севастополь ответишь!»

России не впервой защищать Город Воинской Славы и освобождать Крым от оккупантов – трехлетняя битва за этот полуостров стала одним из самых длительных, ожесточенных и кровавых сражений Великой Отечественной.

Данная книга восстанавливает Крымскую эпопею во всех подробностях – от катастрофы 1941 года и падения Севастополя до героических десантов морской пехоты, разгрома гитлеровцев в мае 44-го и возвращения Черноморского флота в свою главную базу.

70 лет назад, когда над ней вновь был поднят советский военно-морской флаг, а Москва салютовала доблестным войскам 4-го Украинского фронта, освободившим Севастополь, вся страна повторяла вслед за Освободителями: «КРЫМ НАШ!»






15 декабря 1941 года катер малый охотник (МО), вышедший ночью из Севастополя, скрытно высадил в районе Феодосии разведывательную группу. Разведчики донесли следующее: «В порту кораблей нет, гарнизон насчитывает до 2000 человек, расположен крупный штаб, зенитной артиллерии нет, причалы в порту, возможно, минированы». Таким образом, сведения, поступавшие из разных источников разведки, указывали на то, что враг не знает о намечающейся высадке десантов в этих пунктах и не готовится к их отражению. Несмотря на это, штаб флота все же учитывал возможность сильного противодействия десанту, особенно в районе Феодосии, где имелось немало войск и располагался крупный штаб. Поэтому для высадки передового отряда десанта выделялись крупные боевые корабли (крейсера и эскадренные миноносцы), которые своей мощной артиллерией могли оказать существенную поддержку войскам при высадке и продвижении на берегу[139].

Стоит упомянуть, что в Керченско-Феодосийской операции 1941 года непосредственно на причалы порта Феодосия десанты высаживали крейсер, три эсминца, тральщик и сторожевые катера. В результате последовал удар в самом неожиданном для противника месте. Такой метод представляет собой, бесспорно, вершину искусства, смелости, дерзости и точного расчета[140].

Для нарушения морских сообщений противника широко применялись именно торпедные катера. За годы войны способы борьбы с врагом претерпели существенные изменения. Атаки одиночных или малых групп катеров сменились нанесением по конвоям ударов групповыми атаками одновременно с нескольких направлений в тактическом взаимодействии с авиацией, и не только ночью, но и днем[141].

В первые годы войны наиболее распространенными были самостоятельные действия одиночных катеров или тактических групп небольшого состава (2–4 ТКА), как правило, в условиях малой видимости на прибрежных коммуникациях. Не имея радиолокационных приборов, они могли рассчитывать лишь на случайную встречу с вражеским конвоем. Воздушная разведка, особенно в начале войны, в интересах торпедных катеров систематически не проводилась, а ее данные не всегда соответствовали действительности. На способы действия торпедных катеров по нарушению вражеских морских перевозок оказывали влияние также условия различных морских театров и сложившаяся обстановка на флотах. В тех случаях, когда пункты базирования противника находились на большом удалении, возникала необходимость увеличивать автономность плавания. Вместо активного поиска конвоев катера ожидали их на путях перевозок. Подобным образом действовали торпедные катера Черноморского флота на вражеской коммуникации Ялта – Феодосия – Керчь в 1943 году. Из-за большой ее протяженности им приходилось выходить с одной торпедой, а вместо второй брать дополнительный запас топлива. Это снижало боевые возможности и активность катеров, ограничивало их маневр[142].

Во время Великой Отечественной войны, особенно в 1941–1943 годах, отсутствие специальных десантных кораблей и десантно-высадочных средств на флоте создавало немалые трудности в достижении быстрых темпов высадки морских десантов. Существовали отдельные особенности подготовки и способы высадки десантов («берег – берег» и с перегрузкой войск и боевой техники, «берег – корабль – высадочные средства – берег»), направленные на повышение темпов высадки[143].

Высадка десантов занимала одно из ведущих мест в боевой деятельности ВМФ в Великой Отечественной войне. Они широко применялись как в обороне, так и в наступлении, оказывали эффективную помощь нашим войскам, создавали угрозу флангам, тылу и коммуникациям противника, отвлекали его значительные силы. Их успеху способствовало материальное обеспечение[144].

Весьма существенную роль в обеспечении внезапности в десантных операциях играли: рассредоточение войск, использование условий ограниченной видимости для посадки и высадки. В период Керченско-Феодосийской десантной операции посадка войск Закавказского фронта (51-я и 44-я армии) осуществлялась во многих пунктах, находившихся на большом удалении друг от друга (Темрюк, Анапа, Новороссийск, Туапсе и др.). Высадка ночью на широком фронте дезориентировала вражеское командование в определении направления главного удара, состава сил, участвующих в операции, лишала его возможности своевременно осуществлять маневр для проведения контратак, не позволяла применять для отражения высадки авиацию. Вот почему командование Закавказского фронта и Черноморского флота планировало осуществить высадку в ходе Керченско-Феодосийской операции ночью одновременно на широком фронте (250 км)[145].

Однако план пришлось выполнять в два этапа: сначала высадить десанты на побережье Керченского полуострова, а затем в районе Феодосии. Произошло это потому, что войска и силы флота, готовившиеся к осуществлению высадки в районе Феодосии, срочно потребовалось направить в Севастополь для отражения второго штурма противника. Но изменение плана операции в сложившейся обстановке не повлияло на обеспечение внезапности высадки десанта в ночь на 29 декабря 1941 года на главном направлении (в районе Феодосии). Объясняется это тем, что момент для нанесения главного удара был выбран исключительно удачно: основные силы вражеской группировки, действовавшей в Крыму, вели ожесточенный штурм Севастополя и по этой причине не могли быть своевременно переброшены в район Феодосии. А группировка войск противника, находившаяся в восточной части Керченского полуострова, оказалась скованной в борьбе с морскими десантами, высаженными утром 26 декабря 1941 года Азовской военной флотилией и судами Керченской военно-морской базы. Опасаясь окружения, враг в ночь на 30 декабря 1941 года оставил Керчь и начал быстрое отступление. Вскоре немецко-фашистское командование прекратило штурм Севастополя и стало перебрасывать оттуда войска на Керченский полуостров[146].

Следует отметить, что в ночь на 26 декабря 1941 года отряды Азовской флотилии вышли в море, рассчитывая начать высадку десанта непосредственно за два часа до рассвета. Но в пути было потеряно много времени. Из-за сильного ветра, достигавшего девяти баллов, небольшие суда, следовавшие на буксире, заливало водой, буксирные тросы обрывались. Высадка войск 51-й армии началась с опозданием и проходила под огнем противника. Вместо намеченных пяти пунктов десанты высаживались в двух – у мыса Зюк и мыса Хрони. Из-за нелетной погоды авиация бездействовала. Артиллерийское обеспечение было недостаточно эффективным, так как стрельба велась по площадям. Более действенной оказалась огневая поддержка кораблей, стрелявших прямой наводкой по видимым целям[147].

В этих исключительно сложных условиях советские воины действовали самоотверженно. Экипажи кораблей и судов делали все возможное, чтобы ускорить высадку войск и выгрузку боевой техники. Нередко моряки, стоя по пояс в ледяной воде, держали трапы, по которым десантники устремлялись на берег. В такой же обстановке проходило десантирование с кораблей Керченской военно-морской базы. В районе Камыш-Буруна десант численностью до 1800 человек прочно закрепился на захваченном плацдарме. Высадить отряд на мысе Опук не удалось, и он был направлен в Камыш-Бурун для расширения занятого плацдарма[148].

В итоге первого дня операции передовые части 51-й армии овладели несколькими плацдармами в районе Керчи, но дальнейшее наращивание сил десанта из-за штормовой погоды задерживалось. Интенсивная переброска подкреплений возобновилась лишь в ночь на 28 декабря, когда шторм утих. Основные силы 51-й армии на Керченском полуострове сосредоточились к исходу 29 декабря. В ночь на 30 декабря противник оставил Керчь, так как начавшееся десантирование советских войск в Феодосийский порт поставило его керченскую группировку под угрозу окружения[149].

Таким образом, 29 и 30 декабря 1941 года группа войск Кавказского фронта, во взаимодействии с военно-морскими силами Черноморского флота, высадила десант на Крымском полуострове и после упорных боев заняла город и крепость Керчь и город Феодосию. Поэтому противник стремительно отходил на обоих участках, преследуемый советскими частями, при этом особо отличились при занятии Керчи и Феодосии войска генерала Первушина, Львова и группа военно-морских сил во главе с капитаном первого ранга Басистым[150].

В десантных операциях Черноморского флота значительный интерес представляют боевые действия 83-й отдельной морской стрелковой бригады под командованием полковника И.П. Леонтьева в период Керченско-Феодосийской десантной операции 1941 года. Батальоны бригады выполняли задачу передовых отрядов десанта. Высадка происходила при штормовой погоде. Действуя совместно с частями 224-й стрелковой дивизии и 124-й стрелковой бригады, батальоны высадились в трех пунктах: у мыса Зюк, у мыса Хрони и у деревни Челочик. Батальонами морской пехоты командовали капитан А.И. Капран, ст. лейтенант Тарасян, капитан А.П. Панов[151].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944"

Книги похожие на "«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Шагланов

Андрей Шагланов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Шагланов - «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944"

Отзывы читателей о книге "«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.