» » » » Андрей Шагланов - «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944


Авторские права

Андрей Шагланов - «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944

Здесь можно купить и скачать "Андрей Шагланов - «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Яуза»9382d88b-b5b7-102b-be5d-990e772e7ff5, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Шагланов - «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944
Рейтинг:
Название:
«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-699-83585-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944"

Описание и краткое содержание "«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944" читать бесплатно онлайн.



«Севастополь останется русским!» – эта песня А. Городницкого, написанная еще 10 лет назад, стала пророческой, как и фраза из фильма «Брат-2»: «За Севастополь ответишь!»

России не впервой защищать Город Воинской Славы и освобождать Крым от оккупантов – трехлетняя битва за этот полуостров стала одним из самых длительных, ожесточенных и кровавых сражений Великой Отечественной.

Данная книга восстанавливает Крымскую эпопею во всех подробностях – от катастрофы 1941 года и падения Севастополя до героических десантов морской пехоты, разгрома гитлеровцев в мае 44-го и возвращения Черноморского флота в свою главную базу.

70 лет назад, когда над ней вновь был поднят советский военно-морской флаг, а Москва салютовала доблестным войскам 4-го Украинского фронта, освободившим Севастополь, вся страна повторяла вслед за Освободителями: «КРЫМ НАШ!»






Многое делалось по навигационно-гидрографическому обеспечению операции: на таманском побережье устанавливались створные огни, готовились к развертыванию навигационные знаки ограждения в Керченском проливе. Заблаговременно были высланы в море три подводные лодки, которым отводилась роль навигационных ориентиров на подходах к Феодосии и горе Опук[308].

Учитывая сложившуюся обстановку, командующий фронтом потребовал организовать тщательное наблюдение за ледовой обстановкой и подготовиться к переправе по льду, хотя бы пехоты. Начальник инженерных войск 51-й армии полковник Шурыгин В.П. со своим штабом организовал инженерную разведку льда в проливе и одновременно начал сбор подручных средств для оборудования переправ по льду. Кроме того, штаб инженерных войск армии срочно разработал и разослал войскам чертежи для изготовления на месте ледоступов, лыж, салазок, саней для передвижения людей по льду и перевозки материальной части. К централизованной заготовке этих средств были привлечены части управления военно-полевого строительства. Фронтовые части, 132-й мотоинженерный батальон и 6-й мотопонтонный батальон были поставлены на обеспечение переправ по льду[309].

Инженерная разведка армии и фронта тщательно вела наблюдение за состоянием льда и следила за ледоставом. 3 и 4 января 1942 года были особенно напряженными для инженерной разведки. Наличие на льду трещин, разводий, майн создавало большие трудности для разведчиков. Обвязав себя веревками, саперы двигались гуськом, измеряя толщину льда, продвигая за собой доски для перекрытия трещин и разводий. Разведчики действовали непрерывно до 5 января. Благодаря хорошей организации и принятым мерам предосторожности, несмотря на трудные условия работы и сильные морозы с северо-восточными ветрами, среди разведчиков и переправлявшихся войск не было потерь и обмороженных[310].

В то время как саперы вели разведку льда в проливе, войска заготавливали доски, плетни, веревки. За несколько дней было сделано свыше полутора тысяч лыж, ледоступов и несколько десятков волокуш и саней. Инженерные войска прокладывали пути через пролив, обозначали их вехами, производили усиление льда и регулировали движение войск по ледовой переправе. Неокрепший лед, его недостаточная толщина и появление трещин от нагрузки заставляли саперов по нескольку раз в сутки менять маршруты переправ[311].

Пехота переправлялась в строю по одному с дистанцией 5–7 м. Из материальной части можно было переправлять только пулеметы на волокушах. Артиллерию по льду из-за его непрочности пока нельзя было переправлять. К 6 января 1942 года удалось переправить около 13 тыс. человек из состава 302-й и 244-й стрелковых дивизий, несколько подразделений 396-й стрелковой дивизии и основные силы 12-й стрелковой бригады. При ведении инженерной разведки ледовой переправы и пропуске пехоты по ней особо отличился 132-й мотоинженерный батальон под руководством командира батальона капитана П.Н. Никонорова[312].

Отсутствие полного ледостава не давало возможности сооружать переправы по льду для пропуска всех грузов. Поэтому командующий фронтом решил временно приостановить переправу по льду, а остававшиеся на Таманском берегу части соединений первого эшелона 51-й армии и ее второй эшелон переправлять на плавсредствах с южной части Таманского полуострова, а второй эшелон фронта (47-ю армию и кавалерийскую дивизию кубанских казаков) направить в Анапу и Новороссийск, откуда средствами Черноморского флота доставить на Крымское побережье. Общее руководство инженерным обеспечением перегруппировки второго эшелона фронта было возложено на начальника инженерных войск 47-й армии полковника С.В. Холодова[313].

При подготовке и в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции (25 декабря 1941 – 2 января 1942) удачно сочетались централизация управления (Ставка, фронт, флот) и децентрализация управления в тактическом звене (командиры высадки, десантных отрядов и групп). Прежде чем принять решение о десанте, Генеральный штаб в начале декабря запросил для доклада Ставке соображения командующего флотом о возможности его высадки. Военный совет ЧФ немедленно доложил: «Такая операция возможна, флот ее выполнит». И он представил предложения по ее проведению[314].

В эти дни остро встал вопрос о руководстве переправами войск и грузов с Таманского полуострова. В 51-й армии его осуществляли офицеры штаба, находившиеся в портах отправки. Общего централизованного плана перевозок не имелось. На Таманском же берегу пролива находилось свыше 50 тыс. личного состава армии и основные средства ее артиллерийского вооружения и боеприпасы. Командующий фронтом принял решение возложить руководство перевозками из портов Северо-Кавказского побережья Черного моря на заместителя командующего фронтом начальника тыла генерал-лейтенанта В.К. Мордвинова, а организацию переправ 51-й армии – на А. Смирнова-Несвицкого, как начальника инженерных войск фронта. А. Смирнов-Несвицкий был назначен начальником переправ 51-й армии и одновременно начальником выгрузки частей 44-й армии в районе Камыш-Буруна. Ему было дано указание в течение 8–10 января 1942 года переправить как можно больше артиллерии и боеприпасов средствами Азовской военной флотилии и принять все меры к тому, чтобы при первой возможности организовать переправу вооружения и техники по льду[315].

В результате перехода управления переправами в руки фронтового командования командующие 51-й и 44-й армий освобождались от управления войсками, которые перебрасывались на Керченский полуостров или ожидали переправы. Все их внимание обращалось теперь на управление высадившимися войсками и ведение боя с противником. Это позволило выдвинуть штаб 51-й армии из Керчи ближе к линии фронта. Для увязки всех вопросов по переправе вторых эшелонов в Керчи был оставлен начальник оперативного отдела 51-й армии генерал-майор Н.И. Дубинин[316].

Новая организация переправы исключала путаницу при переправе войск и облегчала планирование и определение последовательности переправы соединений и частей. Командующие армиями требовали доставить им в ближайшие 3–4 дня артиллерийские части и боеприпасы, части связи и инженерные части как переправившегося первого эшелона армии, так и армейские, а затем уже вторые эшелоны. Эти требования были выполнены. За три дня с южной части Таманского полуострова на Керченский полуостров на плавсредствах было переброшено 8250 человек, 120 автомобилей, 113 орудий, 40 минометов и другие грузы. Полностью была переправлена полковая артиллерия 105-го горно-стрелкового полка, 302-й и 390-й стрелковых дивизий, частично 224-й и 396-й стрелковых дивизий и 12-й стрелковой бригады[317].

В связи с ледоставом в проливе часть причалов на Керченском полуострове была разрушена льдами, а некоторые из причалов находились во льдах, поэтому фронт разгрузки 51-й армии резко сузился. Для разгрузки ее войск могли использоваться причалы в Еникале, Керчи и Камыш-Буруне, но они неоднократно разрушались авиацией противника. Работа инженерных войск по восстановлению причалов велась круглосуточно, однако темпы разгрузки судов были столь низкими, что переправу вторых эшелонов 51-й армии, по нашим расчетам, можно было завершить лишь к середине февраля. Ускорить ее можно было только с началом полного ледостава. С 14 по 18 января 1942 года температура упала до –18–20. В южной части пролива от Керчи до Еникале и далее в пределах видимости была чистая вода. В районе же рыбацкого поселка Жуковка лед сковал пролив, но по нему еще никто не ходил[318].

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Рыбалко Н. В первый день войны на Черном море // Военно-исторический журнал. 1963. № 6. С. 63.

2

Егоров Г. Совершенствование управления силами ВМФ в первом периоде войны // Военно-исторический журнал. 1979. № 5. С. 27.

3

История Второй мировой войны 1939–1945 гг. в 12 т. Т. 4. М.: Воениздат МО СССР, 1975. С. 80.

4

Кравцов В. Крах немецко-фашистского плана «Барбаросса» // Военно-исторический журнал. 1968. № 11. С. 47.

5

История Второй мировой войны 1939–1945 гг. Т. 4. С. 88.

6

Абрамов Е.П. «Черная смерть». Советская морская пехота в бою. М.: Яуза: Эксмо, 2009. С. 284.

7

Басов А.В. Битва за Крым // История СССР. 1975. № 2. С. 70.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944"

Книги похожие на "«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Шагланов

Андрей Шагланов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Шагланов - «Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944"

Отзывы читателей о книге "«Севастополь останется русским!» Оборона и освобождение Крыма 1941-1944", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.