» » » Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ


Авторские права

Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ

Здесь можно купить и скачать "Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ
Рейтинг:
Название:
Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9292-0173-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ"

Описание и краткое содержание "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлена теория и методика гендерного подхода в основном (школьном) образовании, включая модель гендерного анализа школьной среды. Рассмотрены интеллектуальные и социально-исторические предпосылки, целесообразность использования гендерного подхода в образовании.

Приведено исследование гендерных различий в образовании, история и предпосылки гендерного неравенства в доступе мужчин и женщин к образованию, сравнительный анализ полоролевого и гендерного подходов.

Впервые предпринята попытка на отечественном материале разработать методику гендерного анализа в образовании для педагогов – практиков. Исследование опирается на массив разнообразных российских и зарубежных источников.

Адресовано преподавателям педагогических дисциплин, студентам и аспирантам, руководителям учреждений основного (школьного) образования и начального профессионального образования, специалистам, а так же всем, кто интересуется проблемами модернизации образования, гендерной социализации и гендерного образования в принципе.






<…> Особо выделяются практические рекомендации Конвенции по изменению действующих законов, обычаев, практики. В первую очередь, речь идет в них о необходимости ликвидации дискриминации в области занятости, в частности, при найме на работу; об обеспечении равной оплаты за труд равной ценности; а так же о запрете на «увольнение с работы на основании беременности или отпуска по беременности или на дискриминацию по увольнению ввиду семейного положения».


Все эти рекомендации считаются сегодня международным сообществом основными показателями при оценке государственной политики по реализации третьей цели Декларации тысячелетия – цели поощрения равенства мужчин и женщин и расширения прав и возможностей женщин. Их дальнейшее уточнение происходило в ходе подготовки и проведения серии Всемирных конференции по улучшению положения женщин. Особое значение приобрели конференции, состоявшиеся в 1985 году в Найроби и в 1995 году в Пекине.


На Третьей Всемирной конференции в Найроби был принят документ, получивший название «Перспективные Найробийские стратегии». В этом документе были внесены уточнения в само понятие «равенство» мужчин и женщин, которое отныне понимается не только как равенство прав, но и как равенство возможностей. В частности, в Пункте II документа говорится: «Равенство является и целью, и средством, с помощью которого отдельным лицам обеспечивается равный правовой режим и равные возможности пользоваться своими правами, развивать свои потенциальные способности, вырабатывать умения и навыки, с тем, чтобы эти лица могли участвовать в политическом, экономическом, социальном и культурном развитии и пользоваться его достижениями. В частности, для женщин равенство означает осуществление прав, которых они лишены вследствие дискриминации, имеющей место в области культуры, в организационной структуре, нормах поведения, а также в отношениях мужчин и женщин. Равенство имеет большое значение для развития и мира, поскольку национальное и глобальное неравенство увековечивает несправедливость и обостряет конфликты всех видов».

В сентябре 1995 года в Пекине состоялась Четвертая Всемирная конференция по положению женщин. Пекинской встрече предшествовали пять региональных подготовительных совещаний. Проходившее в октябре 1994 года совещание в Вене обсудило вопросы, связанные с положением женщин в Европе. Особое внимание в ходе совещания было уделено обсуждению новой концепции «паритетной демократии».

Концепция «паритетной демократии» была разработана Комитетом по равенству между мужчинами и женщинами и Департаментом прав человека, которые действуют в структуре Совета Европы. Концепция вобрала в себя идеи, широко обсуждавшиеся в те годы женскими организациями западноевропейских стран. Эти организации требовали от своих правительств и руководящих органов Европейского сообщества принять конкретные меры по обеспечению реального равенства женщин в структурах власти. Главный лозунг этого времени: «паритет», представленность женщин и мужчин в структурах власти по формуле «50:50».

Разработчики концепции паритетной демократии таким образом аргументировали свою позицию: «Человечество состоит из мужчин и женщин, которые обладают равным достоинством и равной ценностью… Демократия является подлинной только в том случае, если люди принимаются такими, какими они являются в действительности – не абстрактными, бесполыми существами, а мужчинами и женщинами, каждый и каждая из которых могут быть по-своему полезны обществу».

Они доказывали, что демократия предполагает «полноценное участие женщин на основе равенства с мужчинами на всех уровнях и во всех областях функционирования общества…. участие каждого пола в органах управления должно осуществляться на паритетной основе, при этом цель – прийти к соотношению 50 % на 50 %».

Эта идея получила дальнейшее развитие в специальном документе Совета Европы, который был разработан Отделом по проблемам равенства между мужчинами и женщинами в 1998 году. Он называется «Комплексный подход к проблеме равенства женщин и мужчин» или в английском варианте «Gender mainstreaming» – гендерный мейнстриминг. В нем подчеркнуто, что мейнстриминг в определенном смысле является новой стратегией достижения гендерного равенства. Эта стратегия предполагает «инкорпорировать аспекты, связанные с равенством между мужчинами и женщинами, во все сферы и на все уровни политической деятельности». В документе четко обозначена основная задача комплексного подхода: «поместить людей в самую сердцевину процесса формирования политики».

При таком подходе любую политику следует «основывать и оценивать, исходя из ее воздействия на реальное положение индивидов и социальных групп, идет ли речь о женщинах или о мужчинах». Очень важно и такое разъяснение: «Комплексный подход может открыть новые пути и возможности, заменив традиционные экономические и идеологические показатели… другими, отражающими степень благополучия и комфорта граждан… Он является существенным прорывом на пути к более человечной и менее экономичной оценке развития и системе управления демократическими обществами. При учете перспективы равенства между мужчинами и женщинами, при учете вопросов гендерного равенства политика будет более проработанной с точки зрения реальных потребностей женщин и мужчин, в интересах обеспечения более высокого качества их жизни. В этом смысле комплексный подход к проблеме гендерного равенства является выигрышной стратегией».

Гендерный мейнстриминг как подход во многом сопрягается с другим подходом к оценке общественного развития, успешно применяемом в последние десятилетия структурами ООН. Речь идет об «индексе развития человеческого потенциала». Понятие «индекс развития человеческого потенциала» является составной частью концепции человеческого развития, которая провозглашает благосостояние индивида – будь то мужчина или женщина – основной и единственной целью прогресса. Согласно этой концепции, идея развития заключается именно в расширении возможностей для самореализации любого человека.

Индекс развития человеческого потенциала – это метод измерения возможностей человеческого развития. Он включает три главных индикатора:

– доход человека, который выражен в скорректированном реальном ВВП на душу населения (базовый показатель материального благосостояния);

– уровень грамотности населения и полнота охвата обучением в начальных, средних и высших учебных заведениях (базовые показатели образованности);

– средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни при рождении (базовый показатель долголетия).

Величина индекса развития человеческого потенциала

служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития. Начиная с 1998 года, используется и понятие «индекс развития с учетом гендерного фактора». Этот метод расчета показателей человеческого развития учитывает основные параметры индекса развития человеческого потенциала с поправкой на факты сохраняющегося неравенства в социальных позициях женщин и мужчин.»[6]

Иными словами, «…гендерный подход предполагает, что мужчины и женщины должны быть полноправными участниками и бенефициариями процесса развития, который в таком случае приобретает, с одной стороны, устойчивый, а с другой, справедливый характер»[7].

1.1.2. Гендерный подход, анализ, стратегия

Ряд авторов используют понятия «гендерный подход» и «гендерный анализ» как синонимы. Мы придерживаемся иной точки зрения.

Представляется, что термин «гендерный подход» подразумевает методологический[8] уровень понимания проблем. В этом смысле – гендерный подход – это совокупность представлений, предполагающих, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физическими особенностями, сколько таким социальным фактором, как воспитание, и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского.

Гендерный подход подвергает сомнению утверждение о том, что любой человек независимо от пола испытывает одинаковое воздействие политических курсов, программ, законодательства, и основанных на них управленческих решений.

Можно сказать, что под гендерным подходом подразумевается методология учета специфики положения женщин и мужчин на каждой стадии развития политики, законодательства, любой принимаемой меры.

Рабочим инструментом применения гендерного подхода в науке и в социальной практике является гендерный анализ.

Гендерный анализ (далееГА) – это процесс сбора достоверной, комплексной информации, дифференцированной по полу и другим параметрам, для учета гендерных различий, имеющих место в сфере исследуемого вопроса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ"

Книги похожие на "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Любовь Штылева

Любовь Штылева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ"

Отзывы читателей о книге "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.