» » » Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ


Авторские права

Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ

Здесь можно купить и скачать "Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ
Рейтинг:
Название:
Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9292-0173-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ"

Описание и краткое содержание "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлена теория и методика гендерного подхода в основном (школьном) образовании, включая модель гендерного анализа школьной среды. Рассмотрены интеллектуальные и социально-исторические предпосылки, целесообразность использования гендерного подхода в образовании.

Приведено исследование гендерных различий в образовании, история и предпосылки гендерного неравенства в доступе мужчин и женщин к образованию, сравнительный анализ полоролевого и гендерного подходов.

Впервые предпринята попытка на отечественном материале разработать методику гендерного анализа в образовании для педагогов – практиков. Исследование опирается на массив разнообразных российских и зарубежных источников.

Адресовано преподавателям педагогических дисциплин, студентам и аспирантам, руководителям учреждений основного (школьного) образования и начального профессионального образования, специалистам, а так же всем, кто интересуется проблемами модернизации образования, гендерной социализации и гендерного образования в принципе.






В последние годы некоторые разработчики гендерного подхода стали интерпретировать гендерное равенство как «равенство результатов». Можно предположить, что «равенство» результатов интегрирует в себе взаимодействие принципов «равного доступа» и «равного отношения».

Следуя предложенной логике, равенство результатов предполагает, что мероприятия, программы и законы управления должны быть направлены на обеспечение равных результатов для женщин и мужчин. Равенство результатов, по мнению авторов подхода, можно назвать «равенством по существу».

Подход на основе принципа «равных результатов» учитывает тот факт, что в силу условий жизни или ранее имевших место негативных дифференцирующих воздействий, для достижения равных результатов может потребоваться неодинаковое отношение к женщинам и мужчинам, разное количество предоставляемых им ресурсов, услуг или дополнительных мер содействия.

Например: законом РФ установлены равные права для женщин и мужчин на получение оплаченного страхового отпуска по уходу за ребенком в случае рождения или болезни. Но реальная практика, основанная на длительной традиции и гендерных стереотипах, не поощряет использование этого права работающими отцами. Для того, чтобы обеспечить реальное равенство по результату, государство обязано было бы применить дополнительные меры, контролирующие работодателей и поощряющие гендерное равенство родителей в уходе за детьми. (Например, Правительство Швеции, упорно следуя гендерной стратегии равного участия родителей в воспитании детей, приняло дополнение к закону о пособиях по уходу за детьми. Чтобы получить существенное пособие от государства, родители обязаны использовать отпуск по уходу за ребенком на паритетных условиях. Если отец не использует свою половину отпуска, то пособие не назначается.)

Например, для достижения равного результата в овладении девочками и мальчиками информационными технологиями в большинстве случаев недостаточно формально равного количества времени для их обучения на уроках информатики. Учителям необходимо применять в работе с девочками специальные методики, направленные на повышение их уверенности в работе с техникой, так как по традиции во многих семьях родители по-разному относятся к обучению сыновей и дочерей взаимодействовию с электробытовыми и сложными техническими приборами.

Мальчиков, как правило, больше обучают умению пользоваться техникой, позволяют ее разбирать, ремонтировать, лояльно относятся к поломкам и пр. Миф о неспособности женщин к общению с техникой сформировал у многих женщин и девочек «выученную беспомощность», страх перед сложной бытовой техникой и ПК в частности.

Кроме того, как показывают исследования, мальчики и девочки предпочитают разные задания для учебных тренировок. Если мальчиков привлекают различные компьютерные игры, то девочек больше интересуют возможности информационных технологий для образования, решения практических задач.

Очевидно, что для достижения равного уровня овладения ИТ для девочек необходимы дополнительные условия в виде добавочного времени, специальной методики «уверенного обращения с техникой», специальных заданий.

Уже в 1974 году, когда в Швеции было введено родительское страхование, родители получили возможность свободно распределять между собой оплаченный отпуск по уходу за ребенком. Этот вид социального страхования, конечно, привел к тому, что часть отцов стала пользоваться возможностью сидеть дома со своими малышами, но таких было меньшинство.

То, что мамы не выходят на работу, когда у них появляются дети, принимается, как само собой разумеющееся, а отпуск папы многими по-прежнему ставится под сомнение. Включение обязательного месячного отпуска для отца в условия родительского страхования, является одним из способов показать работодателям, как обстоит дело.

Будучи министром социальной защиты населения Швеции, Бенгт Вестербере в 1994 году вышел с предложением о включении одного месяца для папы – и одного для мамы! – в родительское страхование. Предложение вызвало дебаты, но прошло через шведский Риксдаг.

Родительское страхование, которое финансируется из средств социального страхования, вносимых всеми работодателями, включает в себя отпуск по уходу за ребенком с выплатой тому из родителей, который его берет, компенсации за утрату трудового дохода, а так же так называемое единовременное родительское пособие. Родительское пособие облагается налогом и учитывается при расчете пенсии, как обычный трудовой доход.

Родители, в принципе, имеют право поровну распределить между собой родительское пособие, но один из родителей может – письменно – передать «свои» дни другому, за исключением 60 дней, которые целевым назначением закреплены за каждым из родителей. Эти 60 дней в быту называют «месяцами папы», поскольку такая структура была введена в 1995 году, именно с целью стимулировать отцов брать отпуск по уходу за ребенком. В то время это касалось одного месяца, а с 1 января 2002 года – двух. По-прежнему значительно большая часть родительского отпуска используется мамами. Но если папа не берет «свои» месяцы (или мама «свои»), семья лишается полагающегося за них весьма внушительного родительского пособия.

Информация получена из сборника

«Наши дети – о мужчинах, детях и равноправии в Швеции»,

изданного Шведским институтом

«Равенство результата» в образовании, к примеру, можно понимать как достигаемое на субъективном уровне равенство способностей раскрыть свой индивидуальный потенциал, а не равенство баллов по предметам у мальчиков и девочек.

С помощью гендерного анализа можно определить факторы, потенциально влияющие на достижение равных результатов для женщин и мужчин и степень их воздействия на ожидаемый результат. Иными словами, гендерный анализ может послужить основой для изменения разрабатываемой программы или мероприятия с целью предотвращения негативных последствий, связанных с «фактором пола».

В то же время, ряд разработчиков гендерного подхода призывают проявлять осторожность относительно интерпретации гендерного равенства как буквального равенства результатов. «Например, медицинские исследования указывают на то, что женщины имеют некоторые биологические преимущества перед мужчинами по продолжительности жизни, как в детстве, так и в более поздние годы. Социальные нормы и практики, которые воздействуют на гендерные роли и соответствующее отношение к женщинам и мужчинам, могут снизить, либо увеличить преимущество в продолжительности жизни женщин. Например, если мужская и женская продолжительности жизни стали одинаковыми, это может означать, что женщины находятся в неблагоприятных условиях, а дело здесь вовсе не в равенстве полов. Аналогичным образом женщины и мужчины по-разному подвержены риску заболеть в период эпидемии и требуют неодинакового лечения. Здесь опять количественное равенство в специфических показателях здоровья необязательно означает гендерное равенство»[17]. Скорее всего, это сигнал ухудшения условий жизни или медицинского обслуживания женщин или мужчин.

Иными словами:

– гендерно-нейтральный подход в области социальных, экономических и иных отношений, в которых задействован человеческий фактор – опасный социальный миф;

– несмотря на прогресс, достигнутый в ХХ веке, гендерное неравенство сохраняется во многих сферах жизни – в домохозяйствах, социальных институтах, экономике и политике. Дискриминация по полу проявляется главным образом в виде неравенства в основных правах, доступе к ресурсам и управлению ими, в занятости и оплате труда, в доступе к принятию решений;

– гендерное неравенство наносит ущерб благополучию и тормозит развитие;

– достижение гендерного равенства становится центральным моментом развития на основе учета потребностей каждого индивида;

– одним из новых подходов, новых методологических инструментов анализа и проектирования социальных изменений, основанном на учете «фактора пола», является гендерный подход, который в разных странах именуют по – разному: гендерный анализ, «гендерные линзы», гендерное измерение и др.;

– гендерный подход – это совокупность представлений, предполагающих, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физическими особенностями, сколько таким социальным фактором, как воспитание, и распространенными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского;

– рабочим инструментом реализации гендерного подхода является гендерный анализ (ГА). ГА заключается в сборе информации, выявляющей различия в потребностях, ролях и приоритетах женщин и мужчин, а так же их доступе к ресурсам и контролю над ними;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ"

Книги похожие на "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Любовь Штылева

Любовь Штылева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ"

Отзывы читателей о книге "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.