» » » Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ


Авторские права

Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ

Здесь можно купить и скачать "Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ
Рейтинг:
Название:
Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9292-0173-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ"

Описание и краткое содержание "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлена теория и методика гендерного подхода в основном (школьном) образовании, включая модель гендерного анализа школьной среды. Рассмотрены интеллектуальные и социально-исторические предпосылки, целесообразность использования гендерного подхода в образовании.

Приведено исследование гендерных различий в образовании, история и предпосылки гендерного неравенства в доступе мужчин и женщин к образованию, сравнительный анализ полоролевого и гендерного подходов.

Впервые предпринята попытка на отечественном материале разработать методику гендерного анализа в образовании для педагогов – практиков. Исследование опирается на массив разнообразных российских и зарубежных источников.

Адресовано преподавателям педагогических дисциплин, студентам и аспирантам, руководителям учреждений основного (школьного) образования и начального профессионального образования, специалистам, а так же всем, кто интересуется проблемами модернизации образования, гендерной социализации и гендерного образования в принципе.






Гендерное равенство является не только вопросом прав человека, но, что не менее важно, – предпосылкой эффективного и устойчивого развития, основанного на интересах индивида.

При этом имеется ввиду, что всеобщее равенство недостижимо, да и не нужно. Социальная политика, ставящая целью абсолютное или почти абсолютное равенство, будет нивелировать существующие индивидуальные различия талантов, способностей, темпераментов и мотиваций. Очевидно, что «полное равенство всех со всеми и во всем» вряд ли достижимо, поэтому этот тип эгалитаризма называют идеалом, утопией и даже кошмаром (Blakemore, 1998).

Стратегия состоит в интеграции проблем и опыта обоих полов в организацию жизни общества, постановку, контроль и анализ достигнутых целей развития, чтобы в равной мере обеспечить соблюдение интересов как женщин, так и мужчин.

Политика равенства может быть более эффективной и приемлемой, если мы будем применять ее в отношении групп, а не в отношении индивидов. Например, хотя совершенно очевидно, что отдельные мужчины и женщины различаются в интеллекте, способностях и прочем, принцип гендерного равенства означает, что мужчины и женщины как группы должны находиться в равном положении.

Принцип равных возможностей предполагает применение политики, устраняющей изначально неравные стартовые возможности и барьеры дискриминации – например, облегчающие доступ ранее дискриминированным группам к образованию, к занятости, к пользованию социальными благами и социальной защитой (система квот, целевых программ поддержки и др.).

Гендерно чувствительный подход, базирующийся на равенстве полов, состоит в получении правильной информации по гендерным вопросам и использовании этой информации как основы для принятия сбалансированных решений.

1.1.4. Гендерное равенство и управление

Анализ управления в гендерном измерении немедленно ставит вопрос:

• участия и

• представительства

Предполагаемая «общность интересов» между женщинами и мужчинами, их потребностей и взглядов, часто используется для объяснения подавляющего присутствия мужчин в формальных структурах управления на национальном уровне, например в парламенте и правительстве, в исполнительной и законодательной власти на уровне регионов и в управлении отраслями. Однако, гендерный анализ социально-экономических, политических процессов и решений показывает, что мужчины и женщины при общих обстоятельствах далеко не всегда разделяют одинаковые взгляды и потребности. Целью более сбалансированного участия в структурах управления женщин и мужчин является не формальное гендерное равноправие, а, в конечном итоге, достижение лучшего качества и результатов управления.

Гендерное равенство и равное представительство женщин и мужчин в управлении на всех уровнях важно для достижения[13]:

• справедливости: когда один пол (чаще всего женщины) отстранен от управления, в том числе и государственными делами, по причине прямой дискриминации или системных барьеров, участие становится вопросом справедливости. У всех граждан есть право на политическое участие, и обязанностью государства является обеспечение возможностей мужчин и женщин использовать такое право;

• доверия и отчетности: гендерно сбалансированное представительство является также вопросом доверия к правительственным структурам и выражением их легитимности. Так как женщины представляют не менее 50 % населения, их присутствие придает законность структурам управления. Исследования ВБ[14] показывают, что большее число женщин в Правительстве может привести к более честному управлению, является антикоррупционным фактором;

• эффективности: исследования ООН по вопросам управления показали, что мужчины, избранные на исполнительные и законодательные должности, большей частью не знают о потребностях домохозяйств и о том, как проблемы домохозяйств связаны с социально – экономическим развитием местного, регионального и национального уровней. Отсутствие такого измерения означает, что политика не является эффективной и действенной. Более того, если талантливые и квалифицированные члены общества (в данном контексте – женщины) считают барьеры для собственной политической карьеры непреодолимыми и необъективными, то они, скорее всего, покинут место своего проживания для поиска возможностей в других странах, будь то Европа или Америка. Такой «отток мозгов» не способствует полному экономическому и социальному развитию потенциала России;

• цепной реакции: важно понять, что женщины на позициях принятия решений служат важными ролевыми моделями, для всего населения, женщин и молодежи в особенности. Они могут вдохновить других женщин на работу в управлении.

§ 2. Отличия гендерно-нейтрального подхода от гендерно-чувствительного

Существует точка зрения, согласно которой равенство рассматривается как одинаковое обращение со всеми, независимо от личных обстоятельств. Такая точка зрения исходит из убеждения, что все люди уже равны, и, следовательно, справедливо одинаковое отношение ко всем.

Однако такой подход игнорирует различные социальные, физические, экономические характеристики и жизненный опыт мужчин и женщин, так же как и особых групп женщин и мужчин (таких как инвалиды, представители коренного населения и других видимых меньшинств).

Посудите сами: если вы предложите в целях витаминизации двум разным людям по корзине клубники, не учитывая, что один из них страдает аллергией, то совершенно очевидно, что кто-то из них пострадает от такого «равного отношения». Для того, чтобы отношение оказалось равным, следовало бы предложить обеим сторонам фрукты (ягоды) по выбору и т. о. выполнить поставленную задачу.

Условия жизни женщин и мужчин в довольно длительной фазе жизни объективно различаются по причине различий репродуктивной сферы, поэтому предлагаемые формально «равные права» на деле приводят мужчин и женщин к разным результатам и не являются справедливым обращением по существу.

Для реализации политики равных возможностей в современных обществах используются по крайней мере 2 стратегии – «программа-минимум» и «программа-максимум»[15] (таблица 1.1.).


Таблица 1.1.


Таким образом, чтобы предоставить разным группам равные возможности доступа, необходим учет различий в положении и специальные меры выравнивания в пользу ущемленной группы.

Раскроем эти условия подробнее:

Равенство доступа основано на понимании того, что справедливость может означать признание различий и приспособление к ним.

Обеспечивается при использовании ГП тем, что на стадии разработки решений и программ выявляются те факторы, которые могут воспрепятствовать равному доступу к программам и услугам по гендерному признаку. Соответственно уже на стадии разработки в программы включаются методы, позволяющие нейтрализовать этот нежелательный эффект.

К примеру, если разрабатываются программы обучения для молодых людей от 18 до 25 лет, то разработчикам следует учесть разницу положения молодых мужчин и молодых женщин – потенциальных клиентов программы. В этой возрастной группе среди женщин достаточно высок процент молодых матерей. Для того, чтобы они могли воспользоваться программой, необходимо предусмотреть уход за детьми, перерывы на кормление для матерей, занятых на учебе.

Равенство отношения при формальном подходе не гарантирует равных результатов, иногда его называют «формальным равенством».

Равенство отношения к мужчинам и женщинам не гарантирует им равных результатов, поскольку мужчины и женщины не одинаковы: они относятся к разным социально-демографическим группам, находятся в неравных социально-экономических условиях (как СД[16] группы), от них ожидается разное поведение и пр., т. е. стартовая позиция изначально не равная.

Для того, чтобы отношение к женщинам и мужчинам было равным по существу, необходим учет их гендерных различий и специальные меры, направленные на выравнивание. Например, хотя многие женщины и мужчины одновременно являются работниками с родительскими обязанностями, длительное время система льгот, связанных с заботой о жизни и развитии детей, а так же «режим благоприятствования» руководителей были адресованы исключительно женщинам. Желание мужчины заботиться о детях, включая вынужденные периоды нетрудоспособности по болезни детей, желание посещать утренники в детских садах и мероприятия в школах, вызывали непонимание и неудовольствие работодателей. В данном случае, для равного отношения к работникам с родительскими обязанностями необходимы дополнительные меры, направленные, в первую очередь, на изменение общественного сознания, меры позитивной дискриминации для поддержки ответственного отцовства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ"

Книги похожие на "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Любовь Штылева

Любовь Штылева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ"

Отзывы читателей о книге "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.