» » » Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ


Авторские права

Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ

Здесь можно купить и скачать "Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ
Рейтинг:
Название:
Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9292-0173-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ"

Описание и краткое содержание "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлена теория и методика гендерного подхода в основном (школьном) образовании, включая модель гендерного анализа школьной среды. Рассмотрены интеллектуальные и социально-исторические предпосылки, целесообразность использования гендерного подхода в образовании.

Приведено исследование гендерных различий в образовании, история и предпосылки гендерного неравенства в доступе мужчин и женщин к образованию, сравнительный анализ полоролевого и гендерного подходов.

Впервые предпринята попытка на отечественном материале разработать методику гендерного анализа в образовании для педагогов – практиков. Исследование опирается на массив разнообразных российских и зарубежных источников.

Адресовано преподавателям педагогических дисциплин, студентам и аспирантам, руководителям учреждений основного (школьного) образования и начального профессионального образования, специалистам, а так же всем, кто интересуется проблемами модернизации образования, гендерной социализации и гендерного образования в принципе.






1.3.4. Правовые основы стратегии гендерного равноправия в Российской Федерации

Современное российское государство декларировало приверженность политике равноправия, в том числе равенства прав и возможностей для женщин и мужчин, закрепило эту позицию в нескольких документах национального законодательства и ратифицировало ряд международных документов:

1. Всеобщая декларация прав человека. ООН (Принята в 1949 г.).

2. Конвенция ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» (принята в 1979 г.).

3. 1993 г. – статья. 19 п. 3 Конституции РФ (1993) непосредственно говорит, что – «Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации».

4. 1996 г. – принята «Концепция улучшения положения женщин в РФ» и утвержден «Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышения их роли в обществе до 2000 г.».

5. 1997 г. – ратифицирована Конвенция МОТ № 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящихся с семейными обязанностями».

6. 1997 г. – Концепция законотворческой деятельности Государственной Думы РФ по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

7. Декларация тысячелетия (2000 г.).

8. 2005 г. – Модельный закон «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» (Принят межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ 18 ноября 2005 года).

§ 4. Практические аспекты гендерного анализа

Наиболее интересным вопросом для любого практика является знакомство с «инструментом», технологией гендерного анализа, методическими условиями его проведения. На сегодняшний день нам не удалось обнаружить каких-либо универсальных разработок по методике ГА. Предлагаем рассмотреть идеи зарубежных специалистов и несколько примеров из практики применения ГА российскими учеными.

1.4.1. Зарубежный опыт разработки практических вопросов гендерного анализа

Существуют разные инструменты для гендерного обзора и анализа. Одни разработчики стремятся создать простые инструменты, другие предпочитают более сложные. Шведский автор Гертруд Острем в «Элементарном пособии по использованию комплексного гендерного подхода» (2003) предложила метод «3 Р», который, по ее мнению, служит хорошим вспомогательным приемом при систематизации данных о положении женщин и мужчин в определенной ситуации. По сути дела, данный инструмент должен дать ответ на вопросы: «Кто получает, что получает и на каких условиях?»


Таблица 1.2.


Данные, полученные с помощью этой трехкомпонентной процедуры, анализируются и выявляются различия, существующие в положении мужчин и женщин в контексте ситуации или исследуемой проблемы.

Метод удобен для анализа уровня влияния женщин и мужчин в организации, конкретном проекте, органе управления или программе. Метод предполагает сбор количественных данных и информации, на основании которых затем производится качественный анализ и готовятся предложения.

Канадские разработчики методологии и методики гендерного анализа описывают более сложный процесс в виде 8-10 этапов, которые включает постановку задач и целей, отбор методов, определение критериев, проведение исследований, консультаций, разработку вариантов подхода, выдачу рекомендаций и внедрение инициатив.

Канадские специалисты в области мониторинга гендерного равенства оказывают неоценимую помощь в обучении российских экспертов, передаче опыта гендерного анализа через пилотные программы и проекты как на федеральном, так и на региональном уровне. При поддержке Канадского Агентства по международному развитию в 2001–2003 гг. переведено на русский язык и издано несколько пособий по гендерному анализу, гендерным индикаторам.

Специальные программы передачи опыта гендерного анализа российским специалистам с 2000-го г. вели Международная организация труда (МОТ), Всемирный Банк, ПРООН, Канадское и Шведское Агенства международного развития.

В рекомендациях Центрального бюро ПРООН по странам Центральной и Восточной Европы процесс гендерного анализа представлен в виде пяти этапов[22]:


Таблица 1.3.


На сайте Международной организации труда опубликованы методические разработки по различным концептуальным моделям гендерного анализа[23]:

1) Модель гендерного анализа, разработанная Каролин Мозер (Caroline Moser), базирующаяся на предложенной ею концепции гендерных ролей и гендерных потребностей;

2) Модель гендерных ролей (основанная на теории «тройственной роли женщины» – репродуктивной, продуктивной (производительной) и управления активностью локального сообщества, в то время как мужчины выполняют всего две роли – продуктивную и определения политики сообщества. Эта теория также была предложена К. Мозер).

3) Модель, основанная на концепции гендерного разделения труда;

4) Аналитическая модель Гарвардского института международного развития (Гарвардская модель). Модель основана на подходе оценки эффективности, предложенном Ассоциацией «Женщины в Развитии» (АWID). Модель исходит из идеи экономической эффективности инвестиций в развитие женщин и делает акцент на большей информированности относительно направлений инвестиций и оценки их эффективности.

5) Модель социальных отношений, разработанная группой ученых во главе с Наилой Кабеер (Naila Kabeer) из Института исследований развития в Сассексе (Великобритания). Модель основывается на анализе существующего гендерного неравенства в распределении ресурсов, ответственности и власти и делает акцент на благосостоянии человека как цели экономического и социального развития.

Важными методическими условиями по мнению большинства международных экспертов являются:

• включение в процесс гендерного анализа как женщин, так и мужчин;

• осознание исследователями своего собственного отношения к проблематике гендерного равенства;

• тщательная подготовка методического инструментария для проведения процедуры гендерного анализа.

1.4.2. Российский опыт разработки методики гендерного подхода и гендерного анализа

Гендерные исследования как межпредметная область научного гуманитарного знания стала развиваться в России с середины 1990-х годов. Гендерный анализ и гендерная экспертиза, стали практиковаться, соответственно, чуть позже. Первые опыты были произведены в форме гендерной экспертизы законодательства (Проект гендерной экспертизы МЦГИ, 1998) и гендерного анализа итогов избирательной кампании в политологии (С.Г. Айвазова, 1999–2000). К 2005 году выполнено несколько крупных проектов гендерного анализа, таких, к примеру, как «Гендерный анализ учебников для высшей школы», «Гендерный анализ бюджетов», разработана методология и методика гендерного анализа школьных учебников, пенсионной системы, рынка труда и занятости, социальной работы в РФ и др.

Жизнь показала, что необходимо не только изучить и переосмыслить зарубежный опыт гендерной экспертизы, но и самостоятельно конструировать методику с учетом специфики сферы приложения гендерной инновации, состояния национальной статистики по предмету исследования, и иных национальных особенностей.

А). Методология и методика гендерного анализа политики бюджетирования. Автор – док. экон. наук. Л.С. Ржаницына

Под управлением Л.С, Ржаницыной группа экспертов в 2004–2005 гг. разработала методику целевого мониторинга государственного бюджета РФ с позиций политики социального равенства мужчин и женщин. На основе имеющегося опыта и традиционных подходов к организации подобного мероприятия создана укрупненная схема рабочего цикла мониторинга, которая исходит из учета методологии, порядка действий и механизма организации. По мнению разработчиков методики, гендерный мониторинг бюджета формируется как многослойная, комплексная процедура, соединяющая многообразные аспекты. Он должен:

во-первых, исходить из идеолого-политических задач гендерного равенства и критериев такового и международных норм защиты прав женщин;

во-вторых, действовать в общесоциальном пространстве проводимых управленческих мер, которые, за редким исключением, не имеют в виду распределения бенефициариев по полу;

в-третьих, не быть свободной научно-аналитической или информационной работой, а информировать и содействовать деятельности органов государственного управления в принятии социально значимых и эффективных решений, способных улучшить положение женщин, снизить дискриминацию, смягчить социополовые диспропорции общества;

в-четвертых, в обязательном порядке использовать свойственные бюджету как специфическому финансово-денежному институту количественный язык, терминологию, символы, схемы и правила построения, доказательства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ"

Книги похожие на "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Любовь Штылева

Любовь Штылева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Любовь Штылева - Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ"

Отзывы читателей о книге "Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.