» » » » Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2


Авторские права

Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2

Здесь можно купить и скачать "Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Белый город»08eeed96-6db7-11e5-8f01-0025905a069a, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2
Рейтинг:
Название:
Собрание сочинений. Том 2
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-485-00183-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Собрание сочинений. Том 2"

Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том 2" читать бесплатно онлайн.



Впервые в России выходит собрание сочинений выдающегося историка и общественного деятеля члена-корреспондента Российской Академии Наук, профессора Николая Федоровича Каптерева (1847–1917). Его труды составили эпоху в изучении русской истории и еще при жизни исследователя неоднократно отмечались премиями и наградами. Представляемые в настоящем издании работы посвящены русско-греческим церковно-государственным связям и написаны на основе изучения обширных архивных материалов, многие из которых автор впервые ввел в научный оборот. Труды Николая Федоровича Каптерева сохраняют актуальность и до настоящего времени остаются непревзойденными.






В 9-й статье Хрисанф заявляет, что «Молдавское и Волошское господарства всегда были полезны и оказывали великую помощь патриархам, архиереям и монастырям, а ныне сами крайне бедствуют, почему просит Константин, мултянский господарь, чтобы святое величество промысл учинить изволили над городками турецкими, на Днепре стоящими, и их взять, дабы и белгородскую орду разорить; тогда те два господарства поддадутся царскому величеству без всякого замедления и в этой надежде будет выжидать время господарь Мултянский, который платит две дани: одну туркам явно, другую немцам тайно, чтобы не разорили его государства. За два года перед тем, будучи принуждаем немцами к их подданству, господарь бежал из своей столицы и немцы пришли в его господарство. Но он, призвав татар, выбил [С. 295] немцев вон и потом, чрез тайные места мултянские, провел татар и турок в седмиградскую землю, где они одержали ту победу, которою турки опять ожили. Дело сие двух ради причин учинил господарь: первая, чтобы папежское дело не распространялось, другая же та, что постоянно надеется, да будет господарство его во владении у православных, а не у еретиков; если же захотел бы с немцами согласиться, то уже по сие время немцы завладели бы всеми теми странами даже до Дуная. При сем и то приказал господарь: если войско пойдет на белгородскую орду, то больше пятидесяти тысяч казаков не надобно и в один месяц могут всю орду разорить; когда же та орда разорится и городки, что на Днепре, взяты будут, тотчас и он восстанет против поганых и с ним премножество христиан совокупится, для сего дал господарь и чертеж белгородской орды, который я (Хрисанф) объявил в Посольском приказе». Далее Хрисанф заявлял: «Мне приказывали святейший патриарх и господарь, дабы и то я объявил, что турки и все короли папежские и сам цесарь суть великие враги царскому величеству: турки, ибо ведают, что сие православное царство весьма пространно и есть у них пророчества, что от сего царства будет взят Царьград, и имеют они здесь множество подданных могометанской веры; итак, если могут в чем вредить Москве, то великая им мзда от Бога. Паписты враждуют как еретики и к тому завистливые, а поляки, хотя притворяются, что друзья будто они государству Московскому, однако радеют, как бы учинить мир с турками, и между иными статьями одна им необходима, в чем они единомысленны и с цесарем: дабы когда Москва начнет [С. 296] воевать поляков или поляки Москву, тогда бы полякам дать от себя помощь туркам и татарам. Сего ради подобает царскому величеству радеть о том, чтобы татар смирить в нынешнее время, или промышлять так, что буде цесарь и поляки учинят мир с турками, то бы царскому величеству предупредить этот мир, дабы не посмеялись еретики, но сами осмеяны были; о чем просит господарь Мултянский совершеннаго ответа от меня, чтобы и он знал, как себя у править и как дерзать, или явно склониться к одной стороне и вручить себя на волю Божию».

В 10-й статье Хрисанф пишет: «Святейшие патриархи и все Церкви Восточные православные молят, чтобы в такие времена устремилось православное царство к отмщению врагов Христовых, поелику ныне время учинить то, что хочет, ибо если не учинится мир между турками и папистами, то поганцы, будучи в таком состоянии, истребятся, а поднимется папежская вера».

В 11-й статье говорится: «Просит блаженнейший, чтобы царское величество приказали типографию еллинскую устроить, дабы в ней несколько книг на латинов напечатать, которые привез я в Москву. А книги суть древних разных мудрецов, и с великою трудностью собрал их блаженнейший. Хотя есть у него новая типография в Мултянской земле, однако не имеет силы все напечатать, а паписты не только не печатают их, но если где сыщут – жгут. А потом можно бы те книги и на русский язык перевести, отчего будет польза православным, а еретикам посрамление, а царскому величеству всемирная слава».

[С. 297] В статьях 12-й и 13-й говорится о некоторых недостатках церковной жизни в Киевской митрополии, о чем Досифей уже подробно писал в грамоте патриарху Адриану. Здесь же находится и такая просьба: «Молят вообще все патриархи и Собор: буде случится заключить мир с турками, то предложить бы между статьями и сию, дабы Константинопольский патриарх не сменяем был с престола своего, как и прочие патриархи, даже до смерти своей, и тогда лишь поставлять иного, когда умрет, или сам волею своею патриаршество оставить, или когда вообще все патриархи или Собор его низвергнут, и так как иные патриархи не переменяются, то чтобы и он не сменялся, разве только по сим вышеписаным статьям. Сверх сего дела надобно предложить и о том, чтобы ни монастыри, ни старцы дани не платили, как и прежде сие было. Такие предложения не трудны, потому что царское величество одним словом может дело сие совершить, и к тому же запросы сии совершенно правильны, ибо Церковь Константинопольская всегда помощью своею содействовала Церкви великия Москвы словом и делом и честью, и никогда никакой помощи не просила и ныне только по нужде просит, и то на словах. Персияне посылали прошлаго года к салтану посла и между иными прошениями предложили и некоторые новыя статьи о своих армянах; турки приняли их и все исполнили, а святым царям для чего не заступиться за православных?» В последней, 14-й статье заключалась просьба, чтобы все, о чем ходатайствует патриарх, осталось в тайне, никому не известным, в противном случае, если про ходатайства патриарха кто-либо из имеющихся [С. 298] многих врагов проведает, им грозит конечное разорение.

5 марта 1693 года великие государи приказали объявить свой указ архимандриту Хрисанфу и сказать ему, призвав в Посольский приказ, что обо всем они известились из его донесений и из писем святейшего патриарха, и слыша об отлучении святых мест иерусалимских от восточного благочестия и о тамошнем разорении христианства, не мало о том поскорбели и имеют о том свое государское попечение и Господа Бога молят, дабы избавил от таких бед и печалей святейшаго патриарха, и освободил тамошних благочестивых христиан, и те святые места опять ему, патриарху, и христианам вручил. А когда у их царских величеств дойдет с турским султаном и с крымским ханом до мирных договоров, тогда великие государи, при помощи Божией, о всех тех в Иерусалиме святых местах говорить и в запросах писать повелят, чтобы по-прежнему отданы были святейшему патриарху и грекам. Архимандриту государи внушали написать патриарху о попечении их великих государей о святых местах и чтобы он, патриарх, со своей стороны всеми способами домогался у тамошних властей, сколь возможно будет, о возвращении ему всех святых мест иерусалимских, как и прежде о них промышляли и о иных делах тамошние христиане греческие, и свое бы он радение приложил при помощи Божией, сколько воля Божия в том ему поможет. Жалованье свое посылали к святейшему патриарху соболями на 1000 рублей и, по его желанию, приказали устроить в Иерусалим ко Гробу Господню лампаду золотую в 250 червонных и три лампады серебряных, в том числе одну во Святую Пещеру, другую ко Снятью со Креста [С. 299] Святого Тела Спасителя нашего Иисуса Христа, третью на Святую Голгофу, весом в десять фунтов каждая. Мултянского воеводу Иоанна Константина за его радение о делах, предложения и предостережения великие государи жалуют и милостиво похваляют; служба его и то предложение у них в забвении не будет, и чтобы он, архимандрит, царскую сию милость воеводе объявил, когда к нему возвратится из Москвы, и чтобы впредь великих государей извещал о всех делах, какие в тамошних странах будут происходить. Касательно просьбы святейшего патриарха об устроении еллинской типографии в Москве и напечатании присланных им книг великие государи будут совещаться с отцом своим, богомольцем, святейшим кир Адрианом, патриархом Московским, и ему же указали рассмотреть о церковных делах на Украйне и послать о том свои грамоты митрополиту Киевскому и архиепископу Черниговскому, чтобы в их епархиях церковное дело во всем исправлялось по правилам святых апостол и святых отец и по соборному уложению. Касательно того, что просят святейшие Вселенские патриархи о неизменном пребывании Константинопольского на его престоле и чтобы убогие монастыри и старцы греческие не платили дани, великие государи, когда послы их царского величества для мирного договора к турецкому султану посланы будут, то повелят им домогаться о Константинопольском патриаршем престоле, чтобы в такой же был свободе, как и прочие, и чтобы не брали дани с монастырей.

Этот ответ государей вместе с царскою милостыней Хрисанф в мае того же 1693 года послал к Досифею со своим старцем Афанасием, который по происхождению был малоросс, ранее взят был [С. 300] в плен турками, а потом выкуплен из плена одним иерусалимским старцем и пострижен в монахи в Иерусалиме.

Архимандрит Хрисанф пробыл в Москве более года и за все это время не переставал получать письма от Досифея, который сильно был заинтересован успехом посольства в Москву своего племянника.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Собрание сочинений. Том 2"

Книги похожие на "Собрание сочинений. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Каптерев

Николай Каптерев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2"

Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.