» » » » Вадим Радаев - Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле


Авторские права

Вадим Радаев - Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле

Здесь можно купить и скачать "Вадим Радаев - Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вадим Радаев - Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле
Рейтинг:
Название:
Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-7598-0541-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле"

Описание и краткое содержание "Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле" читать бесплатно онлайн.



В российской розничной торговле в начале нового столетия произошла подлинная революция, коренным образом изменившая структуру всей отрасли. В книге дается детальная классификация современных организационных форм торговли, основанная на российской практике. Автором прослеживается история возникновения новых торговых форматов. Показывается, как приход глобальных операторов изменяет конкурентную ситуацию и деловые стратегии ведущих российских компаний. На примере торговли продуктами питания и сектора бытовой техники и электроники раскрываются новейшие тенденции развития ритейла и делаются прогнозы на среднесрочную перспективу.






С точки зрения интересующего нас вопроса о торговых форматах говорить о существовании в советский период торговых сетей в их нынешнем понимании было бессмысленно ввиду отсутствия частных владельцев. Под торговой сетью в то время понимали совсем другое – совокупность всех торговых объектов, расположенных на данной территории.

Советская эпоха известна своими пристрастиями к гигантомании, выражавшимися в том числе в стремлении к укрупнению предприятий. Однако торговых форматов это коснулось в наименьшей степени. В качестве доминирующего торгового формата выступали небольшие, по сегодняшним меркам, магазинчики – в большей степени специализированные в городских центрах («Молоко», «Овощи-Фрукты», «Одежда» и т. п.) и более универсальные в малых поселениях. Их средняя торговая площадь в 1960 г. составляла лишь 42,6 кв. м. С годами, конечно, она росла, достигнув в 1975 г. 75 кв. м, в 1990 г. – примерно 100, а в 1998 г. – 125 кв. м[44], но все равно, как мы видим, оставалась сравнительно небольшой. Исключение составляли размещавшиеся, как правило, в центральной части городов крупные универмаги (большие универсальные магазины по продаже промышленных товаров) или крупные гастрономы, торговавшие широким ассортиментом продовольственных продуктов. Хотя еще в 1960-е годы ставилась задача строительства крупных торговых центров, их число оставалось весьма ограниченным.

Если говорить об обслуживании покупателей, то абсолютное большинство магазинов, крупных и мелких, торговали традиционно – через прилавок. Самообслуживание не развивалось, причем, на наш взгляд, не только из-за боязни воровства или вследствие неразвитости соответствующих упаковочных мощностей. Просто покупателя в условиях дефицита и низкого качества товаров не допускали к ним физически и не позволяли ничего выбирать – он должен был «брать, что дают». Первый эксперимент по внедрению инновационной по тем временам системы самообслуживания был проведен еще в 1954 г., но потерпел неудачу – отчасти из-за отсутствия достаточного количества расфасованного товара. И лишь на излете советской эпохи в 1970-е годы в «спальных» районах крупных городов началось систематическое строительство продовольственных универсамов (в Москве их было построено около сорока), но это было лишь начало пути.

Палаточная торговля тоже была представлена не слишком широко. В 1975 г. во всем Советском Союзе насчитывались 175 тыс. палаток и киосков (в основном узкоспециализированных – «Мороженое», «Соки-Воды» и т. п.). Их было в 3 раза меньше количества существовавших в то время магазинов. Причем доля легких сборных конструкций в общем числе торговых объектов имела тенденцию к снижению. Лоточная торговля, получившая развитие в послевоенное время, тоже погоды не делала.

В связи с нарастанием противоречий и структурных диспропорций в экономике к концу XX столетия ситуация на российских потребительских рынках заметно ухудшилась. На рубеже 1990-х годов, не без влияния частичного ослабления ограничений в области регулирования заработной платы, резко усилился товарный дефицит. Уже в 1988 г. из 1100 постоянно наблюдаемых в статистике товаров в свободной продаже находилось лишь 12 %. На следующий год эта доля снизилась до 8 %, а к 1990 г. упала до крайне низкого уровня – всего 1,5 %. Стремительно нарастал отложенный спрос населения. В результате до 90 % покупок производилось исключительно (или в том числе) про запас, участились явления ажиотажного спроса на простейшие товары первой необходимости. Вместе с вынужденной деградацией потребностей населения продолжало снижаться и качество потребительских товаров. Как и в военное время, выросла масса суррогатных продуктов питания[45]. Низкое качество продуктов дополнялось плохим обслуживанием покупателей – длинными очередями, грубостью продавцов, ограниченным временем работы магазинов, что вынуждало совершать покупки в рабочее время. Получение ограниченного спектра дополнительных услуг (по доставке товара, гарантийному ремонту) было сопряжено с немалыми трудностями, и покупателям нередко приходилось переходить на «самообслуживание» не в процессе совершения покупок, а уже после приобретения товара.

С таким нелегким «наследством» вошла советская торговля в период экономических реформ начала 1990-х годов.

Глава 4. Классификация основных торговых форматов

С течением времени торговые форматы претерпевали серьезные изменения. И чтобы понять, как сегодня структурирован рынок, необходимо их правильно классифицировать. Это тем более важно, что здесь, на наш взгляд, наблюдается изрядная путаница. Она вызвана, во-первых, смешением разных классификаций – российских и западных, официальных и неофициальных, во-вторых, отсутствием жесткого соблюдения стандартов и размытостью торговых форматов в хозяйственной практике, что объективно затрудняет проведение четких границ между ними. Зачастую трудно понять, в чем, собственно, разница между универсамом и супермаркетом, минимаркетом, гастрономом и обычным продуктовым магазином. Попробуем подойти к решению этой проблемы.

Принципы классификации современных торговых форматов

Первое, что приходит в голову, – обратиться к существующим государственным стандартам. Однако, к сожалению, в них отсутствуют определения многих современных торговых форматов, возникших в России в последнее десятилетие. К тому же предлагаемые госстандартами определения не всегда отличаются четкостью. Так, например, в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», введенном с 1 января 2000 г., фиксируются различия между внемагазинными формами продаж (павильоны, киоски и т. п.), но отсутствует четкое определение розничного рынка; дается определение магазина, но не приводится классификация современных магазинных форматов. А под торговой сетью по инерции понимается совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории (правда, указывается в качестве возможного признака и их нахождение под общим управлением). Что же касается ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», введенного с 1 января 2002 г., то здесь приводится весьма странная по нынешним временам классификация, где с гипермаркетом и универмагом соседствуют магазин «Товары повседневного спроса» и магазин «Промтовары», выделяются комиссионные магазины, но отсутствуют дискаунтеры, есть «Дом торговли», но нет «магазинов у дома», и т. д. В любом случае эта классификация строится на характеристиках торгового объекта (минимальная торговая площадь, характер ассортимента товаров, формы торгового обслуживания), но не принимает в расчет характеристики рыночной ниши (целевые потребительские группы).

Таким образом, госстандарты в их нынешнем виде скорее порождают, чем устраняют неопределенность. В результате официальные статистические органы используют одни классификации, а ведущие маркетинговые агентства – другие. И читая аналитические отчеты, не всегда понятно, о чем, собственно, идет речь, как следует интерпретировать те или иные цифры[46].

Подобная ситуация вполне объяснима. В столь динамично развивающемся секторе выделение торговых форматов требует применения все более усложняющейся совокупности критериев, а классификации, «не заглядывающие» в ближайшее будущее, быстро устаревают. Поэтому необходимо прежде всего четко вычленить сами принципы классификации торговых форматов (см. рис. 4). Они, на наш взгляд, включают:

• характер торговых объектов (магазинные и внемагазинные формы торговли);

• способ размещение торговых объектов (изолированное и групповое);

• характер интеграции торговых объектов (независимые и сетевые магазины);

• тип и широта товарного ассортимента (продовольственные и непродовольственные, универсальные или специализированные магазины);

• формы торгового обслуживания (самообслуживание, торговля через прилавок и др.);

• характер целевых потребительских групп (например, премиальный или экономичный сегменты).

Чтобы определить характер торговых объектов, нужно в первую очередь ответить на вопрос, чем отличается торговый формат магазина от того, что магазином считать не следует. Формат магазина имеет вполне осязаемые отличительные признаки. Во-первых, речь идет о стационарном (непередвижном) объекте – строении под крышей. Впрочем, это необходимый, но не достаточный признак того, что мы имеем дело с магазином (например, киоски и павильоны тоже им обладают, однако магазинами они не являются). Поэтому, во-вторых, говоря о магазине, мы имеем в виду не просто стационарное, но капитальное строение – с фундаментом и подведенными инженерными коммуникациями. В-третьих, магазин имеет специально оборудованный торговый зал, который отделен от складских помещений. В-четвертых, магазин располагает хотя бы небольшими по размеру, но отдельными административно-бытовыми помещениями (включая офисные и санитарно-бытовые). Таким образом, магазин – это специально оборудованное капитальное строение с торговым залом, отделенным от складских и административно-бытовых помещений. При отсутствии этих признаков мы имеем дело с внемагазинными формами торговли (к подробной характеристике магазинных и внемагазинных форматов мы еще вернемся).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле"

Книги похожие на "Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вадим Радаев

Вадим Радаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вадим Радаев - Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле"

Отзывы читателей о книге "Захват российских территорий. Новая конкурентная ситуация в розничной торговле", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.