» » » » К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации


Авторские права

К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации

Здесь можно купить и скачать "К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Цивилизационная теория модернизации
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цивилизационная теория модернизации"

Описание и краткое содержание "Цивилизационная теория модернизации" читать бесплатно онлайн.



Исследование известного политолога и социолога, доктора политических наук, профессора К. А. Феофанова является результатом многолетней работы и посвящено изучению цивилизационных детерминант, специфики и важнейших проблем модернизации. Модернизация понимается как переход от традиционного общества к современному в результате социального, политического, культурного и технико-экономического развития. Для специалистов-обществоведов, преподавателей, аспирантов и студентов.






В 1917—1991 гг. реализуется четвертый этап российского цивилизационного развития – формирование, развитие и распад СССР. Трансформация великодержавной патриотической идеологии в государственно-социалистическую происходила постепенно. Новая идея требовала новых форм и методов её реализации, была ориентирована на новые социальные общности, провозглашала новые высшие ценности и идеалы. «Социалистический» цивилизационный эксперимент представлял собой поиск новой цивилизационной парадигмы, возникшей на обломках прежней вследствие её слабости и нежизнеспособности. Данный конфликт был исторически инициирован петровскими западными заимствованиями, породившими в российском сознании цивилизационный конфликт, который в дальнейшем был политически усилен различными общественными силами и доведён до логического завершения большевиками. Ценностно-ментальный конфликт стал возможен только вследствие неукоренённости и противоречивости господствовавших цивилизационных ценностей, норм и традиций, наличия сомнений в справедливости распространённого социального устройства и жизненного уклада, десакрализации общества, ниспровержения прежних идеалов, выстраивания нового общества на основе антитрадиционных, унифицированных, надцивилизационных и внецивилизационных постулатов «мировой социалистической революции».

Октябрьская революция ввела в нашей стране существенно новую, деиндивидуализированную и денационализированную систему высших идеалов: мировую социалистическую революцию, ведущую к коммунизму как царству социальной справедливости, и идеальный рабочий класс – наследник идеального «народа» (в терминах русских народников). Эта система идеалов послужила опорой созданной в СССР, а затем и других странах, коммунистической идеологии. Уничтожению подлежали самые значимые нравственные ценности, поведенческая этика и этикет традиционной народной нравственности. Пришедшая на смену«революционная мораль», последствия которой сначала воспринимались думающими людьми и, прежде всего, интеллигентским сознанием как «перегибы» и «ошибки», со временем приобрела массовый деформационный, антигуманистический и преступный характер. Нравственность, право и религия были противопоставлены друг другу, политическая система получила полную власть над правом, общественными отношениями и личностью в тоталитарном и авторитарном государстве.

С конца 1980-х гг., а в полной мере с августа 1991 г. осуществляется пятый этап российского цивилизационного развития. Происходит решительный отказ российского общества от коммунизма, спровоцировавший шараханье в сторону антикоммунизма и западного капитализма с характерным привнесением ценностей либерально-техногенной цивилизации. В ходе «перестроечного» цивилизационного эксперимента имеют место ошибки в осуществлении экономических и политических преобразований, ослабление российских международных позиций, экономики и вооружённых сил, высокая социальная дифференциация и демографические потери – «методом проб и ошибок» осуществляется поиск нового направления цивилизационного развития. В ценностно-ментальной сфере, по выражению академика Г.В.Осипова, «на смену одним социальным мифам – развитого социализма, перехода к коммунизму и т. д. – пришли другие, не менее одиозные»44. Фактически в ходе социальных преобразований рубежа ХХ-XXI вв. имела место новая трансформация цивилизационных идентичностей. Её индикаторами стали сужение ареала русского языка вследствие суверенизации и выхода ряда стран из сферы российского цивилизационного влияния; упрощение, примитивизация, американизация и жаргонизация русского языка; демографические проблемы, падение рождаемости и увеличение смертности русского населения; алкоголизм и наркомания как угрозы цивилизационному развитию России; снижение образовательного уровня и маргинализация широких социальных слоев. Стремительно увеличилась и продолжает увеличиваться доля мусульманского населения России: в отличие от православия и русского этноса с частыми внутренними проблематизациями, развитие мусульманских народов на основе моноцивилизационных традиций было значительно более беспрепятственным и цивилизационно целостным.

В результате пяти этапов цивилизационного развития неотъемлемыми атрибутами российской цивилизационной специфики стали известные ценностно-ментальные особенности. Это, прежде всего, отсутствие политической культуры участия с характерной социально-политической пассивностью и «невмешательством» граждан в возможные формы влияния на власть через выборы, деятельность партий и групп давления. За исключением вестернизированных, насыщенных западными социально-политическими ценностями, Москвы и Санкт-Петербурга, ценностные установки частной социально-политической инициативы в России развиты слабо. Имеет место фундаментальная, неистребимая пассивность населения, психологическая и поведенческая, подданническая ориентация подавляющего большинства на патронаж со стороны государства, безличное отношение и «отгороженность» от власти: «Пенсию снова задерживают!», «Довели страну до ручки!» (кто «довёл», практически никогда не конкретизируется, а до принятия действенных мер по улучшению ситуации дело и даже мысли не могут дойти в принципе).

Как выразительно показал В. Цымбурский: «Русский архетип – это точка, вздымающаяся над бескрайним пространством… маркированная точка, выделяющаяся над равниной… сознание, выпирающее из массы и постоянно балансирующее между этим выпиранием и готовностью слиться и раствориться в массе. Это и русская модель власти: власть над популяцией, власть, выделяющаяся над всем и являющаяся источником всех инновационных решений, вносимых в популяцию»45. Данные цивилизационные детерминанты привели к формированию в России особой управленческой культуры, постоянной в своих основах и лишь отчасти корректируемой меняющимися историческими условиями. Наиболее ярко её специфика уже на протяжении многих веков реализуется в ряде ключевых сфер – отношении к власти, руководству и начальству, отношении к законам и административным порядкам, отношении к труду и трудовому коллективу.

Российское отношение к власти и руководителям всех уровней от государства в целом до отдельной организации содержит значительное число восточных цивилизационных характеристик, но является весьма специфичным, отчасти не характерным ни для Востока, ни для Запада. Наряду с обычным восточным стремлением занять место во власти и рядом с ней посредством лояльности и чинопочитания (власть-ориентированная мотивация) в российском управлении реализуется противоположная тенденция, направленная на защиту от вмешательства власти в частную жизнь и стремление к ограничению ответственности за свои действия (власть-избегающая мотивация). Следствием комплексного действия данных ментально-поведенческих норм выступают консерватизм и ценностный ригоризм, боязнь проявить «наказуемую» инициативу, «ритуализм», стремление «не выделяться из общей массы».

Типичным для российского отношения к руководству является преднамеренная, автоматизированная, ставшая почти неосознанной, искусственная имитация предписываемых поведенческих, моральных и ценностно-ментальных характеристик. В угоду власти, начальству привычно демонстрируется поведение, намерения и даже мысли, соответствующие предписываемым ценностным образцам. Наличие противоречивых ценностных образцов приводит к постоянной множественности смыслов, уровней и контекстов используемых мнений и высказываний, вынужденной лицемерности большинства управленческо-деловых коммуникаций. Российские должностные лица обычно в довольно высокой степени чувствительны к определению новых интерпретаций ситуации и поведенческих предписаний, исходящих от начальства, с тем чтобы своевременно предпринять необходимые внешне убедительные формально-имитационные действия («держат нос по ветру»).

Отношение к закону, праву и административным порядкам в России традиционно является пренебрежительным. В отличие от стран Запада, право в России со времён ханов Золотой Орды никогда не было «позитивным», стоящим выше решений политической системы. Русская пословица «закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло» бескомпромиссно характеризует российские правоприменительные реалии. Это одна из наиболее проблемных особенностей российского образа жизни. Право, призванное регулировать гражданские отношения во всех сферах жизни и разрешать конфликты, зависело и зависит сегодня от субъективных заинтересованных интерпретаций конкретных представителей власти. К праву нет общего доверия, законы не считаются справедливыми и необходимыми. Формальное соблюдение законов и правил происходит не на основе внутреннего убеждения («так легче жить»), а на основе внешних принудительных мотиваторов («иначе посадят»).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цивилизационная теория модернизации"

Книги похожие на "Цивилизационная теория модернизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора К. Феофанов

К. Феофанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации"

Отзывы читателей о книге "Цивилизационная теория модернизации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.