» » » » К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации


Авторские права

К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации

Здесь можно купить и скачать "К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Цивилизационная теория модернизации
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цивилизационная теория модернизации"

Описание и краткое содержание "Цивилизационная теория модернизации" читать бесплатно онлайн.



Исследование известного политолога и социолога, доктора политических наук, профессора К. А. Феофанова является результатом многолетней работы и посвящено изучению цивилизационных детерминант, специфики и важнейших проблем модернизации. Модернизация понимается как переход от традиционного общества к современному в результате социального, политического, культурного и технико-экономического развития. Для специалистов-обществоведов, преподавателей, аспирантов и студентов.






Существует также третий аспект – необходимость защиты цивилизации от самой себя, от собственных цивилизационных недостатков и проблем, деградации и вырождения. Об этом написано значительно меньше, так как звучит не слишком патетически и, на первый взгляд, кажется менее патриотичным, чем призывы к сохранению собственной уникальности и защите от внешней агрессии. Также, видимо, довольно разумно считается, что от собственной специфики «убежать» невозможно, и это особенно справедливо для такой её наиболее «тяжеловесной» и трудноизменяемой формы, как специфика цивилизационная. Однако отнюдь не менее, и даже более важной стороной безопасности российской цивилизации является её внутреннее содержание и проблемы – ведь именно они ослабляют страну и порождают избыточное внешнее давление. Невозможность решения ряда серьёзных проблем и достижение цивилизацией уровня критических саморазрушений является сегодня для России самой главной цивилизационной опасностью и угрозой.

Какими бы ни были аргументы сторонников различных позиций, цивилизационные заимствования географически соседствующих цивилизаций неизбежны и имеют место на протяжении человеческой истории. Совсем обособиться и культивировать только свою «аутентичную» цивилизацию и раньше никогда никому не удавалось. Сегодня это абсолютно невозможно, так как в глобальную эпоху становятся соседями практически все страны и цивилизации, причём степень их взаимного влияния всё более возрастает. В продолжение последних трёх с лишним столетий незападные цивилизации осознанно и целенаправленно обращались к модернизационному опыту Запада, заимствовали и в той или иной форме усваивали его.

Является ли такое заимствование ударом, ущербом для собственной цивилизации, размыванием её основ и неуважением к памяти предков? Является ли цивилизационным преступлением преднамеренная и целенаправленная организация и осуществление активных иноцивилизационных заимствований? Где граница между цивилизационным компрадорством как соглашательским, предательским вариантом по отношению к национальным и цивилизационным интересам своей страны, и необходимостью развития полезного сотрудничества и заимствования лучших достижений других стран и культур? Эти и другие вопросы в современных условиях нуждаются в новых, непредвзятых ответах. Сегодня первостепенное значение приобретает стремление к анализу «очищенной» от идеологической предвзятости и ангажированности, подлинной цивилизационной истории, отказ от исчерпавшей себя формационной логики исторического процесса, внимательное отношение к тенденциям мирового цивилизационного развития, преодоление цивилизационного снобизма и солипсизма. Несмотря на глобализацию, Запад всё же не воспринимается многими странами как универсальный образец развития, и каждое общество выбирает наиболее органичный для него путь, не копируя Запад, но и не оставаясь абсолютно самобытным, формируя собственную национальную модель цивилизационного и модернизационного развития. Методология цивилизационного подхода может послужить основой анализа многочисленных проблем развития и модернизации.

Глава 3. Ценностно-ментальные особенности российского цивилизационного развития

В 1990-е гг. по теме российской ценностно-ментальной и социокультурной специфики, по приблизительным оценкам, было опубликовано порядка 2 тыс. книг и 3,5 тыс. статей. Интерес к российским ценностно-ментальным основам был вызван стремлением исследователей понять и полнее использовать уникальные особенности российской организации жизни и управления. Среди распространённых объясняющих моделей – идея устойчивых ценностно-ментальных стереотипов, их неразрывного единства с цивилизационными основами нации. Утверждается, что российские ценностно-ментальные основы были сформированы под воздействием множества факторов и имеют непреходящий, глубинный характер. К числу детерминант российского национального менталитета разные авторы обычно относят социально-политические, ценностно-ментальные, пространственно-территориальные, природно-климатические, исторические, внешнеполитические, социально-структурные, экономико-производственные, миграционные, трансформационные, модернизационные, межкультурные, межэтнические, семейные, военные и иные факторы.

Ключевыми факторами российской истории, сформировавшими основы национального менталитета и психологии, по мнению большинства исследователей, являются принятие христианства в Киевской Руси с наследованием характерных для Византии централизованного государственного аппарата, налоговой системы, отсутствия сословной замкнутости господствующего класса, развитой вассально-иерархической системы; многовековое военное и торговое взаимодействие с Золотой Ордой, в значительной степени обусловившее развитие сильной государственной власти, централизованного государственного управления, крепостного права и неограниченной власти руководителя над подчинёнными. Влияние данных факторов привело к тому, что по ценностно-ментальной специфике и особенностям организации жизни и управления Россия является в значительно большей степени восточной, чем западной страной.

После прекращения влияния Орды защита обширной территории от восточных и западных завоевателей происходила на основе уже преимущественно сформированного национального управленческого менталитета. И даже преднамеренное заимствование отдельных культурных и технологических новшеств с Запада в петровскую эпоху осуществлялось на принципах насильственного насаждения на фоне «восточного» самодержавного управления, подчинения внутреннего развития военным целям и слабости горизонтальных гражданских связей и отношений.

Помимо авторитарных и тоталитарных тенденций навязанное взаимодействие с Ордой породило в российском менталитете конфликт насильственного управления и христианских ценностей. Покаяние и духовность на протяжении сотен лет уживались с насилием и разграблением в парадоксальном ценностно-ментальном конгломерате. Противостояние столь фундаментальных, основополагающих цивилизационных императивов во все времена способствовало столкновению десятков и сотен вытекающих из него ценностных ориентаций и поведенческих мотивов и вело к увеличению не только адаптивной гибкости, но и парадоксальной «инверсивности» – способности впадать в крайности и действовать «противоречивым образом». Инверсивность мотивов и действий сегодня является характерной российской ценностно-ментальной особенностью.

В число значимых исторических предпосылок отношения россиян к труду также входит традиционное противополагание Бога и богатства в православном христианстве, выступившее цивилизационной основой соответствующих социальных установок, стереотипов и поведенческих норм, отнюдь не способствуя развитию предпринимательской инициативы и «духа капитализма» (как то имело место в странах Запада со значительным влиянием протестантизма).

Другой предпосылкой российской ценностно-ментальной противоречивости послужила географическая расположенность России между Западом и Востоком, её территориальная, геополитическая и цивилизационная «раздвоенность». В отличие от«одноядерных» мономенталитетов, «двухядерность» сопровождается той или иной степенью повседневной борьбы разнонаправленных тенденций в сознании граждан на всех уровнях их деятельности. Внутренняя противоречивость российского сознания нередко приводит к эффекту «Лебедя-Рака-Щуки» и непониманию российских чиновников и менеджеров как западными, так и восточными партнерами, препятствует международному сотрудничеству и обусловливает появление управленчески неэффективных мифов о «странных русских» и «таинственной русской душе».

Развитие российской цивилизации в обширных территориальных границах обусловливало привлекательность территорий для внешней агрессии. Как следствие, имело место подчинение целей внутреннего развития целям обороны с характерным усилением государства, вертикального управления и слабостью горизонтальных связей и отношений. Оборотной стороной жёсткого управления выступают слабость гражданского общества, его неспособность к естественной, непринудительной самоорганизации, беспорядочная пассивность и разгильдяйство в условиях отсутствия внешнего, сильного и даже угрожающего, управленческого импульса. Государство и «население» всё больше и больше становились различными полюсами социума и всё дальше отдалялись друг от друга, порождая не только силу власти и слабость гражданского общества, но и неэффективность законов, деспотизм и произвол чиновников.

Православное христианство на Руси, хотя и не призывало к проявлению «лени»34, но всё же утверждало определенное противопоставление Бога и «маммоны» и выступало цивилизационной основой соответствующих социальных установок, стереотипов и поведенческих норм. Не препятствуя открыто, православное христианство всё же непосредственно не способствовало развитию частной предпринимательской инициативы, «духа капитализма», в то время как протестантская ветвь христианства всячески её поощряла, транслируя в повседневную жизнь и быт сотен поколений иной цивилизационный код, иное, активное и взаимонаправленно-коммуникативное отношение человека к обществу и государству. По мнению В. Чаплина, «само наличие расходящихся интересов – этнических, религиозных, экономических, политических, частных – воспринимается православным сознанием как следствие греховного помрачения личности и общества»35. Однако эти интересы неизбежно различны в любом уже достаточно диверсифицированном обществе XXI века, и это является объективной реальностью, желательно оно или нет. Невозможность практической интерпретации и социального действия в условиях соревнования и конфликта – серьёзное препятствие на пути социальной деятельности Церкви, благодаря которой она не может способствовать разрешению цивилизационных противоречий и остаётся всё же оторванной от народа. Её позиция «идеальна» и «абстрактна» и сводится к тому, что «конфликта недолжно быть»; однако он имеет место и становится всё более фундаментальным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цивилизационная теория модернизации"

Книги похожие на "Цивилизационная теория модернизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора К. Феофанов

К. Феофанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации"

Отзывы читателей о книге "Цивилизационная теория модернизации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.