» » » » К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации


Авторские права

К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации

Здесь можно купить и скачать "К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Цивилизационная теория модернизации
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цивилизационная теория модернизации"

Описание и краткое содержание "Цивилизационная теория модернизации" читать бесплатно онлайн.



Исследование известного политолога и социолога, доктора политических наук, профессора К. А. Феофанова является результатом многолетней работы и посвящено изучению цивилизационных детерминант, специфики и важнейших проблем модернизации. Модернизация понимается как переход от традиционного общества к современному в результате социального, политического, культурного и технико-экономического развития. Для специалистов-обществоведов, преподавателей, аспирантов и студентов.






Православное христианство на Руси, хотя и не призывало к проявлению «лени»34, но всё же утверждало определенное противопоставление Бога и «маммоны» и выступало цивилизационной основой соответствующих социальных установок, стереотипов и поведенческих норм. Не препятствуя открыто, православное христианство всё же непосредственно не способствовало развитию частной предпринимательской инициативы, «духа капитализма», в то время как протестантская ветвь христианства всячески её поощряла, транслируя в повседневную жизнь и быт сотен поколений иной цивилизационный код, иное, активное и взаимонаправленно-коммуникативное отношение человека к обществу и государству. По мнению В. Чаплина, «само наличие расходящихся интересов – этнических, религиозных, экономических, политических, частных – воспринимается православным сознанием как следствие греховного помрачения личности и общества»35. Однако эти интересы неизбежно различны в любом уже достаточно диверсифицированном обществе XXI века, и это является объективной реальностью, желательно оно или нет. Невозможность практической интерпретации и социального действия в условиях соревнования и конфликта – серьёзное препятствие на пути социальной деятельности Церкви, благодаря которой она не может способствовать разрешению цивилизационных противоречий и остаётся всё же оторванной от народа. Её позиция «идеальна» и «абстрактна» и сводится к тому, что «конфликта недолжно быть»; однако он имеет место и становится всё более фундаментальным.

Следствиями взаимодействия различных цивилизационных очагов в ходе защиты территорий от вторжений восточных и западных завоевателей36, а начиная с XVIII века, преднамеренного культурного заимствования с Запада, являются мультицивилизационность, цивилизационная разорванность и многоплатформность. Однако традиционно в качестве средства межнационального общения использовался русский язык, а центральную роль в формировании российской цивилизации (российского очага православной цивилизации) играла русская национальная культура. В условиях феодальной раздробленности (в период Золотой Орды на Руси насчитывалось до 360 княжеств) единство русской земли сохранялось благодаря цельности русской культуры, единству языка, славянской письменности, христианских религиозных воззрений и православной церкви.

Существенное влияние на характер русской культуры оказали особенности политико-правового развития России. Впервые века славяно-русской государственности в ней были достаточно сильные демократические формы правления – знаменитые вече, решающие важнейшие вопросы. Вече Великого Новгорода сохранилось вплоть до середины XVI века. В отличие от Запада, где культура впитала в себя правовые нормы, разработанные ещё в Древнем Риме, на Руси традиционно существовал авторитет морали над правом. При этом судебные нормы на Руси, изложенные ещё в «Русской правде» Ярослава Мудрого (XII в.), были более гуманными и справедливыми: в них, например, отсутствовал такой вид наказания, как смертная казнь. Вместе с тем, недооценка права, незнание его норм, произвол в их применении определяли на всём протяжении истории России низкую правовую культуру людей. Несмотря на то что ещё в Киевскую эпоху Русь «имела все те предпосылки, из которых на Западе всходили первые побеги свободы», в нашей стране «они не получили юридического закрепления, подобного западным привилегиям, хотя в Новгороде и имело место формальное ограничение княжеской власти в форме присяги»37. По выражению Г. Флоровского, «движущей мыслью оставалась всегда идея преодоления «организации», идея творческой личности. Не о строе, а о духе томилась русская душа. И томясь, верила, что можно построить жизнь вне «рамок узких юридических начал», что можно заменить все писаные законодательства неписаным законом, запечатлённым в человеческом сердце, что власть и принуждение могут быть замещены искренним исповеданием правды38.

Исторически можно выделить следующие этапы цивилизационного развития России.

Первый этап – собирание русских земель, зарождение и формирование русского государства. Его временные рамки – X—XV вв., от принятия христианства на Руси до царствования Ивана Грозного. Духовным стержнем данного этапа было утверждение идеи единой православной Руси, объединение русских удельно-княжеских земель на православной основе. Русь на данном этапе духовно идентифицировала себя с православием. Отказаться от православия означало перестать быть русским. Памятуя об этом, Александр Невский, например, решительно отверг помощь западных союзников в борьбе с Ордой, поскольку их условием при этом было принятие католической веры.

Второй этап – утверждение и укрепление русского централизованного государства во главе с единым центром – Москвой. Временные рамки данного этапа – XVI – XVII вв., вплоть до реформ Петра I. На этом этапе идея святой православной Руси получила дальнейшее усиление и развитие, превратившись в мессианскую теократическую доктрину преемственности по отношению к Византии «Москва – третий Рим» (идея была выражена в 1523—24 гг. в посланиях старца псковского Елеазарова монастыря Филофея). Так после падения в 1453 г. Константинополя как второго Рима Русь становилась единственной православной страной. С этого времени Русь уже не просто духовно отождествляла себя с православием, но и провозгласила себя его единственной опорой и центром. К сожалению, отношение русских к России как к стране, выполняющей особую задачу в мире, заключающуюся в спасении и уроке для всего человечества, имело не только позитивные последствия, но и способствовало возникновению распространённого в том числе сегодня, цивилизационного снобизма по отношению к другим цивилизациям и странам. В России можно часто услышать, что наша страна более цивилизационно уникальна, чем все остальные цивилизации современного мира. Представляется, что все цивилизации одинаково уникальны, а простой истории не было ни у одной из них. Конечно, конкретные проявления цивилизаций, их политическая, экономическая и военная роль были различными в различные моменты истории. Наличие серьёзных, воспринимаемых как значительно бόльшие, чем у соседей, проблем в развитии нередко выступало психологической основой для упрочения мессианских идей39. В рамках российского мессианства возможна также другая достойная задача – показать всему миру, как не следует развиваться, чего необходимо опасаться и избегать.

Третий этап – существование и развитие Российской империи как самодержавно-монархического государства. Он охватывает время от реформ Петра I в начале XVIII в. до падения монархической власти в результате социалистической революции 1917 года. Этап характеризуется, прежде всего, усилением светской самодержавно-монархической власти и её возвышением над властью духовной, вследствие чего «духовная жизнь уходит всё глубже в некое «подполье», становится таинственной подземной рекой… всё меньше влияющей на жизнь государства, общества и, в конечном счёте, самой церкви»40. Усиливаются процессы секуляризации, в рамках которой на протяжении столетий, начиная с XIV века, имело место снижение роли религии в жизни общества. В результате секуляризационных реформ тысячи российских монастырей и приходов лишались имущества и земли, а в обществе всё более углублялось противоречие между церковью как социальным институтом и истинной верой людей. В российском общественном сознании и морали в результате длительных допетровских, но доведённых только Петром до предела, процессов секуляризации навсегда поселилось противопоставление между «кучкой святых» и«лежащим во зле, морально невменяемым миром»41. После Петра снижалась посещаемость церковных сооружений, религиозные обряды теряли распространённость, набирало силу безверие, а в советской России имело место полное отделение государства от церкви и атеизм как господствующая государственная идеология. При этом также существовала тенденция к сохранению основ российской духовности, но её противоречивость и двойственность уже не могли исчезнуть.

Получила широкое распространение идеология официальной народности, высказанная в период царствования Николая I графом С. Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения: «Православная вера, самодержавие и народность – начала, без которых Россия не может благоденствовать». Согласно этой концепции, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство»42. История показала, что идеология официальной народности была национальным мифом российской монархии, обусловленным стремлением «улучшить реальность», выдать желаемое за действительное, легитимировать и упрочить правительственный курс Николая I43. Самодержавие было «до основанья» сметено менее чем через 90 лет после речи графа Уварова, а секуляризационное ослабление роли православия сделало возможным пролетарско-интернационалистский переворот. События двух первых десятилетий XX века изменили ход российской истории, усилили тенденцию разрушения исконно-русских цивилизационных основ и внесли серьёзные изменения в цивилизационное развитие российского народа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цивилизационная теория модернизации"

Книги похожие на "Цивилизационная теория модернизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора К. Феофанов

К. Феофанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации"

Отзывы читателей о книге "Цивилизационная теория модернизации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.