» » » » К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации


Авторские права

К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации

Здесь можно купить и скачать "К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Цивилизационная теория модернизации
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цивилизационная теория модернизации"

Описание и краткое содержание "Цивилизационная теория модернизации" читать бесплатно онлайн.



Исследование известного политолога и социолога, доктора политических наук, профессора К. А. Феофанова является результатом многолетней работы и посвящено изучению цивилизационных детерминант, специфики и важнейших проблем модернизации. Модернизация понимается как переход от традиционного общества к современному в результате социального, политического, культурного и технико-экономического развития. Для специалистов-обществоведов, преподавателей, аспирантов и студентов.






Отношение к закону, праву и административным порядкам в России традиционно является пренебрежительным. В отличие от стран Запада, право в России со времён ханов Золотой Орды никогда не было «позитивным», стоящим выше решений политической системы. Русская пословица «закон что дышло, куда повернешь, туда и вышло» бескомпромиссно характеризует российские правоприменительные реалии. Это одна из наиболее проблемных особенностей российского образа жизни. Право, призванное регулировать гражданские отношения во всех сферах жизни и разрешать конфликты, зависело и зависит сегодня от субъективных заинтересованных интерпретаций конкретных представителей власти. К праву нет общего доверия, законы не считаются справедливыми и необходимыми. Формальное соблюдение законов и правил происходит не на основе внутреннего убеждения («так легче жить»), а на основе внешних принудительных мотиваторов («иначе посадят»).

Без такого доверия институт права не может работать в полную силу. Высокая коррумпированность российских должностных лиц также не способствует увеличению доверия российских граждан к закону. Различные формы взяток и «откатов» сегодня повсеместно считаются необходимым условием жизни, а старая формула «не подмажешь – не поедешь» в последние годы стала нормой жизни, масштабы распространения которой значительно превзошли царское, советское и «ельцинское» время и отнюдь не проявляют тенденции к уменьшению.

Организационно-производственные отношения также характеризуются рядом особенностей. Широко распространены «оглядка на окружающих», «боязнь осуждения за проявленную инициативу» и ментально-поведенческая устремленность «быть в меру трудолюбивым» и «не высовываться», даже если инициатива действительно необходима для решения имеющихся проблем. Нередко труд сводится к формально-имитационной демонстрации деятельности «для государства» и «для начальства» и характеризуется безразличием работника к его результатам. Пока не «грянул» «гром» и не «клюнул» «жареный петух», российский работник вполне может работать «спустя рукава». Результаты труда традиционно увязываются им с фаталистическими и эзотерическими факторами («Божья воля», «как повезёт», «судьба», «провидение», «сегодня не мой день»). Как следствие, не возникает потребности доводить работу до конца и выполнять её качественно.

Безразличие к выполнению инструкций и поручений рано или поздно сказывается на качестве и надёжности выполняемой работы. Обнаружение последствий некачественного труда может иметь место как в «обычном» (заставят переделать), так и в «критическом» режиме (критические ситуации с кризисными последствиями и, возможно, человеческими жертвами). Нередко для преодоления последствий некачественного труда требуются«героические действия» по «ликвидации последствий» в форме авралов и других затрат человеческих ресурсов. Конечно, наличие особой мотивации может заставить российского работника более внимательно относиться к своей работе. Но даже в ситуации «работы на себя» в рыночных экономических условиях имитационно-фаталистические стереотипы всё равно продолжают сказываться. Во всяком случае, представления о безусловном бесконечном российском трудолюбии имеют мифический, оторванный от реальности характер.

Расхожий стереотип о «традиционном» российском коллективизме также нуждается в коррекции. Несмотря на коллективистский приоритет общественного над личным в управленческом менталитете наших языческих предков, уже с появлением христианства человек единолично предстает перед Божьим судом. В советское время языческие коллективные инстинкты были умело использованы правящим режимом. Общественные интересы были объявлены выше личных, «отдать жизнь» за дело партии и «светлое будущее» стало предписываемой нормой. Как отмечает А. Сергеева, «исследователи делают одну и ту же ошибку, подменяя понятия: за коллективизм принимают …открытость в процессе общения, „чувство локтя“ и потребность „быть как все“, отсутствие желания выделиться из толпы и оригинальничать, постоянная оглядка на то, „что скажут люди“, любовь к массовым праздникам и народным гуляниям, к компаниям, традиции гостеприимства и всё прочее, что можно назвать иным словом – „публичность“. Однако совместные действия только внешне имеют форму коллективного ритуала. Член коллектива больше не претендует на то, чтобы его персональное мнение играло особую роль в коллективе… коллективизм как качество современного русского архетипа – это устаревший миф, сомнительный даже для самих русских»46.

Стремление к индивидуализации стало особенно преобладать в эпоху рыночных отношений, когда вместе с разрушением прежнего уровня доходов и социальных гарантий значительно усилилась «борьба за выживание» с характерными для нее «работой локтями», «подсиживаниями» и другими действиями, не слишком моральными, но весьма эффективными в борьбе за собственное благополучие. Сегодня российское управление на всех уровнях пронизано клановыми структурами, а неформальные группы интересов препятствуют участию «чужаков» и конкурируют за наиболее выгодное распределение ресурсов и благосклонность вышестоящего руководства. Советский псевдоколлективизм в условиях рыночной экономики поменял форму, утратив идеологическо-патриотические солидарности и обретя новую объединяющую платформу в виде совместного «делания денег».

Объединение по экономическим и кланово-групповым интересам, однако, отнюдь не свидетельствует о реальной внутригрупповой солидарности, которая только имитируется по необходимости. В современных коллективах имеет место скрытая от постороннего взгляда тонкая сеть внутриорганизационных интриг и круговой поруки, «война» каждого за себя и всех против всех. Особенно это характерно для управленческих структур, не слишком чувствительных к результатам и реальному профессионализму работников. В структурах такого типа результаты профессиональной деятельности не имеют ключевого значения, а продвижение и «успех» осуществляются в соответствии с личными интересами и симпатиями. В них каждый сам по себе, выжить и удержаться можно только посредством участия в группах интересов и проявляя необходимые «клановые» и «интригантские» способности. Подобный «мадридский двор», о котором осведомлены и принимают в нём непосредственное участие все сотрудники, не имеет ничего общего с реальным коллективизмом.

Не будучи разрешены на соответствующих иерархических уровнях, обозначенные производственные и коммуникативные противоречия «снимаются» посредством их вывода на более высокую управленческую ступень. Подобный способ принудительного прекращения противоречий и конфликтов, не разрешённых, но приостановленных и переведённых на другой уровень, позволяет упростить ситуацию, на время уменьшив кризисные симптомы. Данный способ управленческого разрешения имеющихся противоречий может оказываться весьма эффективным.

Неразрешение противоречий на том же социально-управленческом уровне, на котором они возникли, порождает бóльшую цену ошибки и разрушительный потенциал на других уровнях. Происходит передача кризисного потенциала на более высокие иерархические ступени, дестабилизация и проблематизация всей системы. В результате применения механизмов иерархического властепреклонения, позволяющих «снимать» противоречия и «решать» проблемы, в российском управлении традиционно страдает качественно-содержательная сторона. Системы, основанные на вертикальных иерархиях и недостаточно задействующие проектные, матричные и иные управленческие структуры, характеризуются внутренней слабостью, являясь «колоссами на глиняных ногах».

Независимо от конкретного видения ситуации представителями нижестоящих уровней, реализуемые решения и инновации, как правило, имеют более высокое иерархическое происхождение и реализуются в конкретных, обязательных для исполнения, рекомендуемых действиях. Обязательность способов действия становится непререкаемой в условиях переходной и «плавающей» нормативности, когда моральные и правовые принципы получают значительный разброс в интерпретации и практическом применении. Работа механизмов право- и моралеприменения в российском управлении заслуживает самого детального внимания и изучения.

Авторитарный и далеко не позитивный характер большинства российских решений и инноваций не позволил в прошлом, не позволяет в настоящем и не позволит в будущем, до тех пор, пока сохраняются основы российской ментальности, то есть в продолжение обозримых перспектив развития России, перейти к верховенству правовых норм над политическими и узкособственническими интересами власти любого уровня. Данные особенности российского менталитета делают невозможным построение в России правового государства в западном понимании данного термина, создание которого, тем не менее, нередко провозглашается представителями российской властвующей элиты. Примечательно, что обоснование необходимости правового государства имело значительно большее хождение среди российских руководителей в 1990-е гг. с их характерным не всегда адекватным переносом западно-демократических постулатов на российскую почву. В эпоху Президента В. Путина утопические в российских условиях призывы сменились более реалистичными подходами, значительно менее настойчиво ставящими слабовыполнимые задачи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цивилизационная теория модернизации"

Книги похожие на "Цивилизационная теория модернизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора К. Феофанов

К. Феофанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации"

Отзывы читателей о книге "Цивилизационная теория модернизации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.