» » » » К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации


Авторские права

К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации

Здесь можно купить и скачать "К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Цивилизационная теория модернизации
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Цивилизационная теория модернизации"

Описание и краткое содержание "Цивилизационная теория модернизации" читать бесплатно онлайн.



Исследование известного политолога и социолога, доктора политических наук, профессора К. А. Феофанова является результатом многолетней работы и посвящено изучению цивилизационных детерминант, специфики и важнейших проблем модернизации. Модернизация понимается как переход от традиционного общества к современному в результате социального, политического, культурного и технико-экономического развития. Для специалистов-обществоведов, преподавателей, аспирантов и студентов.






Конкретные угрозы межцивилизационных взаимодействий, становятся, таким образом, более осязаемыми. В число цивилизационных угроз входят субъективные – влияние на распространённые среди представителей мирового сообщества, государств, этносов, социально-политических и правовых институтов, политических партий, семей и т.д., представления о социальных нормах, ценностях и идеалах. В числе субъективных угроз – разрушение культуры и языка, традиций и социальных институтов, базовых ценностей и жизненных принципов, формальных и неформальных норм; разрушение механизмов социализации (семья – образование – воспитание) с характерной утратой механизмов трансляции цивилизационных кодов (пронизывает все сферы жизни от воспроизводства профессий до деятельности органов власти и структур гражданского общества); разрушение взаимодействия между социальными слоями и поколениями (ценностно-нормативная дезинтеграция). Объективные цивилизационные угрозы состоят в нанесении возможного вреда физическому и материальному существованию цивилизационных институтов и материальным носителям культурных ценностей. Комплексные цивилизационные угрозы могут возникать в случае системного кризиса общества, затрагивающего глубочайшие и многослойные пласты цивилизационных идентичностей31. Безопасность цивилизационного развития – недопущение и минимизация возможных угроз, которые могли бы способствовать ухудшениям по одному или нескольким вышеназванным параметрам – вследствие вмешательства в ценности, идеи и складывавшийся столетиями образ жизни, принуждения к поведению, противоречащему культурно-национальной идентичности, в том числе информационными, пропагандистскими, военными, экономическими и иными методами. Задача обеспечения безопасности цивилизации —защита и сохранение ценностно-ментальных и социально-политических основ нации, государства или региона от внутренних и внешних угроз.

Следует провести терминологическое разграничение между угрозами и опасностями. Несмотря на часто встречающееся в научной литературе стремление авторов «развести» эти понятия, в практике обсуждений довольно распространено смешение смыслов и использование этих понятий как синонимов (ситуация аналогична частому смешению понятий «цивилизация» и «культура»). По-видимому, не следует ожидать всегда точного употребления терминов политологами и социологами, специализирующимися и, тем более, не специализирующимися на проблемах безопасности. В большинстве случаев употребление этих терминов имеет контекстуальный характер и сводится к обозначению некоего возможного источника проблем на пути нормального, безболезненного функционирования обществ и поиска возможных вариантов их преодоления или недопущения. Однако если быть точным и руководствоваться этимологией терминов, можно обнаружить в понятии «угроза» наличие двух составляющих – объективной возможности причинить определенный ущерб и субъективного намерения (замысла) это сделать (В. Даль, С. Ожегов). В этом смысле угроза характеризуется явным и сильно-выраженным наличием обеих составляющих, а опасность – только одной из них – то есть или только намерения, или только возможности. Во-вторых, можно говорить о персонифицированности, адресности угроз, в отличие от гипотетичности и безадресности опасности. Вполне возможно говорить об угрозах цивилизационной безопасности, поскольку нередко имеет место готовность (намерения плюс возможности) тех или иных субъектов внутри- и внешнеполитических отношений причинить ущерб жизненно важным ценностно-ментальным и социокультурным интересам других субъектов с целью разрешения сложившихся между ними и собственных противоречий и получения односторонних преимуществ32.

Возникновение цивилизационных опасностей и угроз любого происхождения и их кризисная актуализация могут иметь место в соответствующих цивилизациях или их отдельных структурных составляющих – «ядре», «ядерных институтах», социальных слоях и т. д. Кризисные процессы любого происхождения всегда затрагивают различные социальные группы и слои, дестабилизируют ситуацию, разрушают прежде приемлемые, уровень и образ жизни. Длительное сохранение кризисных процессов в любой сфере, информационной, социально-политической или экономической, с неизбежностью порождает соответствующие цивилизационные проблемы.

Для цивилизационно-кризисных процессов характерно постоянное взаимодействие с порождаемыми ими рисками. Со временем кризисные и рисковые явления и процессы объединяются в единый клубок социальных проблем: одно способствует другому, образуя ряд устойчивых кризисно-ценностно-нормативных конгломератов, продолжая и дальше дестабилизировать обстановку, ослабляя гражданское общество, вызывая кризис духовности, образования и воспроизводства политической и правовой системы общества, неадекватное управление и склонность к авторитаризму.

Для защиты собственной цивилизации, её основ и устоев от внешнего цивилизационного влияния/подавления (и даже агрессии) необходимо принятие определенных мер политического, экономического и военного характера. Защита цивилизации от цивилизационной агрессии со стороны других цивилизаций требует выстраивания и целенаправленного осуществления в государстве соответствующей цивилизационной политики и реализации соответствующих стратегических и тактических цивилизационных интересов. Методы защиты цивилизационных интересов уже не могут ограничиваться сферой воспроизводства культурных устоев, традиций, религиозных и управленческих институтов. Здесь цивилизация выходит за рамки воспроизводства культурных ценностей и нуждается в экономической, военной, информационной, языковой, культурной и т. д. политике как средстве отстаивания цивилизационных интересов.

К стратегическим цивилизационным интересам России, нуждающимся в разработке и осуществлении соответствующей цивилизационной политики (стратегия цивилизационной безопасности), относятся: сохранение территории РФ в её нынешних границах; сохранение населения РФ хотя бы в его нынешних показателях; сохранение русского языка внутри страны и за её пределами среди русскоязычного населения зарубежных стран; укрепление цивилизационных позиций России в современном мире, усиление цивилизационного авторитета и влияния России на другие страны; укрепление экономической и военной мощи России. К тактическим цивилизационным интересам России можно отнести: решение конкретных территориальных споров относительно границ РФ в пользу России; преодоление тенденций депопуляции, снижения продолжительности жизни и уровней здоровья и рождаемости русскоязычных граждан РФ, всемерное поощрение рождаемости русскоязычного населения посредством конкретных мер и программ; решение конкретных вопросов ущемления прав русскоязычных граждан за пределами РФ на изучение русского языка, литературы и русской культуры в целом в пользу России; недопущение уменьшения количества и качества преподавания русского языка и русской литературы в образовательных учреждениях России (так, во Франции действует так называемый «Закон Тубона», в Польше – «Закон в защиту польского языка», предусматривающие значительные штрафы за злоупотребление иностранными словами)33.

Безопасность цивилизации для любого государства или группы государств в любую эпоху имеет политическую проекцию, так как тесно связана с необходимостью защиты политическими, дипломатическими, информационно-пропагандистскими и военными средствами. Ни одна цивилизация, сколь бы велика и прекрасна, с точки зрения созданных ею культурных памятников, традиций и социальных институтов, она ни была, не может развиваться сколь-либо длительное время без обеспечения защиты самой себя, выстраивания политических механизмов собственной «цивилизационной обороны», без защиты от экономического, территориального и цивилизационного вмешательства, давления или агрессии со стороны «конкурирующих» цивилизаций.

Однако необходимость защиты цивилизацией самой себя не отменяет другой важной стороны цивилизационного развития – необходимости заимствований опыта других цивилизаций. О первой стороне в нашей стране написано немало, пафос многих научных и публицистических работ заключается в обосновании необходимости защиты от чрезмерного американского влияния в условиях глобализации и модернизации. Вторая сторона, а именно, необходимость заимствований опыта других цивилизаций, получив серьёзный прозападный импульс в начале 90-х гг. ХХ века, сегодня всё чаще подвергается критике как нереализуемая в условиях российской цивилизационной специфики.

Существует также третий аспект – необходимость защиты цивилизации от самой себя, от собственных цивилизационных недостатков и проблем, деградации и вырождения. Об этом написано значительно меньше, так как звучит не слишком патетически и, на первый взгляд, кажется менее патриотичным, чем призывы к сохранению собственной уникальности и защите от внешней агрессии. Также, видимо, довольно разумно считается, что от собственной специфики «убежать» невозможно, и это особенно справедливо для такой её наиболее «тяжеловесной» и трудноизменяемой формы, как специфика цивилизационная. Однако отнюдь не менее, и даже более важной стороной безопасности российской цивилизации является её внутреннее содержание и проблемы – ведь именно они ослабляют страну и порождают избыточное внешнее давление. Невозможность решения ряда серьёзных проблем и достижение цивилизацией уровня критических саморазрушений является сегодня для России самой главной цивилизационной опасностью и угрозой.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Цивилизационная теория модернизации"

Книги похожие на "Цивилизационная теория модернизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора К. Феофанов

К. Феофанов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "К. Феофанов - Цивилизационная теория модернизации"

Отзывы читателей о книге "Цивилизационная теория модернизации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.