» » » Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра


Авторские права

Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра
Рейтинг:
Название:
Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-9292-0159-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра"

Описание и краткое содержание "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлены материалы многолетнего научного исследования, нацеленного на определение педагогических условий в школьном театре, способствующих развитию гуманитарной культуры личности. В книге описан метод театральных проектов, который позволяет интегрировать театр в образовательную среду школы и создать единое образовательное пространство, дана модель школьного театра, ориентированного на развитие гуманитарной направленности школьников.

Монография предназначена широкому кругу педагогов: учителям, руководителям школьных и детских театров, организаторам воспитательной работы школ и учреждений дополнительного образования, а также всем тем, кто заинтересован в развитии детского театрального творчества.






Появление школьной драмы относят к концу XV в. Востребованная в педагогических целях, драма нашла свое место в стенах учебных заведений Западной Европы. Последователи Лютера, который понимал, что ученики духовных школ, участвуя в постановке спектакля, обучаются живой разговорной речи и приобретают навыки свободно держаться, видели в театре хорошую школу для подготовки ораторов и проповедников.

Традиции отечественного школьного театра складывались в начале XVII в. в духовных школах под влиянием западноевропейского и польского театра. Православные братства, а затем и академии использовали драму как прием в борьбе с аналогичными учебными заведениями – польскими иезуитскими коллегиями, которые вели среди славянского населения пропаганду католицизма. Такая направленная религиозная борьба требовала хорошо образованных полемистов, теологов, ораторов, а, следовательно, – эффективных методов их обучения и воспитания.

Несмотря на заимствование самой драматической формы, в русских духовных школах создавался свой театр, в котором с самого начала были сильны традиции реалистического народного театра. «Братства» выступали за национальную самобытную культуру, язык, литературу и бытовой уклад.

Предполагается, что одним из первых учебных заведений, представлявших уже в начале XVII в. интермедии на бытовые темы, была одна из «братских» школ, ставшая в 1615 году едва ли не первой славянской высшей школой – Киево-Могилянская академия. Академия воспитала не одного деятеля школьного театра: в их числе организатор русского школьного театра в Москве, придворный поэт царя Алексея Михайловича и воспитатель его детей Симеон Полоцкий, автор школьных драм и организатор театра в Ростове Дмитрий Ростовский, известный драматург Феофан Прокопович.

Школьная драма в России получила свое дальнейшее развитие в конце XVII – начале XVIII вв. на московской почве. В стенах Славяно-греко-латинской академии семинаристы знакомились с сюжетами священных историй и приобретали навыки общения с аудиторией. Здесь наряду с религиозной тематикой широко используется актуальная политическая проблематика: в 1702 году был поставлен спектакль «Страшное изображение второго пришествия Господня на землю», а годом позже триумфальное действо «Торжество мира православного» по поводу взятия шведской крепости Нотебург и ряд других спектаклей, посвященных прославлению побед русской армии.

В духовных академиях на кафедрах пиитики и риторики к декламациям, диалогам и постановкам спектаклей обращались с тем, чтобы обогатить методику обучения, облегчить понимание сложных понятий, облекая их в образную форму. Вместе с тем участие в представлениях считалось разумным и полезным занятием в часы досуга.

Студенты Хирургической школы поставили спектакль по пьесе ученика Федора Журавского «Слава Российская» (1724 г.) и трагикомедию Феофана Прокоповича «Владимир, славяно-российских стран князь и повелитель, от неверия тьмы в свет евангельский приведенный духом святым», которая на историческом материале рассматривала политические проблемы современности.

В 20-е годы XVIII в. возник театр в Петербурге, в школе Феофана Прокоповича, к середине XVIII в. организуются школьные театры в Петербургском Шляхетском корпусе (1749 г.), в Московском университете (1757 г.), в провинциальных учебных заведениях Ярославля, Твери, Пскова, Новгорода, в городах Сибири: Тобольске, Иркутске.

В России при Елизавете Петровне, Екатерине Великой, Павле I, Александре I процветал любительский театр. Школьный и придворный театры, несмотря на сходства в организационном устройстве и тематике репертуара, отличались по своим целям: один служил исключительно развлечению публики, другой – духовному просвещению. И хотя, как критично отмечает Н. В. Дризен, школьный театр в начале своего существования в России литературной и художественной ценности не имеет, но «возвышает себя в глазах общественности» от нападок на театральное искусство церкви.

В системе культуры XVII–XVIII вв. школьный театр занимал особое место: он был культурным институтом с развитой эстетической и общей дидактической программой, т. е. не только явлением искусства, но и средством воспитания. Служебно-воспитательную роль театра подчеркивал Петр Великий, видя в трагикомедиях Феофана Прокоповича разъяснение истинного смысла своих деяний.

В правление Елизаветы Петровны театр из забавы превращается в государственное дело. Кадетские спектакли в Шляхетском корпусе, открыли драматурга А. П. Сумарокова, развили талант русского актера Ф. Волкова. При Екатерине II театр играл огромную роль в воспитании смолянок и будущих художников в Академии трех знатнейших художеств. Школьный театр отлично понимал цель своего существования. Исследователи истории школьного театра на ранних этапах называют его «преимущественно театром идеи» [80], «театром пользы и дела и только попутно с этим театром удовольствия» [52].

Спектакли в учебных заведениях связывали школу с обществом, превращая их в общественные собрания. Включенность театра в круг общественных и политических проблем, удовлетворение требованиям публики определяли его популярность. Организаторы следили за успехом каждого спектакля, зная, что это увеличит число учеников, а значит, может принести новые пожертвования школе. Школа стремилась к массовости театрального искусства, хотела сделать театр доступным для населения. Школьные представления разделялись при этом на закрытые и открытые: одни преследовали учебные цели, вторые предназначались для развлечения и поучения публики.

В школьных правилах (ординациях) всегда были специальные разделы, посвященные театру. Правилами устанавливалось, сколько раз в год и на какие темы следовало ставить спектакли. У театра был свой календарь, основанный на цикле церковных праздников, а также могли планироваться спектакли, тема которых была связана со школой. Важным поводом для драматических представлений были военные победы, коронации. Так появились пьесы о победах царя Петра в русско-шведской войне: «Царство мира», «Торжество мира православного», «Ревность православия». Особое место занимали драмы-панигирики, прославляющие меценатов школы, выдающихся полководцев, государей.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Гуманитарный (от лат. humanitas) – основанный на любви к человеку и заботе о нём. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. редактор С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998.

2

А. де С. Экзюпери. Маленький принц. М.: Детская литература, 1995. С. 25.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра"

Книги похожие на "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Полякова

Татьяна Полякова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра"

Отзывы читателей о книге "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.