» » » Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра


Авторские права

Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра
Рейтинг:
Название:
Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-9292-0159-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра"

Описание и краткое содержание "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлены материалы многолетнего научного исследования, нацеленного на определение педагогических условий в школьном театре, способствующих развитию гуманитарной культуры личности. В книге описан метод театральных проектов, который позволяет интегрировать театр в образовательную среду школы и создать единое образовательное пространство, дана модель школьного театра, ориентированного на развитие гуманитарной направленности школьников.

Монография предназначена широкому кругу педагогов: учителям, руководителям школьных и детских театров, организаторам воспитательной работы школ и учреждений дополнительного образования, а также всем тем, кто заинтересован в развитии детского театрального творчества.






Таким образом, говоря о влиянии искусства на духовное развитие личности, имеют в виду познание красоты как духовной категории и критериев прекрасного во всех сферах человеческой жизнедеятельности, воспитание культуры чувств, пробуждение творческих способностей, развитие образного мышления, вкуса, интуиции.

Все сказанное в полной мере относится и к искусству театра. И хотя деление искусств на виды достаточно условно, надо признать, что именно искусство театра является синтезирующим в себе все остальные (литературу, живопись, музыку, архитектуру, скульптуру, танец). «Театр – вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах зрителей» [34, с. 294]. Театр – коллективное творчество, в спектакле объединяются усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, балетмейстера, актера и др.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность, к первобытным обрядам, тотемическим пляскам, к ритуальному копированию повадок животных, к исполнению обрядов с употреблением специальных костюмов, масок, татуировки и раскраски тела.

В античном мире на спектакль собиралось до полутора десятков тысяч зрителей. Действие спектакля развертывалось на лоне природы, как бы оставаясь частью самой жизни.

В средние века театр сначала развивается в официально-религиозной форме, восходящей к литургической драме, исполнявшейся как часть церковной службы. К XIV в. возникают обособленные от церковной службы формы постановок – мистерия, миракль, – в которые проникают народные мотивы и представления. Другую форму народного театра осуществляет самодеятельное творчество народа и труппы бродячих актеров. В эпоху Возрождения народные формы театрального искусства проникаются гуманизмом (итальянская комедия масок), театр приобретает философичность (В. Шекспир), становится выразителем социальных противоречий (Лопе де Вега).

Театр классицизма в XVII в. строился на нормативной эстетике и рационалистической философии, утверждая идеальных героев и высмеивая человеческие пороки. В XVIII в. искусство театра обретает реалистические черты, в него проникают просветительские идеи, оно становится средством социальной борьбы. Демократические черты и массовость театр приобретает к XIX в.

Русский национальный театр возник и развивался в тесной связи с народно-музыкальным (песенно-танцевальным) творчеством и, сформировавшись в русле этой традиции, с самого начала тяготел к эмоциональной насыщенности действия гораздо больше, чем к зрелищно-изобразительной стороне. Иными словами, в нем изначально существовала тенденция к той форме психологического реализма, которая в конце XIX в. определилась как особое театральное направление, названное «школой сценических переживаний».

Русский театр – явление национально-самобытное в своей основе, но вместе с тем лежащее в границах европейской цивилизации. Его связи с театром Западной Европы имеют характер взаимообмена и интеграции, естественных между типами родственных культур, у каждой из которых свои национальные корни. Русское театральное искусство обогатило мировой опыт новыми формами сценического мышления и выдвинуло плеяду блестящих артистов и режиссеров.

Крупнейший реформатор театра К. С. Станиславский разработал и воплотил в художественную практику теоретически обоснованные принципы сценического реализма и создал Систему как практическое руководство для актеров и режиссеров, которая охватила совокупность его взглядов по вопросам теории театра, актерской и режиссерской техники.

Учение К. С. Станиславского о режиссуре – это учение об искусстве создания спектакля на основе творчества всех участников c особо значимой задачей режиссера как создателя единого образа спектакля. Соотнося свой идейно-художественный замысел с замыслом драматурга, режиссер вступает с ним в определенное соавторство. Режиссерская трактовка – его представление о смысле и задачах будущего спектакля – воплощаются в сформулированных режиссером сверхзадаче и сверх-сверхзадаче. Организованный им коллектив (актеры, гримеры, бутафоры, музыканты, художники и др.) должен реализовать его замысел. В результате коллективной работы формируется сценический ансамбль нового типа – режиссерский ансамбль. Для его создания от режиссера требуются организаторские способности, а задача его успешной деятельности расширяет функции режиссера до границ психолога, педагога, литератора, актера. Для режиссера важно не только вдохновить на совместное творчество, но и наладить взаимодействие всех, кто занят постановкой.

В работе актера К. С. Станиславский считал возможным и необходимым управлять сознательно бессознательными процессами творчества. В старом классическом театре от актера требовалось как можно дальше уйти от самого себя, подход К. С. Станиславского – через познание своей природы и дисциплину к актерскому мастерству. Игра актера не должна сводиться к имитации состояния, каждый раз он заново должен проживать свою роль в соответствии с заранее продуманной логикой жизни и развития образа, не играть образ, а стать образом. Его формула для актера «„Я есмь“ – это сгущенная, почти абсолютная правда на сцене» [200, т. 2, с. 203].

Через актера воплощается замысел режиссера и драматурга, он «строительный материал» театрального действия. Актер включает в действие и придает театральность всему, что происходит на сцене. Декорации, бутафория, сам текст художественного произведения заживут художественной жизнью, если актер будет действовать на сцене как человек в предлагаемых обстоятельствах. Правда сценического действия актера вызывает к жизни правду чувств.

В. Э. Мейерхольд и Е. Б. Вахтангов сделали принципом игры актера «отчуждение» его исполнительской роли: исполнитель и образ, в их понимании, не должны сливаться воедино, между ними сохраняется дистанция, позволяющая творцу выразить отношение к герою.

Искусство представления и искусство воплощения – два подхода к актерскому творчеству. Первый из них сегодня проявляется преимущественно в интеллектуальном театре, второй – в бытовой драме и в театре психологическом. В таком театре действие вызывает чувство, чувство несет мысль. Своей яркой, эмоциональной игрой актер заражает зрителя, и у того возникает строй чувств, похожий на строй чувств актера (сопереживание). Направляя эмоции зрителей, театр формирует его мысль.

В эпическом театре Б. Брехта находят свое продолжение принципы просветительского театра Д. Дидро, для которого актер – великий притворщик, испускающий слезы не с помощью чувств, а сознательным усилием своего ума. Он должен быть спокойным и холодным проводником мысли драматурга. Мысль ведет все, в том числе и чувства.

Какими бы разными не были подходы к театральной форме, во всех случаях театральное действие несет в себе сообщение, которое разворачивается в пространстве сцены и протекает во времени. Такое сообщение является текстом, обладающим своеобразным языком. Важнейший элемент театрального языка – звучащая речь. Но его знаковая система (знак – минимальная единица этого текста) включает в себя как вербальные, так и невербальные знаки: символика звука, изображения, декораций и т. п. Они передают зрителю полифоническую информацию в организованной динамике. Зритель может получать синхронно шесть-семь сообщений, исходящих от декораций, костюмов, освещения, размещения актеров в пространстве, от их жестов, мимики и речи. «Такая многокодовость спектакля дает возможность театральному искусству обращаться и к зрителю – знатоку, способному постичь полный смысл представления, и к широкому зрителю, который может понять сценическое действие в границах собственных возможностей восприятия этой кодовой системы» [34, с. 191].

В театре все: от грима и мимики до норм поведения зрителей в зале, от кассы до ритуализированной атмосферы – связано с проблемами художественного общения, т. е. с проблемами семиотики. Семиотика театра, пишет Ю. Лотман, мало изучена. Знак в театре реален и иллюзорен и образует поле семиотических значений, в котором живет художественный текст (спектакль). Бытие актера на сцене двузначно: он ведет диалог с другим и молчаливый – с публикой. Бытие в зале также двузначно, оно и превращает зрителя в участника коллективного акта сознания. Процесс передачи сообщения со сцены и декодирование его в сознании аудитории можно определить как две стороны единого процесса коллективного мышления.

Дублирование, взаимодополнение каналов знаковой информации делает театральный спектакль не только средством художественной коммуникации (как передачу значимой информации и культурных ценностей зрителю), но при учете воздействия зрительного зала на актера средством общения, диалога.

Зритель получает обработанную, организованную, скрепленную художественной концепцией информацию о мире. В процессе диалога происходит восприятие зрителем художественного произведения. Но точка зрения колеблется между художественной позицией созерцателя и созерцаемого. Для зрителя спектакль превращается в факт сознания, которое через восприятие осуществляет усвоение и переработку художественной мысли автора.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра"

Книги похожие на "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Полякова

Татьяна Полякова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра"

Отзывы читателей о книге "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.