» » » Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра


Авторские права

Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра
Рейтинг:
Название:
Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-9292-0159-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра"

Описание и краткое содержание "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлены материалы многолетнего научного исследования, нацеленного на определение педагогических условий в школьном театре, способствующих развитию гуманитарной культуры личности. В книге описан метод театральных проектов, который позволяет интегрировать театр в образовательную среду школы и создать единое образовательное пространство, дана модель школьного театра, ориентированного на развитие гуманитарной направленности школьников.

Монография предназначена широкому кругу педагогов: учителям, руководителям школьных и детских театров, организаторам воспитательной работы школ и учреждений дополнительного образования, а также всем тем, кто заинтересован в развитии детского театрального творчества.






Зритель получает обработанную, организованную, скрепленную художественной концепцией информацию о мире. В процессе диалога происходит восприятие зрителем художественного произведения. Но точка зрения колеблется между художественной позицией созерцателя и созерцаемого. Для зрителя спектакль превращается в факт сознания, которое через восприятие осуществляет усвоение и переработку художественной мысли автора.

Творческая концепция художественного произведения становится содержанием сознания, ориентиром в отношениях с действительностью. Но смысл и ценности произведения вступают в диалог с жизненным опытом воспринимающего. Такой диалог дает большую вариантность в интерпретации смысла, превращая зрителя в со-автора, а процесс восприятия в со-творчество. Если рассматривать произведение искусства как открытую систему, то вариативность творческого восприятия бесконечна.

Такая вариативность в осмыслении информации предполагает двустороннюю ответственность: ответственность актера за то, что он хочет выразить, но и ответственность воспринимающего, от которого ждут деятельностного понимания с включением всех органов чувств и сознания. М. Н. Бахтин писал, что именно внутренняя связь элементов личности гарантирует эту ответственность. «За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней… Искусство и жизнь не одно и то же, но должно стать во мне единым, в единстве моей ответственности» [13, с. 354].

Искусство театра становится помощником в выработке ценностей и ценностных знаний, которые нельзя приобрести волевыми усилиями, а только пережить в опыте отношений. Единство сознания и переживания как нельзя лучше проявляют себя в восприятии театрального искусства. Чтобы понять подтекст пьесы, надо его почувствовать, но чтобы его сопережить, надо его глубоко осмыслить.

Создавая жизненные модели, театр втягивает в сходные с жизнью события, раздумья, активизирует жизненный опыт. Внутренние влияния становятся частицей «я», потому что пропущены через внутренние фильтры психики, переработаны силой собственных переживаний и введены в уже накопленный опыт. При этом актуализируются моральные оценки жизненных явлений, невольно переживаются личные пристрастия, взгляды на жизнь – иначе говоря, возникает сложная, активная жизненная реакция на увиденное. Даже если она достаточно односторонняя, важно, что в процесс восприятия вовлечена вся личность, такое восприятие расширяет круг духовных запросов, интересов, моральных побуждений, формирует нравственное отношение к явлениям жизни, человеческим поступкам, их осмыслению.

Искусство театра полифункционально. Деятельностно-преобразующее начало заключается в преображении реального мира в художественное творение в соответствии с идеалами художника. Особая прелесть спектакля в том, что зритель видит сам творческий процесс, который эмоционально воздействуя на него, включает в происходящее на сцене.

Огромны познавательные и воспитательные возможности искусства театра. Сопрягая личный жизненный опыт с опытом других людей, театральное искусство служит средством и познания и самопознания личности. Театр воздействует на личность через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах, он позволяет пережить многие другие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, сделать его фактом своей жизни, элементом своей биографии, т. е. умножает и расширяет реальный опыт «быстротекущей жизни» (А. С. Пушкин).

Искусство театра в преддверии аудиовизуальной и компьютерной технологий готовило сознание человека к восприятию их виртуального изображения. Традиционно виртуальный (от лат. «возможный», т. е. вымышленный, воображаемый) трактовалось как синоним художественного творчества, в настоящее время это понятие усложнилось и обогатилось представлением о многомерном, пространственно-временном измерении, в центре которого оказывается зритель.

Искусство театра моделирует процесс мышления на уровне динамических зрительных образов. И актер, и зритель могут ощутить себя сразу в нескольких пространственных измерениях, как бы синхронно существующих. Многомерность этого пространства открывает сферу сознания, обращенную к ассоциациям, ощущениям, новым смыслам визуальных образов, нравственным и духовным прозрениям, бесконечности истолкования текста. Таким образом, театр не только не противостоит современным технологиям и технологическим открытиям, а остается неисчерпаемым в возможностях художественного воссоздания реальности, в развитии пластичности сознания, так необходимых в современной жизни.

С давних пор за театром признано большое воспитательное значение. Ребенок в раннем возрасте копирует жесты, мимику, интонационные оттенки и по этим «театральным» формам узнает о правильном поведении, что и позволяет назвать искусство театра «самым человеческим из всех искусств» (Б. Брехт).

Эмоциональное чувство передается непосредственно через образ, включающий жест, слово, музыку, от человека к человеку. Акт творчества – создание образа актером – протекает на глазах у зрителя, что углубляет духовное воздействие на него, становится условием расширения спектра собственных чувств и возможности понимания их в другом человеке.

Эстетическая деятельность в театре (творчество и восприятие) есть работа сознания. Она не сводится только к эмоциональному напряжению с включением всех органов чувств, но и становится активной деятельностью по открытию в явлениях жизненного смысла, т. е. формированием ценностных отношений. Эстетическое восприятие трактуется как схватывание и духовно-культурное освоение личностью общечеловеческого в реальном мире.

Театр позволяет осуществить все пять форм социальной активности, на которые указывает М. С. Каган: познавательную деятельность, ценностно-ориентированную, преобразовательскую или творческую, коммуникативную и художественную (т. е. эстетическое освоение действительности) [99]. Дублируя оба типа деятельности («вовне» и «вовнутрь») театр воспроизводит личность во всей ее многогранности и целостности, влияя на всю структуру сознания и деятельности человека. Самовыражение личности посредством театра делает приобретенные знания не мертвым грузом, а базовым чувственным опытом. Театр передает людям ощущение эстетической значимости мира, строит ценностное сознание, побуждая к социальной активности, пробуждая творческий дух и умение творить по законам прекрасного. Погружение в культурную среду посредством приобщения к театральному искусству позволяет освоить человеку культурные ценности не эмпирическим путем, а через опыт проживания отношений, что создает условия для духовного обогащения.

Категории, определяющие специфическое воздействие искусства театра, как и других видов искусства, на человека – «гармонизации» и «катарсиса»; они включают многосторонний, но целостный комплекс духовно-нравственных, социальных, художественных переживаний, преодолений, потрясений и просветлений.

Гармония характеризуется содержательным и формальным единством, согласием качественно различных и даже противоположных компонентов. В гармонизирующем воздействии изживаются односторонние и уравновешивающиеся диссонансные отношения. Искусство гармонизирует природное и социальное в человеке, позволяет избегать стандартизации и духовной изоляции от общества.

Внешним воздействием на эмоциональную сферу человека является феномен катарсиса – «очищение и облагораживания чувств». Эту категорию разработал и ввел Аристотель: в древнегреческой философии и эстетике она означала сущность эстетического переживания, вызванного трагедией, страх и сострадание, ужас и наслаждение. В результате сопереживания героям, прошедшим тяжелые испытания, зрители получают возможность разрядить внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, – очистить свой внутренний мир и хотя бы частично компенсировать монотонность повседневности.

В результате катарсиса происходит превращение отрицательных эмоций в положительные, благодаря включению в иную, более высокую систему ценностей, возникает состояние внутренней упорядоченности и гармонии, что создает баланс положительного отношения к другим людям, к миру в целом, к самому себе. Мучительные и неприятные аффекты подвергаются разряду, уничтожению и превращаются в противоположные чувства. Выражая разные, в том числе и зловещие чувства, искусство дает им высшую нравственно-эстетическую оценку, раскрывая их природу и мотивы, осмысливает и помещает на определенное место в системе духовных ценностей.

Механизм воздействия театрального искусства имеет двойственную природу: с одной стороны, оно позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и разрешить ее на основе креативных способностей человека, с другой – эстетическая реакция катарсиса (сложного превращения чувств) может изменить действие аффекта от страдания к наслаждению, что позволяет говорить о компенсаторной функции катарсиса. Искусство театра «становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии» [55, с. 275].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра"

Книги похожие на "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Полякова

Татьяна Полякова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Полякова - Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра"

Отзывы читателей о книге "Развитие гуманитарной культуры учащихся средствами школьного театра", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.