» » » » Н. Розинская - Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие


Авторские права

Н. Розинская - Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Н. Розинская - Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентЭкономический факультет МГУe39042c3-2327-11e6-9614-0cc47a545a1e, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Н. Розинская - Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-16-002030-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой два учебных пособия, посвященных исследованиям ряда направлений в истории западной экономической мысли на примере Французской национальной школы и взглядов представителей школы субстантивизма. В первой работе рассматривается история экономической мысли Франции в V–XVIII вв., проанализированы теоретические положения французских экономистов, которые внесли существенный вклад в становление и развитие мировой экономической науки. Второе пособие посвящено основным проблемам экономической антропологии, которая возникла в начале XX в. на стыке культурной антропологии, экономики, истории, психологии.

Для студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантов и преподавателей экономических факультетов университетов и экономических вузов, а также специалистов, занимающихся исследованием развивающихся экономик.

Подготовлено при содействии НФПК – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.






Осуждая монополии, автор приходит к мысли, что фундаментальная движущая сила всех экономических явлений – частный интерес. Говоря о том, что кружева импортируются из Фландрии, сукно приходит из Англии, стекло – из Венеции, книги – из Германии, кожи – из Северной Америки, Монкретьен делает вывод, что весь этот импорт причиняет вред французскому индивидуальному производству и в этом – главная причина развала экономики.

Преследование частного интереса – основа нововведений и, следовательно, экономической эффективности. Именно перспектива выгоды делает возможным применение методов, позволяющих получить производительный доход, понизив стоимость производства и производя более дешевые продукты. Автор подчеркивает эффективность конкуренции в организации работы. «Соревнование – во всех отношениях большой стимул все делать хорошо. С его помощью люди могут подняться на вершину совершенства во всех искусствах…».[50]

Таким образом, А. Монкретьен одним из первых приходит к аргументации индивидуалистического характера экономики. Тем не менее из это го, что «Трактат» представляет собой прообраз основной идеи либерализма, было бы рано заключать, что следование частным интересам стихийно приводит к общественному порядку.

Напротив, автор развивает «органицистскую» концепцию; упорядоченная общественная жизнь может происходить только в организованных рамках, и специфическая задача государства – продумывать и осуществлять эту организацию. Общественный порядок естественен. Этот порядок отвечает желанию Бога и построен по образу человеческого тела. Чтобы страна процветала, государь должен обеспечить «всеобщее здоровье всего государственного тела», правильным политическим управлением гарантируя привилегии и льготы. Общественная дисциплина – условие обогащения страны.

Талант и компетентность главы государства способствуют гармонии частного и общественного интересов. Одно из средств осуществления этой гармонии – общественная помощь частной деятельности. Роль государства состоит в том, чтобы одновременно побуждать и регламентировать экономическую деятельность, ведущуюся по частной инициативе, прежде всего на мануфактурах и в торговле.

Монкретьен указывает, что «разумный политик осторожно должен изобретать средства, чтобы царствовали справедливость и умеренность между "слишком много" и "слишком мало", чтобы не случалось никакого вреда ни от недостатка, ни от избытка чего-либо…».[51] Он уточняет также, что стражи порядка должны следить, чтобы «вещи, предназначенные на продажу, продавались не дороже справедливой цены».[52]

Королевская политика должна пытаться восстанавливать торговый баланс. Для этого надо благоприятствовать установлению мануфактур. Их рост позволил бы сначала сократить импорт. Продукты, которые создаются во Франции, должны удовлетворять потребности французов, – как нужды англичан удовлетворяются тем, что производится в Англии. Экспорт французских продуктов позволил бы привозить золото и серебро Португалии и Испании. Правительство должно усилить регламентацию, чтобы поставить иностранных купцов в неблагоприятные условия, т. е. принять ответные меры против тех стран, которые Монкретьен обвиняет в установлении односторонних протекционистских мер, направленных против французских купцов (в особенности Англии и Испании). Необходимо восстановить пришедшую в упадок во время религиозных войн морскую торговлю, чтобы французские моряки не завидовали испанцам, англичанам и голландцам. Требуется создать торговые компании (по примеру голландской Ост-Индской, основанной в 1602 г.).

Точность анализа внешних обменов Франции придает особую оригинальность работам А. Монкретьена. Он отнюдь не противопоставляет как непримиримые принципы протекционизм и свободу торговли, демонстрируя огромную полезность обменов товаров для благополучия наций. Автор призывает защищать продукты, удовлетворяющие жизненные потребности граждан королевства, и разрешать свободную торговлю товарами, необходимость в которых не стоит на первом месте. Причем свобода торговли должна быть не только для иностранцев во Франции, но, в первую очередь, для французов в других странах.

Главной заслугой Монкретьена считается введение им в оборот термина «политическая экономия» (заимствованные в греческом языке oikonomos – управление домашним хозяйством и «политика» – государственное правление), который он использовал для изложения совокупности правил хозяйственной деятельности. Благодаря Монкретьену этот неологизм стал названием целой науки. Для него политическая экономия в руках правителей и их министров – искусство, а не теоретическое учение. И это «искусство политики», по мнению автора, исходит из первенства частного интереса перед общественным; «…Дом главнее деревни, город главнее провинции, провинция главнее королевства».[53] Таким образом, с одной стороны, политэкономия – это искусство, с другой – наука; у монархов она одна, у их подданных – другая. Как и медицина, которая является наукой для тех, кто изучает человеческое устройство, и искусством для врача, осуществляющего эту науку на практике. Итак, у Монкретьена появляется взгляд на государственную систему как на человеческий организм, получивший развитие в дальнейшем, в частности в трудах физиократов. Согласно Монкретьену, политэкономия существует на таких же основах, что и домашнее хозяйство: те же принципы хорошего управления применяются и к общественной, и к домашней деятельности.

Автор «Трактата» ставит и нравственные задачи. Осуждая чрезмерную роскошь и безумные расходы, он предлагает бороться и против бедности: «…праздность портит силу одних и целомудрие других». Люди не работающие становятся ворами, тунеядцами и бунтовщиками. Поэтому было бы полезно воспитывать бедных, учить их ремеслу, внушать хорошие обычаи и всячески поощрять их к экономической деятельности. Богатство государства, в том числе – и в благополучии его жителей.

По мнению А. де Монкретьена, роль государства в борьбе против бездеятельности и бедности состоит в создании общественных мастерских с определенными привилегиями. Иными словами, он не считает, что свобода экономической деятельности может быть гарантом полной занятости, и утверждает, что общественная деятельность не устраняет частную, но компенсирует ее низкий уровень.

В последней части книги Монкретьен призывает короля к справедливому налогообложению и ведению учета доходов представителей всех профессий. Конечно, здесь автор не говорит явно о распространении налогового бремени на высшие слои общества: сама мысль о взимании податей с дворянства и духовенства была в начале XVII столетия крамолой. Вопрос об уравнении общественных налогов был поставлен в практическую плоскость через полтора века Великой французской революцией. В определенной степени Монкретьен предвосхитил идею о необходимости налоговой реформы, которая через 100 лет станет основной в трудах С. Вобана и П. Буагильбера.

«Трактат» написан «по моде» того времени: с многочисленными примерами из древней и средневековой истории, античной литературы, Священного Писания, чтобы сделать чтение как можно более увлекательным. Обращение к Античности в начале XVII в. было отголоском эпохи Ренессанса, которую Монкретьен прославлял в своем сочинении.

Вместе с тем своеобразная форма изложения, длинные предложения, нагромождение цитат по любому поводу и, особенно, бесконечные комплименты королю и королеве-матери весьма затрудняют восприятие взглядов автора, его интересных идей и анализа, тем более что в угоду венценосным читателям они порой чрезмерно упрощены. Создается впечатление, что перо Монкретьена, его несколько наивное красноречие превращают рассмотрение экономической ситуации во Франции в драму, которая происходит в «самом прекрасном королевстве в мире». Особо следует отметить, что на каждой странице проявляется любовь автора к своей стране, он искренне стремится к ее благополучию.

«Трактат о политической экономии» состоит из четырех частей, не разделенных на главы, что усложняет его восприятие современными читателями. Структура работы свидетельствует о том, что в отличие от большинства меркантилистов А, де Монкретьен отдает первенство в создании богатства страны не торговле, а мануфактурной промышленности.

Книга 1 «О механических искусствах и об управлении мануфактурами» начинается с изучения различных видов мануфактур с точки зрения их полезности, их уставов, управления ими и положения работников.

В книге 2 «О торговле» рассматриваются выгоды и трудности внешней и внутренней торговли, практика других стран, прежде всего Англии и Голландии, вопросы денежного обращения и роли денег в экономике. Самые страстные строки посвящены проблеме взаимоотношений с иностранцами, участвующими в экономической системе Франции, и положению французских купцов за границей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие"

Книги похожие на "Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н. Розинская

Н. Розинская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н. Розинская - Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.