» » » » Н. Розинская - Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие


Авторские права

Н. Розинская - Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Н. Розинская - Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентЭкономический факультет МГУe39042c3-2327-11e6-9614-0cc47a545a1e, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Н. Розинская - Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
2005
ISBN:
5-16-002030-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой два учебных пособия, посвященных исследованиям ряда направлений в истории западной экономической мысли на примере Французской национальной школы и взглядов представителей школы субстантивизма. В первой работе рассматривается история экономической мысли Франции в V–XVIII вв., проанализированы теоретические положения французских экономистов, которые внесли существенный вклад в становление и развитие мировой экономической науки. Второе пособие посвящено основным проблемам экономической антропологии, которая возникла в начале XX в. на стыке культурной антропологии, экономики, истории, психологии.

Для студентов бакалавриата, магистратуры, аспирантов и преподавателей экономических факультетов университетов и экономических вузов, а также специалистов, занимающихся исследованием развивающихся экономик.

Подготовлено при содействии НФПК – Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Инновационного проекта развития образования.






1. Избыток золота и денег, пришедших из Нового Света.

2. Дороговизна, вызванная торговыми монополиями.

3. Голод.

4. Чрезмерные расходы государей и придворной знати.

5. Денежные махинации.

Причина, являвшаяся главной у Малеструа, стоит на самом последнем месте и играет на первый взгляд самую незначительную роль. Вторая, третья и четвертая причины объясняют скорее изменения относительных цен или конъюнктурные изменения цен и являются вспомогательными и усиливающими главную причину – приток сокровищ из Америки.

Согласно Бодену это связано, с одной стороны, с важностью торговли, которую Франция специально поддерживает с Испанией, вынужденной покупать массу продуктов во Франции, так как в Испании все продукты дороже.[40] С другой стороны, Испания испытывает нехватку в активном населении, которое и составляет настоящее богатство. Здесь отражен популяционный аспект, типичный для концепции меркантилизма (и Боден был одним из первых меркантилистов).

Итак, Испания оплачивает продукты и услуги золотом и деньгами, которые она взимает в странах Америки. Так Боден объясняет приток ценных металлов во Францию и, следовательно, повышение цен. Он не понял, что «революция цен» была вызвана не простым увеличением количества золота и серебра, а их удешевлением в результате снижения издержек добычи благородных металлов.[41]

Боден ссылается на эмпирические наблюдения, но не представляет никакого теоретического аргумента, позволяющего объяснить принцип, по которому избыток ценных металлов производит их ухудшение и тем самым повышение цен на другие товары. Фактически Боден подошел к применению общего закона к проблеме денег, согласно которому цена товаров определяется соотношением спроса и предложения. Поэтому Ж. Бодена иногда называют автором первой версии количественной теории денег. Однако надо было ждать конца XVII в., чтобы появилась настоящая формулировка этой теории в работах Джона Локка.

В связи с проблемой дороговизны продуктов Боден рассматривает внешнюю торговлю. Одна из причин, способных заставить цены повышаться, – экспорт, который сокращает доступные внутренние ресурсы. Но только зерно действительно заслуживает контроля над экспортом, чтобы избежать голода. Боден рекомендует стабилизировать цены на зерно посредством его хранения в общественных амбарах.

Он отрицает возможность для страны жить в автаркии. Автор выявляет выигрыш, который приобретают жители страны, импортирующей продукты: импорт снижает цены нате товары, которые слишком редки в стране автаркии. Кроме того, Боден высказывается за установление пошлин на экспорт жизненно необходимых продуктов (вино, соль, зерно), что создает источник обогащения страны-экспортера, так как спрос на эти продукты малочувствителен к изменению их цен. Наконец, Боден добавляет, что даже в случае, когда страна была бы в состоянии жить в автаркии, торговля с другими странами оставалась бы необходимой для сохранения мирных соседских отношений.

Хотя Ж. Боден сформулировал некоторые меркантилистские идеи (что позволяет отнести его к этому течению), вышеизложенная концепция мира во многом отличается от мировоззрения, приписываемого обычно меркантилистам, В творчестве Ж. Бодена большое место заняли политические проблемы. Можно сказать, что он прежде всего политический мыслитель.

Пребывая при королевском дворе, Жан Боден сначала снискал расположение Карла IX, но из-за своего независимого характера и в результате придворных интриг в 1671 г он лишился милостей короля и поступил на службу к герцогу Франсуа Алансонскому (впоследствии – Анжуйскому). В 1576 г. Боден поселился в Лионе, где был избран депутатом от третьего сословия в созванный Генрихом III в Блуа сейм. На этом собрании он выступил горячим защитником свободы вероисповедания, чем навлек на себя массу недовольства, Кроме того, когда Генрих III выразил намерение отдать своим фаворитам часть государственных имуществ (доменов), Боден уговорил третье сословие отклонить требование короля на том основании, что домены составляют народное достояние. Впав в немилость, он отправился путешествовать с герцогом Анжуйским в Англию и Нидерланды. В борьбе Католической лиги против Генриха IV он был сначала на стороне первой, но потом, убедившись в искреннем намерении Генриха защитить дело протестантов, присоединился к его партии. Жан Боден умер в Лионе в 1596 г., заразившись чумой.

Социологические взгляды Бодена впервые изложены им в сочинении «Метод легкого изучения истории» и развиты в трактате «Шесть книг о республике» (термин res publico употреблен здесь в смысле политического строя),[42] изданном в 1577 г. на пике религиозных гражданских войн (1560–1598), когда вопрос об идеальном политическом строе после позора королевской власти в Варфоломеевскую ночь приобрел особую остроту.

В основе трактата, переведенного на другие языки и распространенного во всех странах Европы, лежит принцип суверенитета – абсолютной и постоянной власти государства. Король, верховным суверен, обладает от имени Бога правом распоряжаться всем могуществом республики (т. е, государства). Однако абсолютный характер монархии ограничивается «божественными» и «естественными» законами, отвечающими интересам всех поданных. Нарушающий их монарх становится тираном, и долг подданного – непослушание.

В соответствии с главным законом королевства (Lex Salica), основанном на обычаях предков, монарх не должен нарушать договоров с соседними странами и со своими подданными, он обязан уважать общественную пользу, личную свободу и неприкосновенность частной собственности, суверенитет которой у Бодена выше, чем суверенитет государя. Из этого можно сделать вывод, что идеолог французского абсолютизма Ж. Боден был выразителем интересов нарождающейся буржуазии, видевшей в абсолютизме силу, способную защитить ее экономические интересы. Боден утверждает, что имущественное равенство гибельно для государства.

Сформулировав концепцию, что климат страны определяет характер народов и политический строй зависит от географического положения («Московия – большая страна в очень суровом климате – может узнать только тираническую монархию»), Боден утверждает, что во Франции, в стране средних размеров, расположенной в смягченных широтах, идеальный режим – королевская монархия. Данная идея будет фигурировать и в работах философа Монтескье.

Это произведение, благодаря которому Жана Бодена считают одним из основоположников политической науки, касается не только вопросов политической философии. В шестой книге в одной из глав (гл. 2) дается классификация государственных доходов. Как и другие средневековые мыслители, Ж. Боден достаточно осторожно относится к проблеме налогообложения.[43] Он рекомендует прибегать к налогам в экстремальных случаях (войны, стихийные бедствия и т. п.), а главным источником пополнения казны видит получение максимальных доходов от королевского домена и накопление сокровищ; если «финансы – нервная система государства», монарх должен использовать «честные средства» для их увеличения, «использовать их для выгоды [и] чести государства» и «сберегать [и] сохранять для нужд некоторую часть».[44]

С точки зрения автора, монарх должен избегать долгов и распределять наиболее справедливо налоги, так как слишком сильное неравенство является источником общественных напряжений, – иными словами, бремя налогов должны нести все классы, без всяческих привилегий и иммунитетов. Эта идея была весьма прогрессивна, но лишь Великая французская революция смогла претворить ее на практике.

Й. Шумпетер, отмечая, что наследие Ж. Боден а более существенно для политической науки, отводил значительное место и его экономической мысли,[45] которая остается весьма актуальной и в XX столетии.

Как уже было отмечено, давая первый в истории анализ истоков инфляции, Ж. Боден заложил первооснову количественных теорий. Начатая им цепочка идет к Даванзатти, Р. Кантильону, Джону Ст. Миллю, И, Фишеру и, наконец, монетаристскому течению второй половины XX в.

Идея, что «нет богатства кроме людей», демонстрирует гуманистическое видение политики и экономики, доказывая, что настоящее богатство не обязательно материально и что сила страны заключается в динамичности ее населения. Эту доктрину популяционизма развивали и другие французские теоретики меркантилизма, в частности, Бартелемей Лаффема, Антуан де Монкретьен.

Для А. Монкретьена богатства Франции состоят из ее хлебов, вин, соли, тканей, масел и т. д., но тем не менее «наибольшее богатство – это неисчерпаемый избыток людей». Многочисленное население – знак экономического благополучия страны. Не случайно эта идея получила такое значение именно во Франции, где так гордились размерами государства и численностью населения в сравнении с другими европейскими странами.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие"

Книги похожие на "Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н. Розинская

Н. Розинская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н. Розинская - Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Развитие западной экономической мысли в социально-политическом контексте. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.