» » » » Александр Каменец - Экономика социокультурной сферы


Авторские права

Александр Каменец - Экономика социокультурной сферы

Здесь можно купить и скачать "Александр Каменец - Экономика социокультурной сферы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентКвант Медиа9593aed6-3f71-11e6-9ba0-0cc47a1952f2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Каменец - Экономика социокультурной сферы
Рейтинг:
Название:
Экономика социокультурной сферы
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7139-1153-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика социокультурной сферы"

Описание и краткое содержание "Экономика социокультурной сферы" читать бесплатно онлайн.



В издании рассматриваются проблемы экономики социокультурной сферы, включая экономические ресурсы, специфику рыночных отношений в этой сфере; субъекты и объекты макроэкономики социально-культурной сферы; развитие, рост и структурные изменения в экономике социально-культурной сферы; ориентиры государственной политики в экономике социально-культурной сферы и систему социальной защиты; коммерческую деятельность учреждений культуры; взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры; трудовые ресурсы и рынок труда в микроэкономике социально-культурной сферы и другие актуальные проблемы. Монография может быть рекомендована для подготовки культурологов и специалистов социокультурной сферы, а также для широкого круга специалистов, интересующихся данной проблематикой.






Отмечается также, что «ограниченная мобильность значительной части ресурсов производства продукции культуры, трудности их перераспределения и поиска альтернативных областей использования, а также производство редких (уникальных) продуктов делают предложение продукции культуры в значительной мере неэластичным. Это означает, что увеличение рыночной цены не оказывает в краткосрочном периоде значительного влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже культурных благ, а в отношении уникальных продуктов предложение нельзя изменить даже в долгосрочном порядке.» [42, с. 121]. В этой ситуации многие производители культурной продукции идут на заведомое понижение ее качества для увеличения ее количества в целях быстрого обогащения. Таким образом, сами создатели культурных благ и услуг содействуют чрезмерной коммерциализации культурного предложения. В то же время эти особенности культурного предложения являются еще одним доказательством необходимости целенаправленного субсидирования культурного производства в тех случаях, когда необходимо поддерживать высокий уровень качества культурной продукции, востребованной обществом и государством, но не выдерживающим конкуренции с рынком массовой культуры.

Своеобразен механизм ценообразования в экономике социокультурной сферы. Специалистами справедливо отмечается, что «цена в культуре не указывает на качество культурного продукта и на ценность его для потребителя.» [44, с. 126]. В этой ситуации особенно значимым является формирование спроса у населения на высококачественную (следовательно, неэластичную в ценовом отношении) продукцию через гуманитарное образование, развитие эстетических вкусов, любительского творчества, информационно-просветительную деятельность в универсуме культуры.

В экономической науке рынок определяется как «механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ» [41, с. 104]. Рынок в конечном счете призван обеспечивать производство, обмен, распределение и потребление различных благ. Основными условиями возникновения рынка являются: разделение труда, стимулирующее специализацию производителей и процессы обмена; самостоятельность экономических субъектов; свобода предпринимательства. «Большой» рынок может делиться на «малые», которые в свою очередь могут делиться на еще более малые рынки по группам специализации производимых товаров и услуг.

Например, рынок в шоу-индустрии может включать в себя рынок оборудования, рынок творческих исполнителей, произведений и т. д. Основными функциями рынка являются: ценообразующая, информационная, регулирующая, посредническая, санирующая (очищение экономики от неэффективных производителей). Рынок и его функции должны внедряться в социокультурную сферу с предельной осторожностью. Выше отмечалось своеобразие ценообразования в системе культурных услуг, которое далеко не всегда объективно отражает реальное качество культурного продукта (элемент субъективности здесь представлен в гораздо большей степени, чем в сфере материального производства). То же самое можно отнести и к другим функциям рынка. Очевидно, что нужна особая дифференциация социально-культурных услуг по их большей или меньшей отнесенности к традиционным рыночным отношениям. В качестве варианта поиска такой дифференциации можно предложить группировку культурных благ и услуг по большей или меньшей близости их к удовлетворению физиологических потребностей. Именно последние являются особенно близкими к рыночным отношениям. В качестве примера такого рынка можно привести «индустрию развлечений», призванную удовлетворять в первую очередь потребности в снятии утомления, в психофизиологическом удовлетворении потребности в наслаждении, смене впечатлений и т. д.

Вместе с тем, в социально-культурной сфере могут и должны формироваться и нетрадиционные рыночные отношения, как специально организуемые процессы взаимодействия творцов и потребителей культурной продукции, в которых коммерческие интересы являются подчиненными общественным запросам и национальным интересам.

На рынке социокультурной продукции сложилась определенная дифференциация продукта со стороны предложения.

Горизонтальная дифференциация (производство различных услуг, продуктов одним производителем: разные картины одного художника, различные спектакли одного театрального коллектива, разнообразный репертуар одного музыкального исполнителя и т. д.). На спрос культурной продукции здесь часто оказывает существенное влияние территориальная удаленность потребителя от производителя. Чем эта удаленность больше, тем спрос на соответствующую продукцию, услугу меньше.

Вертикальная дифференциация на рынке социокультурной сферы означает распределение культурной продукции в зависимости от ее качества. Причем последнее включает в себя самые разные аспекты, начиная от художественного уровня произведения, кончая комфортностью в потреблении культурной продукции, технической оснащенностью объектов и учреждений культуры и т. д.

Для формирования цивилизованного рынка в социокультурной сфере представляет особую значимость наличие конкурентной среды, создаваемой по принципу «побеждает самый талантливый и искусный». В настоящее время сложились следующие основные виды конкуренции:

– совершенная конкуренция (без каких-либо ограничений в свободном предпринимательстве); определенные ее элементы присутствуют на рынке культурных благ и услуг в виде представителей свободных творческих профессий;

– несовершенная (ограниченное число предпринимателей, способных произвольно влиять на коньюнктуру рынка); чаще всего она присутствует в традиционно «нерыночных» видах культурной деятельности (например, филармоническое искусство), в которые с трудом внедряются рыночные отношения, носящие эпизодический характер;

– монополистическая конкуренция (большое количество производителей, предлагающих разнородную продукцию); особенно распространена в мегаполисах и больших городах, где присутствует большое количество производителей, имеющих свой бренд, торговую марку, устойчивую репутацию (например, различные мощные театральные коллективы в большом городе).

В качестве противоположности конкуренции выступают монополия (монополизм одного продавца); например, культурная продукция Большого театра; и монопсония (монополизм одного покупателя); например, государственный заказ на определенную культурную продукцию.

В странах с реальной (а не имитируемой) рыночной экономикой чаще встречается олигополия (ограниченное число продавцов), которая, по мнению экономистов, в социокультурной сфере нашей страны представлена в первую очередь рынком музейных и выставочных услуг [42].

К несовершенствам рынка профессиональные экономисты относят: неспособность противостоять монополистическим тенденциям; незаинтересованности и неспособности производить в достаточном объеме общественные блага; непригодность к устранению побочных отрицательных эффектов, связанных с производством продукции (например, экологические последствия); неспособность обеспечивать социальные гарантии в получении благ и услуг; наличие неполной и ассиметричной информации о ценах и перспективах развития производства. Отсюда делается вывод: «несовершенства (провалы) рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами» [41, с. 116].

Особой проблемой для формирования цивилизованных рыночных отношений в социокультурной сфере становится объективность и однозначность экспертиз по оценке качества культурной продукции. В роли экспертов здесь могут выступать как профессионалы и знатоки в соответствующей области социокультурной сферы, так и социальные группы, индивиды, формирующие спрос на те или иные культурные блага и услуги. В отечественной социокультурной сфере традиционно присутствует перекос в сторону второй группы экспертов, что выражается в подавлении массовым спросом спроса на уникальную в первую очередь в творческом отношении продукцию. Это в свою очередь приводит не только к примитивизации культурных запросов, художественных вкусов населения, но и к деградации самих «творцов культуры». Эта ситуация была описана в свое время еще Н. В. Гоголем в его повести «Портрет» (фрагмент повести см. в Приложении 1).

Глава 2. Макроэкономика социально-культурной сферы

2.1. Субъекты и объекты макроэкономики социально-культурной сферы. Макроэкономическое равновесие

В экономической науке к макроэкономике относят экономику в целом, интегрирующую в себе самых разных экономических агентов. В то же время можно говорить и об особом уровне (макроуровне) экономической деятельности. В этом случае к субъектам макроэкономики можно отнести в первую очередь государство, представленное органами государственного управления, государственными учреждениями и организациями. Основной задачей этих экономических субъектов является обеспечение общественной (общезначимой) полезности производимых благ, товаров и услуг. В макроэкономике основное внимание уделяется стратегическому развитию соответствующих отраслей, без которых не может существовать общество. К отрасли экономики относят наличие производственных единиц, ответственных за создание относительно однородных продуктов и имеющих сходную экономическую деятельность.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика социокультурной сферы"

Книги похожие на "Экономика социокультурной сферы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Каменец

Александр Каменец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Каменец - Экономика социокультурной сферы"

Отзывы читателей о книге "Экономика социокультурной сферы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.