» » » » Александр Каменец - Экономика социокультурной сферы


Авторские права

Александр Каменец - Экономика социокультурной сферы

Здесь можно купить и скачать "Александр Каменец - Экономика социокультурной сферы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентКвант Медиа9593aed6-3f71-11e6-9ba0-0cc47a1952f2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Каменец - Экономика социокультурной сферы
Рейтинг:
Название:
Экономика социокультурной сферы
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7139-1153-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экономика социокультурной сферы"

Описание и краткое содержание "Экономика социокультурной сферы" читать бесплатно онлайн.



В издании рассматриваются проблемы экономики социокультурной сферы, включая экономические ресурсы, специфику рыночных отношений в этой сфере; субъекты и объекты макроэкономики социально-культурной сферы; развитие, рост и структурные изменения в экономике социально-культурной сферы; ориентиры государственной политики в экономике социально-культурной сферы и систему социальной защиты; коммерческую деятельность учреждений культуры; взаимодействие коммерческой и творческой деятельности в учреждениях культуры; трудовые ресурсы и рынок труда в микроэкономике социально-культурной сферы и другие актуальные проблемы. Монография может быть рекомендована для подготовки культурологов и специалистов социокультурной сферы, а также для широкого круга специалистов, интересующихся данной проблематикой.






Глава 2. Макроэкономика социально-культурной сферы

2.1. Субъекты и объекты макроэкономики социально-культурной сферы. Макроэкономическое равновесие

В экономической науке к макроэкономике относят экономику в целом, интегрирующую в себе самых разных экономических агентов. В то же время можно говорить и об особом уровне (макроуровне) экономической деятельности. В этом случае к субъектам макроэкономики можно отнести в первую очередь государство, представленное органами государственного управления, государственными учреждениями и организациями. Основной задачей этих экономических субъектов является обеспечение общественной (общезначимой) полезности производимых благ, товаров и услуг. В макроэкономике основное внимание уделяется стратегическому развитию соответствующих отраслей, без которых не может существовать общество. К отрасли экономики относят наличие производственных единиц, ответственных за создание относительно однородных продуктов и имеющих сходную экономическую деятельность.

Государственная отрасль культуры и искусства вполне соответствует этой характеристике, в которой имеется общий преобладающий продукт – культурная услуга, способствующая социальному, культурному и духовному развитию людей. В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности эта отрасль представлена в подразделе 0.92 «Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта». Внутри этой отрасли в зависимости от схожести продукта, используемых соответствующих технологий выделяются группы:

– «Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов»;

– «Деятельность в области искусства»;

– «Деятельность концертных и театральных залов»;

– «Деятельность ярмарок и парков с аттракционами», включая деятельность цирков, танцплощадок, дискотек, школ танцев;

– «Прочая деятельность в области культуры», которая включает в себя деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа;

– «Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий»;

– «Деятельность ботанических садов, зоопарков и заповедников»;

– «Деятельность по организации азартных игр».

Специалистами отмечается несовершенство этой классификации: «декоративно-прикладное искусство, включая народные художественные промыслы, размещено в разделе «Обрабатывающая промышленность». В раздел «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» включена деятельность в области фотографии, моделирования, одежды, обуви, предметов интерьера и деятельность художников-оформителей, а также деятельность в области архитектуры. Виды художественной деятельности оказались разбросанными по всему классификатору, включающему 17 разделов и 99 подразделов. И даже в «профильном» подразделе 92 она перемешана со спортивной, информационной деятельностью и деятельностью по оказанию ритуальных услуг. Это свидетельство в значительной мере произвольного установления отраслевых границ органами госстатистики, которое затрудняет целостное восприятие отрасли культуры и дает неадекватное представление о ее масштабе» [42, с. 56].

Основной организационной формой в макроэкономике культуры являются государственные учреждения культуры. В зависимости от функциональной специализации в масштабах макроэкономики организации культуры могут выполнять управленческие, производственные, образовательные, научно-методические, снабженческо-сбытовые функции. Государственные учреждения культуры финансируются преимущественно за счет государственного бюджета и подчинены соответствующему ведомству, представляющего или общенациональные интересы в сфере культуры (Министерство культуры Российской Федерации), или интересы отдельных, достаточно больших социальных и профессиональных групп (например, Министерство обороны).

«Минкультуры РФ осуществляет функции:

– по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторских и смежных прав;

– по нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторских и смежных прав;

– по управлению государственным имуществом;

– по оказанию государственных услуг в сфере культуры и кинематографии;

– по координации и контролю деятельности подведомственного ему Федерального архивного агентства» [42, с. 59].

В систему Министерства культуры Российской Федерации входят: организации культуры и искусства, в том числе кинематографии; архивы; учебные заведения культуры и искусств.

В состав государственных отраслевых организаций культуры входят библиотеки (публичные, учебные, научные, специальные по отраслям знаний, специализированные дл определенных категорий населения: библиотеки для слепых, детские и юношеские библиотеки и т. д.); культурно-досуговые учреждения клубного типа; музеи (краеведческие, историко-архитектурные, исторические, художественные и т. д.); театры (драматические театры, театры оперы и балета, юного зрителя и т. д.); концертные организации (преимущественно филармонического профиля);парки культуры и отдыха; цирки.

Важной тенденцией в макроэкономике социокультурной сферы является наметившийся поворот от «учрежденческого» к «институционально-учрежденческому» подходу в сфере управления культурным обслуживанием населения. Данная тенденция выявляется при изучении программных и нормативных документов, различных управленческих акций, инноваций, экспериментов, способствующих переходу от формально-сетевого к функционально-морфологическому планированию и организации культурных процессов. В библиотечном деле это не просто управление библиотечной сетью, а формирование читательской культуры населения, в театральном деле – театральной культуры, в музейном – музейной и т. д.

«Институционально-учрежденческий» подход в управленческой практике может быть до конца реализован через ограничение бюрократизма в культурной политике которое часто осуществляется за счет более полного учета «естественных» социокультурных факторов (например, возрождения национального самосознания народов). Учет этих факторов трансформирует управленческую деятельность в сфере культуры из искусственной (ограничение управленческой деятельности «производством» циркуляров, нормативных документов, распоряжений и другой служебной документации) в искусственно-естественную деятельность.

В этом случае управленческая деятельность ориентируется не только на оптимизацию уже сложившихся сфер и объектов культуры, но и на развитие «естественных» культурных процессов: развитие культурных запросов различных групп населения безотносительно к тому или иному усредненному стандарту, стимулирование общественных инициатив, развитие коммерческого сектора в сфере культуры как средства вовлечения населения в творческую культурную деятельность и т. д.

Соответственно макроэкономика социокультурной сферы начинает оцениваться не как деятельность одного ведомства или ряда ведомств, но как сложная общественно-государственная деятельность, в которой участвуют самые разнообразные субъекты культурного процесса: ученые, общественные деятели, работники культуры и искусства, предприниматели и т. д.

При оценке состоятельности субъектов экономики социокультурной сферы продуктивно использование понятия «безопасность» населения в соотнесении с категорией «обеспеченность», предложенного В. А. Ремизовым: «В социокультурном смысле духовная безопасность и защищенность человека должна быть обеспечена возможностью, например, быть в музеях, в театрах, в концертных залах. Цены на их посещение должны быть доступными, соотносимыми с заработками населения. Должна быть развита инфрастурктура для обеспечения этих посещений: дороги (пути подъездов); общественный и личный транспорт; стоянки (парковки); учреждения бытового обслуживания; система органов общественного порядка и т. п. и т. д. Пока в российской реальности этого в полной мере нет. Причем, культурная (региональная и местная) политика в отношении ценообразования билетов на культурные посещения такова, что цены на сомнительные, низкоуровневые «шоу» гораздо доступнее, нежели цены на «элитарные», высокохудожественные культурные акции. Надо сказать, что за годы реформ в России значительно поредел «парк» качественных культурных площадок в угоду ангарам «дискоклубов» и «дискотек». Последние тоже нужны, но и первые не должны «кануть в Лету». В настоящее время наметилась здоровая тенденция приоритетов в этой сфере. Вероятно, она все-таки пробьет себе дорогу» [28, с. 107–108].

В этой связи имеет смысл оценить потенциал наиболее распространенных типов государственных учреждений культуры по признакам «доступность» и «массовость» участия населения в культурной деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экономика социокультурной сферы"

Книги похожие на "Экономика социокультурной сферы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Каменец

Александр Каменец - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Каменец - Экономика социокультурной сферы"

Отзывы читателей о книге "Экономика социокультурной сферы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.