» » » Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник


Авторские права

Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентКвант Медиа9593aed6-3f71-11e6-9ba0-0cc47a1952f2, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник
Рейтинг:
Название:
История социальной работы. Учебник
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-7139-0844-7, 978-5-7139-1251-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История социальной работы. Учебник"

Описание и краткое содержание "История социальной работы. Учебник" читать бесплатно онлайн.



В учебнике излагается история становления, развития и модернизации различных видов помощи населению. Формируется системное представление об особенностях социальной работы в России и в мире. Исследован генезис государственных и негосударственных форм защиты различных категорий нуждающихся, выявлены и обоснованы исторические тенденции и формационные особенности развития социальной работы

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки «Социальная работа»

Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей.






С усилением могущества и влияния Церкви понятие «caritas» стало восприниматься как конфессиональная помощь. В XVIII в., когда религиозные догмы перестали довлеть над миром, философы пытались построить новую мораль на основе разума и рационализма. Вследствие этого возникло новое понятие – «благотворительность» (от фр. «bienfaisance», что буквально означает хорошее дело (поступок).

Термин «bienfaisance», буквально переведенный с французского языка историком Н. М. Карамзиным в XVIII в. как благотворительность, был введен в научный оборот аббатом Бернаденом де Сен-Пьером в эпоху развития идей рационализма с целью развести конфессиональное понятие «charite» (латинское «caritas»), имевшее в Средние века чисто христианский смысл, и новое понимание филантропической деятельности, выходящее за пределы церковного представления о помощи.

На Западе, таким образом, стали выделять общественные, государственные и частные виды помощи, каждая из которых имела свое название исходя из лексических особенностей языка того или иного государства.

В России наблюдаем аналогичные тенденции. До появления термина «благотворительность» в империи пользовались древним русским словом «призрение», в семантику которого органично входили все древнерусские глаголы, отражающие деятельную любовь к ближнему: пригрети – напоити – увещевати – болезновати – погребати – прощати и т. д. Таким образом, призрение можно определить как понятие, органично сочетающее в себе совокупность деятельностных древнерусских глаголов, отражающих различные виды помощи, любви, сострадания и милосердия.

Новый термин «благотворительность» прочно вошел в активную лексику, легко экстраполировался в более ранние периоды истории развития отечественных форм помощи. Однако он не вытеснил термин «призрение». Эти два понятия, как и обозначающиеся ими виды помощи, развивались параллельно. Кроме того, в период развития капитализма в России появился еще термин: «общественное призрение». Общественное призрение – это постоянно действующая, оформленная законодательно система государственных, частных и общественных благотворительных инициатив.

Необходимо различать понятия «меценатство», «благотворительность», «призрение» и «общественное призрение». В основе их лежит родовое понятие «помощь», но каждый из терминов имеет свои узкие нюансы. Так, меценатство – это благотворительная помощь в области культуры, искусства, реже – науки. (Maecenas – имя соратника и советника римского императора Августа Мецената Гая Цильниса, прославившегося пирами и угощениями для людей искусства. Имя Мецената как покровителя искусств стало нарицательным).

Благотворительность означает частную, то есть несистематическую, субъективную, негосударственную помощь; призрение подразумевает прежде всего помощь конфессиональную; общественное призрение (понятие, характерное для XIX в.) – это постоянно действующая, оформленная законодательно система государственных, частных и общественных благотворительных инициатив. Принято различать открытую и закрытую системы призрения.

Открытая система призрения – нерегламентированная, несистематическая, хаотичная помощь нуждающимся, в основе которой лежат какие-то личные мотивы помогающего субъекта. Открытая система призрения сродни примитивной милостыне.

Помогающий субъект – тот, кто оказывает помощь (государство, общественная организация, частное лицо, зарубежная благотворительная структура и т. д.).

Закрытая система призрения (помощи) – это совокупность специализированных государственных, частных и общественных заведений, оказывающих помощь постоянно (приюты, богадельни, больницы, инвалидные и работные дома). Их деятельность, как правило, регламентирована законом и уставами. Общественное призрение в условиях Российской империи тождественно государственному.

В советский период понятия «призрение» и «общественное призрение» были осуждены как термины, унижающие человеческое достоинство, и изъяты из активной лексики и толковых словарей современного русского языка. Однако понятие «благотворительность» не только осталось, но после событий 1991 г. вновь стало неотъемлемой частью социальной политики.

В трудах ученых, в первую очередь Российского государственного социального университета, понятие уточняется с позиций современных реалий исторических и социальных наук. В законах о благотворительной деятельности и в словарях по социальной работе также дается свое толкование этой дефиниции.

В целом в России в системе социальной политики сегодня широко используются такие понятия, как «социальная работа», «благотворительность», «социальное обеспечение», «социальная защита», «социальная поддержка», «социальная помощь» (см. Глоссарий). Постепенно в процессе эволюции социальной помощи развилось понятие «социальные технологии», с помощью которого классифицируются все существующие ныне формы и виды помощи, в том числе в рамках современной социальной работы.

Технология (от греч. Techne – искусство, мастерство, умение + logos – учение) – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Профессор Е. И. Холостова считает, что социальные технологии могут быть рассмотрены как «совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата. Социальная технология – важнейший элемент механизма управления. Технологии социального обслуживания, будучи элементом системы социального действия, также имеют не только функционально-исполнительскую, но и управленческую природу».

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Исходя из понимания социальной работы как особого вида профессиональной деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность предметов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, слоев и групп населения.

Проблемы методологии исторического исследования

Современное состояние исторической науки позволило расширить научно-исследовательский арсенал за счет изучения междисциплинарных подходов: системного, структурно-функционального, формационного, цивилизационного, социокультурного и других. Важным представляется использование системного подхода к историческому исследованию. С точки зрения системного подхода рассматривалась вся история становления отечественной и зарубежной помощи нуждающимся на протяжении всего периода ее развития, понимаемая как элемент системы более высокого государственно-управленческого порядка. В контексте данного подхода социальная система исследуется как сложноорганизованная, развивающаяся и потому открытая. На нее оказывают влияние множество факторов: природный, демографический, экономический, политический, религиозный, национальный и др. Исходным в данном случае будет понимание того, что формирование и развитие социальных систем происходит в процессе адаптации к природной или общественной окружающей среде.

Однако поскольку в обществе действуют сознательные существа, способные к целенаправленной деятельности, постольку с возникновением человека его ближайшая окружающая среда организуется в зависимости от целей, поставленных им самим. Таким образом, человек адаптируется не только к существующей, но и к созданной им природной и социальной среде.

Традиция рассмотрения общества в широком смысле слова как определенной целостности идет еще из древности, однако представления о ее основаниях менялись в течение времени вследствие изменяющихся знаний о государстве, его законах, обычаях и нормах поведения его граждан, нравственный аспект которых был преимущественно объектом этики.

В рамках исторического исследования до́лжно рассматривать человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов, которые не изолированы, а тесно связаны и постоянно взаимодействуют между собой, в силу чего и общество выступает как единая сложноорганизованная система.

Новая система возникает на базе большого числа комбинаций. В иерархической системе их количество значительно возрастает. Это играет значительную роль в процессе образования сложных систем и их эволюции, характеризующихся, прежде всего, изменениями и динамикой социальных структур.

Понятие «социальная структура» используется в широком и в узком смысле. В широком смысле говорят о структуре социума как совокупности устойчивых связей между функциональными основными сферами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой и др. Все они упорядочены под воздействием совокупности институтов и форм социальной организации и деятельности. В узком смысле термин «социальная структура» употребляется для обозначения деления общества на различные социальные группы. Особое место в анализе общества как единой, целостной системы отводится такому понятию, как социальный институт. Социальные институты возникают как формы интеракции людей ради удовлетворения той или иной социальной потребности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История социальной работы. Учебник"

Книги похожие на "История социальной работы. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник"

Отзывы читателей о книге "История социальной работы. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.