» » » Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник


Авторские права

Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентКвант Медиа9593aed6-3f71-11e6-9ba0-0cc47a1952f2, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник
Рейтинг:
Название:
История социальной работы. Учебник
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-7139-0844-7, 978-5-7139-1251-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История социальной работы. Учебник"

Описание и краткое содержание "История социальной работы. Учебник" читать бесплатно онлайн.



В учебнике излагается история становления, развития и модернизации различных видов помощи населению. Формируется системное представление об особенностях социальной работы в России и в мире. Исследован генезис государственных и негосударственных форм защиты различных категорий нуждающихся, выявлены и обоснованы исторические тенденции и формационные особенности развития социальной работы

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки «Социальная работа»

Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей.






Понятие «социальная структура» используется в широком и в узком смысле. В широком смысле говорят о структуре социума как совокупности устойчивых связей между функциональными основными сферами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой и др. Все они упорядочены под воздействием совокупности институтов и форм социальной организации и деятельности. В узком смысле термин «социальная структура» употребляется для обозначения деления общества на различные социальные группы. Особое место в анализе общества как единой, целостной системы отводится такому понятию, как социальный институт. Социальные институты возникают как формы интеракции людей ради удовлетворения той или иной социальной потребности.

Одна из функций институтов – это стабилизация деятельности людей, обеспечение более или менее предсказуемого образа их поведения. Возникновение и становление институтов носит также динамический характер, от которого в значительной степени зависит прогресс общества.

Согласно структурно-функциональному подходу к изучению социальных систем, одним из выразителей которого является Толкотт Парсонс (1902–1979), прогресс в обществе сопровождался разделением функций прежних институтов и возникновением новых со своими специфическими функциями, что в конечном итоге способствует более эффективному функционированию общества в целом. Существующие в современном обществе институты семьи, экономики, политики, права, морали, религии, здравоохранения, образования и так далее сформировались не сразу, а в течение длительного времени в результате тесного взаимодействия в ходе исторического развития. В итоге социальная система приобрела более сложную структуру, где основные институты начали функционировать самостоятельно, но согласованно в интересах развития всего общества. Этот процесс активно продолжается.

С позиций формационного подхода (Карл Маркс, 1818–1883, Фридрих Энгельс, 1820–1895), который называется также марксистским, процесс развития общества рассматривается, прежде всего, с точки зрения изменения способов производства материальных благ. Ключевыми концепциями марксизма являются такие понятия, как диалектика общественно-исторического процесса, классовая борьба и революция. Эти обстоятельства также серьезнейшим образом повлияли на развитие различных форм помощи в дореволюционной императорской России, поскольку этот процесс шел вслед за рождающимися новыми потребностями общества и его членов. Источником социокультурной динамики является самовозрастание человеческих потребностей, а механизм их изменения виден в противоречиях, возникающих между производительными силами и производственными отношениями.

Однако с высоты современных научных реалий становится очевидным, что марксизм представляет собой детерминистскую теорию (детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений), в которой практически не остается места для проявления личности индивидов. Ошибочно придавать экономике столь большое значение и не учитывать влияния других структур. Особый акцент на конфликт умаляет значение социального порядка, который присущ большинству обществ. Классовый подход к анализу общественных явлений положил в качестве интересов социального субъекта не идеальные мотивы, а материальные интересы исторического класса как носителя этих интересов, что сегодня не является непререкаемой истиной.

Существенным подспорьем в понимании генезиса отечественной социальной работы является осмысление и использование эволюционного подхода.

Теория всеобщей эволюции была впервые сформулирована Гербертом Спенсером (1820–1903) в 1856 г., за несколько лет до Чарльза Роберта Дарвина (1809–1882), и базируется на естественно-научных идеях своего времени.

Герберт Спенсер утверждал, что «происходящие повсюду явления представляют собой части общего прогресса эволюции». Все явления: физические, биологические, общественные и психические – имеют одни и те же законы развития и движущие силы. Все на свете сводится к движению, перераспределению частичек материи, повсюду наблюдается переход от неопределенного – простого к определенному – сложному состоянию в распределении вещества. И движение сопряжено с уплотнением вещества и потерей движения. Эти механистические идеи Герберт Спенсер соединил с натурализмом, согласно которому все явления, происходящие в мире, являются частями единой природы и, следовательно, подчиняются ее законам. Общественные, культурные, психические явления не составляют никакого исключения и могут быть объяснены на основе законов интеграции и дезинтеграции, рассеяния и поглощения. На основании этого он сделал вывод, что существует только одна эволюция, совершаемая одинаковым образом повсюду.

Важными для понимания дореволюционной теории общественной помощи в различных ее проявлениях являются труды об эволюции, написанные Чарльзом Дарвиным, составившие основу теории эволюции органического мира. Основные его идеи были изложены в работе «Происхождение видов путем естественного отбора». Ученый пришел к выводу, что посредством естественного отбора выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные к существующим условиям особи данного вида. Дарвин полагал, что в простых жизненных условиях высокий уровень организации вследствие большой уязвимости сложноорганизованных существ вреден. Поэтому на земле всегда одновременно существуют и сложные, высокоорганизованные виды и формы, и виды, сохраняющие простое строение.

Указанные идеи были привнесены в социальную жизнь и трансформировались в популярное в XIX в. учение – мальтузианство. Хотя родоначальник теории английский экономист Томас Мальтус (1766–1834) говорил только как об историческом факте, что положение трудящихся определяется «естественным законом народонаселения», его последователи в конце XIX столетия с учетом популярных взглядов Чарльза Дарвина стали говорить о том, что «слабым» членам сообщества, неспособным к самообеспечению, незачем помогать. Надо им дать возможность поскорее свести счеты с жизнью и направлять благотворительные средства только на поддержку «перспективных» членов общества. Эти мысли актуальны и пропагандируются в среде некоторых современных политических деятелей.

Крушение социалистической системы общества значительно поколебало незыблемость деления общественного развития человечества по формационному признаку. Именно вследствие этого, на наш взгляд, все более популярным в деидеологизированном постсоветском пространстве становятся цивилизационный подход к осмыслению действительности (Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694–1778); Арнольд Джозеф Тойнби (1889–1975) и др.

Цивилизационный подход предполагает изучение истории российского общества во взаимодействии с историческими событиями в странах мира или группах стран, составляющих конкретные цивилизации. В методологическую основу подхода положено изучение истории по цивилизациям вместо формаций. Главенствующее в подходе – отражение жизни, быта, культуры человека во взаимосвязи с государственным, экономическим, политическим устройством общества. Новый подход еще длительное время будет переживать время поиска, поскольку вопросы цивилизаций в отечественной исторической науке мало рассматривались.

Реализация цивилизационного подхода позволяет определить историческое место России в мировом человеческом сообществе, понять особенности ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом разных народов; дать цельное представление об историческом пути страны во всей его сложности, о причинах трудностей цивилизационного плана в ее развитии при колоссальном человеческом и природном потенциале; высветить альтернативы общественного развития на разных этапах истории, раскрыть коллизии борьбы вокруг исторического выбора и причины победы определенных сил в тот или иной момент истории.

В основу цивилизационного подхода могут быть положены следующие постулаты: полный или частичный отказ от классово-формационного подхода в оценке исторического процесса; в определении сущности, содержательных и хронологических рамок российской цивилизации и ее составных, выделение общего и особенного в сравнении с другими цивилизациями; показ влияния стран Запада и Востока на формирование российского образа жизни, а также влияния российских ценностей на другие цивилизации; использование сравнительных данных Запада и Востока в изучении истории России; выдвижение на первые места в истории России жизни и быта человека, его духовности, культуры производства и отношений. Свое развитие подход получил в трудах выдающегося российского ученого Л. Н. Гумилева (сына Анны Ахматовой и Николая Гумилева). В частности, несомненный интерес в рамках нашего курса представляет его концепция пассионарности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История социальной работы. Учебник"

Книги похожие на "История социальной работы. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник"

Отзывы читателей о книге "История социальной работы. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.