» » » Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник


Авторские права

Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентКвант Медиа9593aed6-3f71-11e6-9ba0-0cc47a1952f2, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник
Рейтинг:
Название:
История социальной работы. Учебник
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-7139-0844-7, 978-5-7139-1251-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История социальной работы. Учебник"

Описание и краткое содержание "История социальной работы. Учебник" читать бесплатно онлайн.



В учебнике излагается история становления, развития и модернизации различных видов помощи населению. Формируется системное представление об особенностях социальной работы в России и в мире. Исследован генезис государственных и негосударственных форм защиты различных категорий нуждающихся, выявлены и обоснованы исторические тенденции и формационные особенности развития социальной работы

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения по направлению подготовки «Социальная работа»

Предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей.






Синергетический подход (Герман Хакен, написал в 1980 г. труд «Синергетика») позволил осмыслить одновременное существование в исторической реальности многих форм вспомоществования, их взаимодействие, взаимовлияние и сделать вывод, что результатом этого взаимодействия является возникновение новых способов социальной поддержки.

Широко используется также в историческом исследовании герменевтический подход (Фридрих Эрнст Даниель Шлейермахер (1772–1829); Вильгельм Дильтей (1833–1911); Мартин Хайдеггер (1889–1976).

В последнее время все чаще принимается во внимание и институциональный подход. Под институционализацией чаще всего понимается процесс, а также результат процесса, в котором социальные действия становятся упорядоченными в своих устойчивых социально-структурных особенностях.

Подводя итоги сказанному, можно утверждать, что в современном историческом исследовании чаще всего учитываются в совокупности различные методологические подходы, а именно: системный, структурно-функциональный, эволюционный, цивилизационный, синергетический, герменевтический, институциональный.

При изучении исторических процессов необходимо внимательно подойти к выбору методов исследования. В данном случае мы будем исходить из понимания, что метод есть система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления; путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике.

При изучении курса «История социальной работы» в основе методологической концепции уместно использовать диахронический метод изучения фактов в их историческом развитии, применяемый в связи с синхроническим методом.

Широко используется метод последовательно-текстуального изучения источников как один из методов изучения исторической литературы. Суть его состоит в выделении основополагающих идей и положений и анализе фактов, событий, личностей, соотнесении идей и положений источников с событиями, преобразованиями в жизни нашего общества, то есть налицо попытка использования исторического опыта России в наше время.

В целом среди методов научного исследования наиболее активно использовались следующие: диалектический, синхронный, диахронный, логический, исторический, источниковедческий, структурно-системный, ретроспективный, персонификации, экстраполяции понятий и другие. Использование указанных научных методов позволило систематизировать источники по их направленности и времени проявления, предложить подходы к периодизации историографической мысли.

Важной методологической составляющей изучения курса истории социальной работы является историография проблемы.

Историография

В отечественной и зарубежной историографии накоплен огромный источниковый материал, отражающий состояние социальной работы в различные исторические эпохи. Среди зарубежных трудов по организации социальной помощи в контексте государственного благосостоянии следует выделить имена таких крупных мыслителей XVIII–XIX вв., как Вильгельм Гумбольдт (1767–1853), Роберт Оуэн (1771–1858), Карл Маркс (1818–1883), Макс Вебер (1864–1920).

Среди работ, в которых непосредственно отражаются проблемы организации социальной помощи и борьбы с различными социальными патологиями, следует отметить труд французского ученого XIX в. д'Оссонвилля «Нужда, порок и благотворительность» (1889), работы немецкого ученого Э. Мюнстерберга (например, «Призрение бедных: руководство к практической деятельности», 1900), труд В. Рошера «Система призрения бедных и мероприятия против бедности» (1895), Ломброзо Ч., Ферреро Д. «Женская проституция. Врожденные и случайные проститутки. Их свойства, нравы и привычки» (1915) и др.

Становление научного этапа развития зарубежной социальной работы связывают с трудами американки Мэри Ричмонд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях» и «Социальные диагнозы», вышедшие в свет на рубеже XIX–XX вв.

Значительный пласт проблем в историографии современной науки о помощи связан с источниковедением. На сегодняшний день отечественное источниковедение социальной помощи делает свои первые шаги. Основная задача – собрать все источники по общественной благотворительности, общественному призрению XIX и XX вв. Необходимо выяснить, что сделано предшествующими поколениями ученых в этой области.

В XIX в. к проблемам источниковедения общественного призрения одним из первых обратился В. Межов. Он предложил тематические разделы и систематизацию материалов по проблемам общественного призрения, важнейшими среди которых были общие отечественные и зарубежные работы, а также работы, относящиеся к истории, практике, законодательству, отдельным видам социальных патологий и т. д. Однако его систематизация была связана с теми источниками, которые выходили во второй половине XIX столетия, практически в ней не отражены источники более раннего периода.

Важной проблемой является систематизация имеющихся источников на основе их критического осмысления. Наиболее разработанные подходы к истории социальной помощи в России принадлежат отечественным ученым XIX – рубежа XX вв.: А. Стогу, Е. Максимову, М. Соколовскому, В. Бензину и ряду других исследователей. Однако их исторические реконструкции процесса основаны на работах В. Н. Татищева, С. М. Соловьева, Н. М. Карамзина без учета их видения истории России. Отсюда первоисточником для них явились не летописи и исторические списки, а работы указанных историков. По мнению М. Н. Тихомирова, «История Российская» В. Н. Татищева не является источником, которому можно верить без оглядки, это же относится и к работам Н. М. Карамзина.

Сложность, с которой столкнулись ученые на рубеже веков, состояла в том, что, с одной стороны, новое знание, тем более историческое, невозможно создавать без учета авторитета, с другой – необходимо было осмыслить сам процесс в его исторической перспективе, а не только следуя логике современных тенденций и проблем. Отсюда противоречивость в выборе источников. Для исследования древних этапов общественной помощи использовались труды историков, которые не рассматривали вопросы социальной помощи в качестве самостоятельного объекта исторической науки. В то же время применительно к проблемам XIX в. использовались документы, статистические сведения, архивы.

Это относится и к использованию фондов советского периода, когда объективную информацию о состоянии социального обеспечения невозможно было получить из официальных статистических источников. Для этого необходимо анализировать и тщательно сопоставлять различные источники.

Для исследователей истории общественной помощи противоречие сегодняшнего дня состоит в том, что существует потребность представить процесс помощи в его исторической логике и своеобразии, но, в то же время, каждый этап выделенного процесса требует специализации, своего источниковедения, разработанной системы библиографии.

В начале XX в., когда практика общественного призрения была расширена, появилась потребность осмысления и систематизации накопленного опыта и публикаций. В этот период изданы «Систематический каталог», указатели журналов, посвященные систематизации материалов по общественной помощи. На рубеже XIX и XX вв. дело, начатое В. Межовым, продолжают Т. Ефремов, Н. Лучинский, А. Селиванов и другие.

Однако во второй четверти XX в. вопросы источниковедения общественной помощи были практически сведены к проблемам государственного призрения, а предшествующий опыт не только не изучался, но и не рассматривался даже в критическом плане.

Начало социальной работы в России уместно связывать с событиями 1991 г. XX в., когда 23 апреля 1991 г. в квалификационный перечень специальностей Советского Союза была введена специальность «социальный работник». 25 ноября 1991 г. в России было создано под руководством ректора-организатора, доктора исторических наук, профессора, а ныне академика РАН Василия Ивановича Жукова первое высшее учебное заведение по подготовке специалистов для социальной сферы – Российский государственный социальный институт (ныне Российский государственный социальный университет).

С этого времени начались системные изыскания в области становления социальной помощи в России и за рубежом.

В настоящее время систематизацией источников и библиографией по вопросам социальной помощи занимаются такие отечественные ученые, как Л. Бадя, Н. Ефимова, К. Кузьмин, В. Степанов.

Суть подхода К. В. Кузьмина в том, что до появления соответствующего названия история социальной работы развивалась и в рамках собственно социальной истории, и в ключе изучения истории социальных явлений (благотворительности, меценатства, беспризорности, профилактической медицины и т. п.). Предложенный им историографический обзор исследований, посвященных отдельным проблемам истории социальной работы XX в., представляет собой попытку автора дать характеристику научных работ по социальной проблематике, вышедших в последние годы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История социальной работы. Учебник"

Книги похожие на "История социальной работы. Учебник" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История социальной работы. Учебник"

Отзывы читателей о книге "История социальной работы. Учебник", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.