» » » Лариса Давлетшина - Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект


Авторские права

Лариса Давлетшина - Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект

Здесь можно купить и скачать "Лариса Давлетшина - Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лариса Давлетшина - Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект
Рейтинг:
Название:
Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9907453-4-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект"

Описание и краткое содержание "Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект" читать бесплатно онлайн.



Данная монография является логическим продолжением серии публикаций авторов в области экологического образования младших школьников («Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников», «Формирование экологической культуры младших школьников»).

В монографии рассматривается проблема формирования экологической культуры младших школьников с духовно-нравственной точки зрения: раскрывается содержание понятий «экологическое образование», «экологическая культура», «духовность», «нравственность»; уточняется понятие «экологическая культура младшего школьника». Авторами предложена модель, раскрываются педагогические условия и даны конкретные рекомендации по реализации процесса формирования экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте.

В приложение включены диагностические методики и карта оценивания уровня сформированности экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте, авторская программа «Жизнь как чудо».

Пособие предназначено для студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования, учителей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных в повышении экологической культуры младших школьников.






В работах С. Н. Глазачева и А. В. Гагарина [33, c. 17] утверждается, что необходимо преодолеть поверхностное понимание сущности «экологической культуры», рассмотрев ее не только и не столько, как наличное, актуальное свойство личности, а как феномен, становящийся и развивающийся, как некий идеал, вершину личностного роста в современных экологических условиях.

Сущностные признаки понятия «экологическая культура личности» представлены в табл. 1.


Таблица 1

Сущностные признаки понятия «экологическая культура личности




Резюмируя определения понятия «экологическая культура личности», представленные в различных исследованиях, подчеркнем, что в большинстве случаев доминирует две составляющих: когнитивная и духовно-нравственная. Когнитивная составляющая соединяет в себе определенный запас знаний основных законов природы, навыков, убеждений, научного экологического мировоззрения и способность человека пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Важным в духовно-нравственной составляющей выступают ценности экологической этики, передача знаний, технологий и опыта одним поколением другому в виде нравственных императивов.

В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения тех авторов, которые рассматривают экологическую культуру личности в качестве ее интегративной характеристики и важнейшего личностного свойства, которое характеризует особенности экологического сознания, поведения и деятельности человека во взаимодействии с природой.

Определяя структуру экологической культуры личности, обратимся к представлениям, имеющимся в научной литературе. По мнению Л. П. Печко, экологическая культура личности включает: культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе; культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой экологической деятельности; культуру духовного общения с природой [107, с. 54].

С. А. Степанов считает важной составляющей экологической культуры формирование чувства гармонии человека и природы, которое достигается в оптимальном сочетании рационального и иррационального в индивидууме, а именно – усвоение мировоззренческой парадигмы устойчивого развития – удовлетворение потребностей нынешнего поколения людей осуществляется без ущерба для будущих поколений, а также в эмоциональном восприятии красоты природы [130, с. 33].

В структуре экологической культуры личности можно выделить следующие компоненты: мотивационный, аксиологический, гностический, этический, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой. Выделенные компоненты свидетельствуют о том, что экологическая культура является интегративным качеством и важнейшим свойством личности, отражающим ее психологическую, теоретическую и практическую готовность ответственно относиться к окружающей среде [66, с. 17].

В концепции Н. Ф. Винокуровой и В. В. Николиной основными компонентами экологической культуры являются когнитивный (экологически значимые знания, от восприятия к их пониманию, осознанию и использованию); аксиологический (экологические ценности, переживания, эмоциональный резонанс); нормативный (этические нормы, правила, экологические традиции); творческо-деятельностный (опыт созидательной, проективной эколого-оправданной деятельности); поведенческий (природосообразные поступки в отношении природы) [2, с. 10].

Исследователь Р. И. Пазова [102, с. 121] выделяет среди структурных компонентов ценностный, личностный, деятельностный. Ценностный – потому что она включает в себя целую систему ценностей-регуляторов (экологических знаний, экологических идеалов, понятий, представлений, норм, правил). Деятельностный компонент предполагает наличие цели, инструментария экологической деятельности, проявлений активности, уровня самореализации в ней, критериев и результатов оценки. Личностный компонент предполагает совокупность позитивных отношений человека к экологическим фактам, явлениям, процессам; личностные модели экологического поведения; потребность в экологическом образовании и интерес к нему, то есть эмоциональное отношение к природе, стремление к природоохранной работе.

Многие исследователи указывают, что формирование экологической культуры личности происходит постепенно. Определяя этапы, авторы выстраивают их по принципу иерархичности, то есть предшествующий является подготовительным по отношению к последующему. Так Н. Н. Валуева [22] при формировании экологической культуры выделяет три этапа:

I этап – мотивационный, цель которого – создание у учащихся мотивации к приобретению экологических знаний, умений, экологической и природоохранной деятельности посредством массовых праздников, игр, викторин, конкурсов, экскурсий, походов экологической направленности, деловых, ролевых, имитационных игр.

II этап – познавательный, цель которого – развитие познавательной активности и самостоятельности учащегося по получению новых эколого-биологических сведений и представлений об экологических проблемах, охране природы через создание исследовательских лабораторий, научных обществ и т. д.

III этап – деятельностный, цель которого – овладение умениями и навыками поведения в природе на основе имеющихся знаний при уходе, практическом изучении и охране природных объектов и экосистем. Далее учащийся переходит на высший уровень самостоятельности, когда его интерес становится творческим, возникает потребность изучать экологические вопросы посредством серьезной исследовательской деятельности.

По мнению В. Б. Калинина, важны те подходы, которые будут использоваться при формировании экологической культуры: субъект-субъектный подход (основанный на приоритете учителя и предполагающий равноправное взаимодействие ученика и преподавателя в процессе достижения образовательных целей); интерактивный подход (ориентированный на свободу ученика, решающего образовательную задачу, на обратную связь в системе преподаватель – ученик, на непрерывное общение преподавателя с учениками и оптимизацию образовательной среды); холистический подход (имеет аспект, особенно важный для экологического образования. В силу исторических причин, в нашей стране большее распространение получили методы, направленные на развитие именно левого полушария. Поэтому педагогам важно иметь в активе методы, направленные на развитие образного мышления и в целом правополушарного типа деятельности); фасилитационный подход (создание на занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи на основе сотрудничества преподавателя с учениками, принятия и постоянной поддержки учеников, вере в их способности, взаимоуважении и доверии) [65, с. 6].

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, содержание экологического образования в основной образовательной программе представлено экологической составляющей рабочих программ базовых учебных предметов, вариативным урочным компонентом, внеурочной деятельностью, внеклассными мероприятиями. Целостно содержание экологического образования представлено в школьной Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, которая включена в структуру основной образовательной программы основного общего образования. Это комплексная программа формирования представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды, знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка [10, с. 76]. В соответствии со стандартом, среди направлений данной программы можно выделить: развитие у обучающихся экологического сознания, самоопределение в ценностно-смысловых установках устойчивого развития, развитие у обучающихся опыта системного применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях, способности к рефлексии и оценке своей экологической культуры и экологической культуры окружающих людей [155, с. 15].

По мнению С. Н. Глазачева и О. С. Анисимова, в современных социокультурных условиях актуализируется проблема экологической культуры как культуры нового качества, в которой реализуются сущностные силы человека, его духовно-нравственный потенциал, гармонизирующий отношение духа, сознания и бытия человека» [6, с. 6].

Формирование экологической культуры подрастающего поколения невозможно без формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Трудно представить, какой смысл можно вложить в слова «любовь к окружающей среде», потому что не может быть одинаковых чувств к безликой «окружающей среде» и к чувственно-конкретной природе [147, с. 46]. Именно поэтому целесообразно формирование экологической культуры личности с позиций духовности и нравственности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект"

Книги похожие на "Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лариса Давлетшина

Лариса Давлетшина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лариса Давлетшина - Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект"

Отзывы читателей о книге "Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.