» » » Лариса Давлетшина - Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект


Авторские права

Лариса Давлетшина - Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект

Здесь можно купить и скачать "Лариса Давлетшина - Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентПрометей86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лариса Давлетшина - Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект
Рейтинг:
Название:
Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-9907453-4-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект"

Описание и краткое содержание "Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект" читать бесплатно онлайн.



Данная монография является логическим продолжением серии публикаций авторов в области экологического образования младших школьников («Духовно-нравственные основы экологического образования младших школьников», «Формирование экологической культуры младших школьников»).

В монографии рассматривается проблема формирования экологической культуры младших школьников с духовно-нравственной точки зрения: раскрывается содержание понятий «экологическое образование», «экологическая культура», «духовность», «нравственность»; уточняется понятие «экологическая культура младшего школьника». Авторами предложена модель, раскрываются педагогические условия и даны конкретные рекомендации по реализации процесса формирования экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте.

В приложение включены диагностические методики и карта оценивания уровня сформированности экологической культуры младших школьников в духовно-нравственном аспекте, авторская программа «Жизнь как чудо».

Пособие предназначено для студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования, учителей общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования и всех заинтересованных в повышении экологической культуры младших школьников.






Таблица 3

Понятие «нравственность»: сравнительный аспект



Анализируя понятие «нравственность» различных философов, культурологов, педагогов, можно отметить, что, в первую очередь, они указывают на личностные потребности в процессе формирования нравственных представлений, раскрывающих внутренний мир индивида. Так, психолог Б. С. Братусь утверждает, что в основе нравственного сознания, управляющего нашим поведением, лежит «мотив-стимул». С точки зрения ученого, нравственное сознание «неотделимо от нравственного переживания и нравственных чувств», заставляющих человека задуматься над производимыми им действиями; «повиноваться» своим нравственным мотивам или иногда поступать вопреки желаемому, если это противоречит его моральным принципам [20, с. 31].

Б. Л. Вульфсон подтверждает, что основой нравственного воспитания должно стать гуманистическое мировоззрение, вбирающее в себя высшие ценности всего рода человеческого [27, с. 3]. В исследовании М. В. Емельяновой нравственное воспитание как ведущий аспект целостного воспитательного процесса предопределяет задачи и содержание экологического воспитания, ибо отношение человека к природе, к окружающей его природной среде выступает, особенно в современном мире, нравственной ценностью [50, с. 337].

Нельзя не согласиться с мнением, что одним из важных факторов развития нравственности является развитие образно-символического мышления, которое представляет собой деятельность особой структуры, имеющую специфические закономерности функционирования. Человек конструирует образ мира благодаря активной деятельности, осуществление которой происходит на уровне знаков и уровне символов. За знаками стоят значения, за символами – смыслы. Символ – это тоже знак, который кроме подлинного значения, содержит в себе также индивидуальное отношение человека к знанию. Способствуя одухотворению мира, образно-символическое мышление позволяет обнаруживать в объектах окружающей действительности помимо «чистого значения» нечто иное, нечто большее – смысл. При таком подходе белка – не только небольшой лесной зверек, грызун или символ пушного зверя, но и символ всего живого на земле, что требует от человека защиты и бережливого отношения, символ трудолюбия, красоты, грациозности, легкости [111, с. 261].

По мнению А. И. Субетто, сама нравственность эволюционирует с категорией Добра. В XXI в. «Добро» приобретает экологическое, ноосферное измерение. «Добром» является то, что обеспечивает продолжение жизни не только отдельного человека, семьи, народа, общества, но и человечества, и всей Природы [133, с. 15].

Таким образом, духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется нами как социокультурный феномен, свойственный человеку, группе людей, обществу в целом, основанный на внутренней свободе личности, проявившийся в высоких нравственных, эстетических, интеллектуальных и религиозных ориентациях и обостренном восприятии всего окружающего. Нравственность рассматривается как совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу, истоки которых лежат в благоговении перед любым проявлением жизни. В сочетании они составляют основу духовно-нравственной личности, у которой сформированы соответствующие чувства, сознание, убеждения, поведение, позиция и культура.

В научных публикациях, в которых затрагиваются вопросы духовности, подчеркивается взаимосвязь духовности и нравственности, так как без нравственных показателей личности немыслимо развитие у нее духовных начал. В связи с этим в последнее время многие исследователи проводят взаимосвязь между понятиями «нравственность» и «духовность» через категорию «духовно-нравственное воспитание». Подтверждением сказанного служат работы Т. И. Петраковой, А. И. Соловцова, теолога Е. В. Шестуна (игумена Георгия), по мнению которых, проявление нравственности как любви к Богу, к ближним, самому себе характеризует уровень духовности человека. Подобной точки зрения придерживаются и ученые Т. И. Власова, Т. В. Емельянова, Е. И. Исаев, Н. Н. Никитина, В. И. Слободчиков, В. Н. Шердаков, относя нравственность к одному «из измерений духовности человека».

Необходимо подчеркнуть, что существует несколько подходов в осмыслении духовно-нравственного воспитания.

Так, представители первой точки зрения (И. А. Колесникова, С. И. Маслов) подразделяют его на «воспитание нравственности и восхождение к духовности», подразумевая тем самым, что основу духовно-нравственного воспитания составляют нравственные идеалы и ценности, через приобщение к которым человек и достигает вершин духовности [68, с. 32].

Последователи второго подхода (Т. И. Власова, О. Н. Лушникова, Н. Н. Никитина, Т. И. Петракова, Т. Г. Феоктистова, Н. П. Шитякова), делают акцент на единстве духовного и нравственного, утверждая, что термин «духовно-нравственное воспитание» имеет право на свое существование. Авторы трактуют его как «целенаправленное создание условий для становления духовно-нравственной сферы личности» [106].

Неразрывность духовности и нравственности подчеркивается в определении Б. З. Вульфова и В. Д. Иванова. Ученые трактуют духовное как активную нравственную позицию, высокие потребности и адекватные способы их удовлетворения, человеческое достоинство, интеллигентность, совестливость, а духовность как вершину социальности, стержень преемственности поколений [26].

По мнению О. Н. Лушниковой, духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс, направленный на усвоение учащимися нравственных норм и правил, развитие духовных, нравственных качеств, формирование высоконравственного сознания и убеждения, чувства нравственного и умственного превосходства, чистоты, выработку навыков, привычек и умений нравственного поведения. Основной целью этого процесса является переход на уровень нравственного саморазвития и самосовершенствования личности [80, с. 108].

Большинство ученых полагают, что в качестве главного объекта духовно-нравственного воспитания выступает сердце ребенка. Поэтому основной задачей педагога является научить воспитанников любить. Содержание духовно-нравственного воспитания, как принято считать, отражает суть человеческого бытия, отношение индивида к окружающей его среде, культуре и природе. Однако имеется и другой взгляд на эту проблему. Так, Н. Н. Никитина считает, что содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия: опыт переживания высоких духовных состояний; опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека; опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем; опыт разрешения нравственных проблем; опыт содержательного, духовного общения; опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в духовно-практической деятельности [94].

В. И. Мурашов и В. Д. Шадриков отмечают, что в центре духовного воспитания находятся «универсальные способности человеческого духа» такие, как сознание, эмоциональные чувства, воля [90, с. 48].

А. А. Коростелева в статье «Перспективы развития духовно-нравственного образования» утверждает, что философия воспитания могла бы стать той методологической основой, которая бы позволила определить перспективы развития духовно-нравственного образования, обосновав не только значимые аспекты его разработки, но и те установки, закономерности и перспективы личностного развития, которые бы могли стать основой духовно-нравственного взросления и становления человека в нашем обществе [71, с. 14].

В трудах Б. Т. Лихачева указывается главная задача современной школы – «формировать экологически чистую личность, которая в своем мышлении, поведении будет исходить из общечеловеческих империалов любви и счастья, веры и надежды, истины и добра, красоты и свободы, чести и достоинства, справедливости и милосердия, взаимопомощи и сострадания». Рассматривая нравственность как сложное социально-психологическое образование, состояние духа, детерминирующее «поведение человека изнутри, из души, из совести», автор подчеркивает неразрывную связь нравственного и духовного в человеке [76, с. 78].

В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится важнейшим приоритетом государственной образовательной политики и составляет основу федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России призвана решать задачи духовно-нравственной консолидации российского общества [69; 112]. Авторами образовательных стандартов второго поколения подчеркивается, что современный воспитательный идеал – это высоконравственный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа» [45, с. 11].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект"

Книги похожие на "Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лариса Давлетшина

Лариса Давлетшина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лариса Давлетшина - Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект"

Отзывы читателей о книге "Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.