» » » А. Гапоненко - Материальные памятники русской культуры в странах Балтии


Авторские права

А. Гапоненко - Материальные памятники русской культуры в странах Балтии

Здесь можно скачать бесплатно "А. Гапоненко - Материальные памятники русской культуры в странах Балтии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство Литагент «PKS»1084ebb5-0640-11e6-935d-0cc47a545a1e. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Материальные памятники русской культуры в странах Балтии
Издательство:
Литагент «PKS»1084ebb5-0640-11e6-935d-0cc47a545a1e
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии"

Описание и краткое содержание "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии" читать бесплатно онлайн.



Огромное количество объектов и предметов русской материальной культуры на восточных берегах Балтики свидетельствуют о том, что русские всегда были, есть и будут оставаться неотъемлемой частью коренного населения края. Многие древние памятники русской материальной культуры и по сию пору выполняют свои социальные функции – создают условия для непрерывного этнического воспроизводства русских. При этом следует учитывать, что русские на берегах Балтики хранят свою национальную идентичность и не являются какой-либо особой местной разновидностью – балтороссами или балторусскими – даже при условии исторического опыта, несколько отличающегося от опыта русских в самой России.






Храмы

Храмы – самые ценные для староверов памятники наследия. Это не только памятники культурного, материального и недвижимого, наследия. Храмы – если он действующие – являются религиозными центрами местных общин и основными местами проведения богослужений. Поэтому староверческие храмы, особенно сельские, в основном скромные деревянные, – такие, какими их хотят сохранит общины – часто имеют мало чего общего с ценностями (эстетическая и денежная ценность, редкость), о которых заботятся чиновники по ведомству наследия или государственные учреждения. Хотя целью общин является то же, что и вышеупомянутых, – увековечить прошлое, их прежде всего заботит соответствие храма его основному богослужебному предназначению в прошлом и настоящем, а также община верующих. Здания храмов верующие ценят скорее потому, что в них молились и молятся их предки и они сами, в них отпевали их родителей, а в будущем, возможно, будут крестить их детей, а не из-за их архитектурных особенностей.

В настоящее время в Литве зарегистрировано 60 староверческих общин ДПЦ. Еще одна община не входит в состав Церкви. По численности зарегистрированных религиозных общин староверы являются вторым после католиков религиозным объединением в Литве, а по численности прихожан (по официальным данным всеобщей переписи населения 2001 года, в Литве было более 27 тысяч староверов, а, по сведениям ДПЦ, – 40–45 тысяч) – третьим после католиков и православных Московского патриархата. В Литве имеются 52 староверческих храма (вместе с храмовым помещением второй Вильнюсской общины – 53), 41 из которых деревянные и 11 кирпичные (2). Кроме того, Клайпедская община намерена построить свой новый храм (выделен земельный участок, подготовлен проект здания, собрана часть средств), хотя работы пока не начались. Вторая Вильнюсская община тоже планирует иметь свой храм в городе.


Бобришинская старообрядческая церковь


Многие староверческие храмы в Литве были построены в XX веке и лишь некоторые в XIX веке (например, основное здание Вильнюсского храма, сельские деревянные храмы в Бобришках, Данилишках, которые позже были обновлены). Материальное состояние этих 52 храмов очень разное (3): 13 городских и 21 сельский храм находится в хорошем или удовлетворительном состоянии. Около 18 сельских храмов не действуют или почти не действуют (богослужения проходят очень редко) и находятся в разной степени опасности. Некоторые из них в критическом состоянии или даже разрушаются (напр., в 2008 году рухнула колокольня одного их самых красивых деревянных храмов в Юргелишсках Швенченского района).

Как охраняются эти храмы Литвы? Все староверческие храмы являются собственностью местных общин и включены в регистр общин (вмести с их храмами) ДПЦ Литвы. Лишь немногие староверческие храмы – примерно десятая их часть, т. е. не менее четырех (Бобришкский, Каунасский (2007), Ибянский, Юргелишский) – включены в регистр памятников культуры Литвы местного, но не национального, значения. Это значит, что государство совместно с местной религиозной общиной берет на себя ответственность по его сохранению. Однако и храмы, объявленные памятниками культуры Литвы, рушатся, как это мы видим сейчас на примере Юргелишкского храма. В последние годы, на волне экономического подъема до 2009 году, произошли и положительные сдвиги. Тогда два сельских храма, главным образом по инициативе состоятельных местных прихожан, – в Рустейках Зарасайского района и в Перелазах Йонавского района – были отремонтированы и в них возобновлены нерегулярные богослужения.

Вильнюсский Свято Покровский храм (ул. Науйининку, 20) – один из самых красивых староверческих храмов в Литве. Неоклассический силуэт храма и стройная, устремленная в небо луковичная колокольня напоминает Каунасскую ратушу. Храм является самым известным и ценным памятником наследия староверов Литвы такого типа. Это символ староверия Литвы.

Однако он пока не включен в регистр памятников культуры Литвы, хотя, в 2007 году такие переговоры велись. Основное каменное здание храма (тогда официально богадельни) было построено в 1882–1886 годов. Позже, в 1906 году, была пристроена кирпичная колокольня в западной части храма и объемистый луковичный купол на крыше ближе восточной части здания. Здание имеет прямоугольный план (16 м на 30 м) с двухскатной крышей, а ближе к западной части его пространство разделяет трансепт. В архитектурном облике храма преобладает неоклассицизм с яркими элементами национального (русского) стиля. Кстати, это единственный в Литве, и, видимо, в мире, староверческий поморский храм неоклассицистического стиля (4).

Итак, лишь малая часть староверческих храмов Литвы в настоящее время являются памятники культуры Литвы, находящимися под охранной государства. Почти треть этих храмов не действуют и находятся в разной степени опасности, а значит, требуют незамедлительных мер по их защите от разрушения или полного уничтожения. Это, конечно, задача, прежде всего местных староверческих общин совместно с Высшим Советом ДПЦ Литвы, которые должны были бы обеспечить сохранность храмов (их зданий). Насущный вопрос также и в том, чтобы сами староверы позаботились о включении этих храмов в регистр памятников культуры Литвы, что общими усилиями могло бы обеспечить их лучшую сохранность.

Архитектурные особенности староверческих храмов Литвы и истории храмовых зданий до настоящего времени почти не изучались. Исключением, возможно, являются два храма крупных городских общин – Вильнюсской и Каунасской (5).

Иконы

Иконы – эта еще одна ценнейшая часть культурного, в этом случае движимого, наследия русских староверов Литвы. Известно, что с начала XX в. икона является важным символом русской культуры. В 1916 года в своих известных очерках о русской иконе Евгений Трубецкой писал:

«Совершившееся на наших глазах открытие иконы – одно из самых крупных и вместе с тем – одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. Приходиться говорить именно об открытие, так до самого последнего времени в иконе все оставалось скрытым от нашего взора. И линии, и краски, и в особенности духовный смысл этого единственного в мире искусства» (6).

Однако менее известно то, что староверам принадлежит особая роль в сохранении и развитии традиции поздней, XVIII–XIX веках, русской иконописи в России и за рубежом. В XIX и отчасти в XX вв. староверы считались лучшими знатоками и ценителями старой русской иконописи. Веруя в духовное предназначение иконы, они до наших дней сохранили уважение к иконе и канонической традиции иконописи. Напомню, что знаменитая Государственная Третьяковская галерея в Москве была создана на основе коллекции и дара староверов Павла (1832–1898) и Сергея (1834–1892) Третьяковых, представителей богатого купеческого рода.

Свои традиции иконописания существуют и у староверов Литвы и, шире, в странах Балтии и Польше, где он проживают еще с середины XVII в. Самыми известными иконописцами в XIX–XX вв. здесь были Причудские староверы Гавриил Фролов (1854–1930) и Пимен Софронов (1898–1973) [7], а также житель Вильнюса Иван Михайлов (1893–1993). После Октябрьского переворота в России, начались невиданные гонения на Церковь, когда закрывались и уничтожались и иконописные центры. В то время как 20-30-е годы XX века староверы в странах Балтии и Польше беспрепятственно развивали свою традицию иконописи. Поэтому иконопись местных староверов впервые получила европейское признание, прежде всего, потому что сама была высокого художественного уровня, пользовалось особым вниманием со стороны «великой» русской эмиграции, христиан и любителей искусства в Европе. Недаром в 1939 году именно старовер Пимен Софронов из Эстонии был приглашен на всемирную выставку христианского искусства в Ватикане, где он написал иконы для православного иконостаса. Он единственный церковный художник XX веке, который был награжден высшими орденами как Западной, так и Восточной Церкви, приняв награды из рук папы Римского и Константинопольского патриарха. Его иконы и фрески, написанные по заказам короля Греции и Югославии, папы Римского и бельгийских францисканцев, староверов Эстонии, Латвии и США, украшают десятки городов мира (8).

Икона является неотъемлемой частью старообрядческой, и шире восточнохристианской православной, традиции. Без иконы трудно представить старообрядческий храм и богослужение, дом старовера и его жизнь. В настоящее время в Литве имеются тысячи староверческих икон. В основном это иконы XIX–XX веков. Однако есть немного и более древних работ. Большинство икон принадлежат староверческих общинам. Немалое количество, которое вообще-то трудно поддается учету, находиться у прихожан. Десятки староверческих икон хранятся в государственных музеях Литвы. Например, Художественный музей Литвы в своем собрании имеет около 600 икон (не только староверческих). Еще другие иконы имеются в частных собраниях местных коллекционеров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии"

Книги похожие на "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Гапоненко

А. Гапоненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Гапоненко - Материальные памятники русской культуры в странах Балтии"

Отзывы читателей о книге "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.