» » » А. Гапоненко - Материальные памятники русской культуры в странах Балтии


Авторские права

А. Гапоненко - Материальные памятники русской культуры в странах Балтии

Здесь можно скачать бесплатно "А. Гапоненко - Материальные памятники русской культуры в странах Балтии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство Литагент «PKS»1084ebb5-0640-11e6-935d-0cc47a545a1e. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Материальные памятники русской культуры в странах Балтии
Издательство:
Литагент «PKS»1084ebb5-0640-11e6-935d-0cc47a545a1e
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии"

Описание и краткое содержание "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии" читать бесплатно онлайн.



Огромное количество объектов и предметов русской материальной культуры на восточных берегах Балтики свидетельствуют о том, что русские всегда были, есть и будут оставаться неотъемлемой частью коренного населения края. Многие древние памятники русской материальной культуры и по сию пору выполняют свои социальные функции – создают условия для непрерывного этнического воспроизводства русских. При этом следует учитывать, что русские на берегах Балтики хранят свою национальную идентичность и не являются какой-либо особой местной разновидностью – балтороссами или балторусскими – даже при условии исторического опыта, несколько отличающегося от опыта русских в самой России.






К сожалению, в последние десятилетия часть этого богатого наследия местных староверов безвозвратно утрачено. Сотни икон были похищены из храмов, особенно из слабо охраняемых деревенских церквушек. Еще часть икон было продано и вывезено за рубеж. Еще другая часть обветшала и требует неотложной реставрации. А это дорогостоящее удовольствие для относительно небольших староверческих общин.

Какова степень изученности иконописной традиции староверов Литвы? В последние годы появилось немало работ, посвященных иконописным традициям многих старообрядческих центров в России и Беларуси, опубликовано несколько специализированных альбомов, раскрывающих особенности выговской, невьянской, ветковской, сызранской и других школ иконописи и различных коллекций. Однако иконописание в Литве, как и в странах Балтии, до сих пор остается мало изучено (9).

Исследовать историю иконописания Балтии XVIII–XX веках достаточно сложно: нет ни обобщающих работ по данной тематике в регионе, ни исследований по развитию и роли отдельных иконописных центров, ни анализа композиционно-стилистическим особенностям иконописи. Кроме того, далеко не полон список работавших здесь иконописцев, в большинстве случаев не собраны биографические данные и, что особенно важно, не систематизировано творческое наследие отдельных мастеров.

В 2006 году Надежда Морозова и Григорий Поташенко подготовили статью «Старообрядческая иконопись в странах Восточной Балтии и Польше: иконописные центры и мастера» (статья в печати), посвященную истории и современному состоянию старообрядческой иконописи нашего региона. В этой статье впервые делается попытка выделить главные региональные центры иконописания, определить круг мастеров, связанных с этими центрами, и возможное взаимоотношение этих центров. Считаем, что в нашем регионе можно выделить пять более или менее крупных старообрядческих иконописных центров: Рижский, Даугавпилский, Дисненский (10), Причудский (или Резекненско-Причудский) и Вильнюсский. Кроме того, в первой половине XIX веке зафиксированы иконописцы в Польше: в Сувалках, Сейнах, а с 1836 года на Мазурах активно работал иконописец Василь Самулов (Самуелов (Василий Самойлов? 1787–1861), поставлявший иконы во все вновь открывавшиеся на польских землях моленные. Отдельные иконописцы жили и работали в других местах.

Итак, Вильнюс является одним из важных центров староверческого иконописания ХХ веке А во второй половине прошлого столетия был ведущим центром иконописания в балтийском регионе, каким он остается видимо, и до настоящего времени.

Достоверные сведения о появления иконописания в Вильнюсе относятся к началу ХХ веке и связаны с именем Федора Романовича Романова (1870? – около 1951). К сожалению, подписные иконы Ф. Романова пока не обнаружены, поэтому его работы нельзя вычленить из общего иконографического материала.


Перелазская старообрядческая церковь


В 1929 году, на смену Ф. Романову, Вильнюсская старообрядческая община пригласила Ивана Ипатьевича Михайлова (1893–1993) «на постоянное жительство в г. Вильно как необходимого и единственного специалиста-иконописца на территории Польши для исполнения работ по иконописи» (11). Он родился в д. Пенты (Дисненский уезд Виленской губернии; ныне северо-западная Беларусь), с 12 лет начал обучаться иконописи у родного дяди Ивана Васильевича Михайлова. В 1911 году И. Михайлов начал писать иконы самостоятельно, а в 1912 году выполнил первый заказ. В Вильнюсе он продолжил свое творчество, во многом сохраняя и развивая традиции воспитавшего его Дисненского центра. И. Михайлов живо интересовался творчеством Г. Фролова и П. Софронова, что не могло не отразиться на его собственной работе.

И. Михайлов прожил он в Вильнюсе 64 года и написал огромное количество икон для староверов и частных коллекционеров Литвы, Латвии, Белоруссии, России, а также США, Франции, Греции и других стран. Его иконами украшены иконостас и притвор Вильнюсского старообрядческого храма и многих других молитвенных домов Литвы. После окончания Второй мировой войны И. И. Михайлов по приглашению наставника I Д(Н)СО Д. Д. Михайлова, несколько лет работал в Даугавпилсе и написал ряд икон для иконостаса Новостроенского храма и иконописное навершие на переплет первопечатного Апостола Ивана Федорова (1564). Среди написанных Михайловым икон – образ свв. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, образы протопопа Аввакума, епископа Павла Коломенского и Андрея Денисова.

Иконам письма И. Михайлова характерна традиционная иконография и графическая сдержанность. Поля, как правило, коричневого цвета, фон написан чаще темно-охристый, иногда – зеленый. Мастер практически никогда не подписывал свои работы, но они легко узнаваемы, напр., по ликам, характерным складкам одежды и стилю надписаний. Сохранился богатый архив И. Михайлова, который он унаследовал от своего дяди и учителя И. В. Михайлова и, видимо, других иконописцев, работавших в Дисненском центре. За советом и консультациями к И. Михайлову постоянно обращались многие художники и иконописцы. Он оставил после себя не только большое количество икон, но и нескольких учеников; самые талантливые из них Г. Г. Яковлев (Вильнюс) и Н. В. Портнов (Даугавпилс) в настоящее время активно занимающихся иконописью и продолжающих традиции иконописания в балтийском регионе (12). В настоящее время в Вильнюсе иконы пишет еще одни ученик И. Михайлова Лаврентий Федорович Коваленко (1953), который в основном придерживается михайловской манеры.

После 1990 году в Литве появились и другие иконописцы-самоучки. Они стремятся следовать традиции, исполнить икону предельно правильно иконографически, но художественный уровень работ не всегда соответствует задуманному.

Таким образом, Вильнюсский центр иконописания сформировался в начале ХХ века. В нем также, как и в Рижском центре, представлены две линии: первая, связанная с именем Ф. Р. Романова, видимо, не имела продолжения; вторая линия, условно называемая михайловской, демонстрирует образец непрерывного развития иконописной традиции от учителя к ученику. Эта линия берет свое начало в Дисненском центре (И. И. Михайлов как иконописец сформировался именно там). В этом смысле Вильнюсский центр является в некотором роде преемником Дисненского центра. Впоследствии И. И. Михайлов и особенно его ученик Г. Г. Яковлев начинают ориентироваться на мастеров разных русских иконописных центров, особенно, на образы Г. Е. Фролова и отчасти раннего П. М. Софронова. Однако здесь, в отличие от рижских мастеров, практически не было непосредственного периода ученичества. Исключение составляет Ф. Р. Романов, который в юности некоторое время обучался у местных иконописцев в Резекне.

Итак, в 1980–1990 годах Вильнюс стал одним из самых значимых старообрядческих иконописных центров Восточной Балтии и Польши (И. И. Михайлов, Г. Г. Яковлев, отчасти Л. Ф. Коваленко). Таким он остается и в настоящее время. Собственно михайловское направление продолжает другой ученик И. И. Михайлова – Н. В. Портнов, живущий и работающий в Даугавпилсе.

К указанным центрам необходимо прибавить и несколько небольших очагов старообрядческого иконописания в Литве в XIX–XX веках, не связанных с Вильнюсским центром. Эти центры в основном создавали продукцию, которую условно можно назвать «литовскими письмами». Время их существования обычно ограничивалось периодом деятельности одного иконника, а в случае Тихомировых – это было, вероятно, небольшая семейная мастерская.

Примечания

1. Подробнее о классификации памятников наследия см.: Ashworth G., Howard P. (red.) Europos paveldas. Planavimas ir valdymas. Vilnius, 2008. Они выделяют следующие ценности объектов наследия: старения, сохранности и редкости, художественную и ассоциативную.

2. Старые кирпичные храмы, построенные до 1915 г., находятся в Вильнюсе, Каунасе и Йонаве (Римки). Другие кирпичные храмы были построены или переданы староверам позже: в Юозапавас, Багдоняй, Дукштасе, Клайпеде, Рокишкисе, Зарасай, Лаздияй и Шяуляй.

3. Исследование о материальном состоянии староверческих храмов в Литве на 2001 г. см.: Potašenko G. Historic and Cultural Heritage Sites of the Old Believers in Lithuania / Prepared by G. Potašenko. Washington, United States Commision for the Preservation of America‘s Heritage Abroad, 2006.

4. Поповцы имеют большую Свято-Покровскую церковь неоклассицистического стиля в Москве, на Рогожке, построенную в 1793 г. по первичному проекту М. Казакова (см. Юхименко Е. М. Старообрядческий центр за Рогожской заставой. Москва, 2005, c. 14–16).

5. Об истории храмовых зданий этих двух общин и их краткие архитектурные особенности см.: Барановский В., Поташенко Г. Вильнюсская (Виленская) община // Барановский В., Поташенко Г., Староверие Балтии и Польши: краткий исторический и биографический словарь. Вильнюс, 2005, с. 69–75; Поташенко Г. Вильнюсская Свято-Покровская старообрядческая церковь (компьютерный текст); Поташенко Г. История Каунасской старообрядческой общины. Вильнюс, 2008.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии"

Книги похожие на "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Гапоненко

А. Гапоненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Гапоненко - Материальные памятники русской культуры в странах Балтии"

Отзывы читателей о книге "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.