» » » А. Гапоненко - Материальные памятники русской культуры в странах Балтии


Авторские права

А. Гапоненко - Материальные памятники русской культуры в странах Балтии

Здесь можно скачать бесплатно "А. Гапоненко - Материальные памятники русской культуры в странах Балтии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство Литагент «PKS»1084ebb5-0640-11e6-935d-0cc47a545a1e. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Материальные памятники русской культуры в странах Балтии
Издательство:
Литагент «PKS»1084ebb5-0640-11e6-935d-0cc47a545a1e
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии"

Описание и краткое содержание "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии" читать бесплатно онлайн.



Огромное количество объектов и предметов русской материальной культуры на восточных берегах Балтики свидетельствуют о том, что русские всегда были, есть и будут оставаться неотъемлемой частью коренного населения края. Многие древние памятники русской материальной культуры и по сию пору выполняют свои социальные функции – создают условия для непрерывного этнического воспроизводства русских. При этом следует учитывать, что русские на берегах Балтики хранят свою национальную идентичность и не являются какой-либо особой местной разновидностью – балтороссами или балторусскими – даже при условии исторического опыта, несколько отличающегося от опыта русских в самой России.






Влияние на архитектора К. Бейне оказали также известные сооружения 19 века в других странах Европы: «Готик Хаус» (Бад-Гомбург, Германия, 1826, арх. Г. Моллер) и замок Бабельсберг (1835, арх. К. Ф. Шинкель, Потсдам, Германия). Эти же влияния можно видеть и в другом рижском здании в стиле неоготики архитектора Г. Шееля (1868) на бульваре Райниса, 13, где теперь расположено посольство Германии.

Межкультурные связи легко угадываются и в здании Лифляндского рыцарства (1867 г., архитекторы Р. Пфлуг и Я. Бауманис, теперь – это здание Латвийского Сейма). В облике сооружения явно чувствуются ренессансные формы флорентийского палаццо Питти (арх. Ф. Брунеллески, середина 15 века). Выбранные прототипы не случайны: в эпоху Возрождения Венеция была республикой богатых купцов и мореплавателей, а во Флоренции абсолютную власть осуществляло богатое семейство герцогов Медичи. В середине 19 века купечество Латвии (тогда – российской губернии Курляндии) разбогатело настолько, что могло строить массивные рустованные здания с большими циркульными окнами, подобно палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции (1460, арх. Микелоццо, Италия).

В последующие 60-е годы 19 века в рижской архитектуре процветали формы, подражающие классицизму, что говорит о некотором повороте к рационализму внутри самого эклектизма.

Дело в том, что в эпоху эклектики ордерная система не является главенствующей. Мышление архитектора теперь подчиняется не канонам французского классицизма, а соотносится с теми эпохами, чьи формы воспринимаются как олицетворение ценностей, к которым стремятся люди нового времени. Ордерную систему архитекторы используют теперь лишь как традицию. Связь с архитектурным стилем становится чисто внешней, основанной на механическом сочетании элементов, а не на их органическом единстве. Это наблюдается во всех европейских городах, в том числе, и в Риге. Теперь зодчий не создает оригинального сооружения, а лишь более широко и свободно выбирает прежние формы, в данном случае, ордерную систему, но не как необходимость, а лишь декоративный элемент.

Посмотрим на то, как «рационалистические» отклонения в рижской эклектической архитектуре проявили себя во второй половине XIX века.

В 1863 году немецкий архитектор Л. Бонштедт, работавший в Германии и в России (в частности, в Риге) строит Первый рижский театр (теперь – здание Латвийской Национальной оперы). По своему внешнему виду это здание очень напоминает Концертный зал в Берлине (1821, арх. К. Ф. Шенкель). В Первом рижском театре можно найти и многие элементы сходства с другими европейскими театрами 18–19 веков: изображение лиры на верхней балюстраде с музами, фронтон, украшенный скульптурой, колоннада, идущая не от стилобата, а от второго этажа к третьему, повторяет берлинские мотивы и вторая балюстрада между основаниями колонн. Подобные элементы заимствованы от зданий оперы в Берлине (1743, арх. Г. В. Кнобельсдорф), в Ганновере (1852, арх. Г. Л. Лав, Германия), в Вроцлаве (1841, арх. К. Ф. Лангхан, Польша). Так целый комплекс культурных связей Германии, Польши, России воплощен немецким архитектором в здании Первого рижского театра.

В здании рижского городского Художественного музея (1905, ул. Вальдемара, 10а) чувствуется всё тот же историзм рижской эклектики. Строивший музей немецкий архитектор Вильгельм Нейман (1849–1919) довольно изящно соединил ордерную систему классицизма с барочным оформлением центрального портала, а интерьеры созданы в духе нового стиля – модерн.


Здание Второго (русского) городского театра.


Исторически подобная композиция портала проистекает из луковичного окончания ризалитов парижской Большой оперы (арх. Ш. Гарнье, 1875), центрального ризалита Люксембургского дворца в Париже (арх. С.де Брос, 1621) и купола Парижской Высшей военной школы (арх. Ж.-А. Габриель, 1773).

Сходные архитектурные параллели здания рижского Художественного музея можно найти в здании Музея изящных искусств в Гамбурге (Германия, 1869, арх. Х. Хюде и Т. Ширрмахер), в здании венского Музея естественной истории (1891, арх. Г. Земпер).

Из других заимствований можно отметить: входная лестница Художественного музея берёт начало от знаменитой лестницы Скала реджа (Королевской) в Ватикане (арх. Л. Бернини, 1667). Так в одном рижском здании немецкого архитектора ХХ века соединились французский классицизм и итальянский стиль барокко.

Одним из последних сооружений эклектики в Риге можно считать Здание Второго (русского) городского театра (теперь Латвийский Государственный Академический театр драмы на бульваре Кронвальда, 2, в 1902 году созданное немецким архитектором А. Рейнбергом). В здании используются барочные формы, очень модные в строительстве европейских театров конца 19- начала 20-го веков: два ризалита ограничивают фасад в виде итальянской лоджии в два этажа, вытянутой в длину здания. Нижний этаж рустован, двери и окна обоих этажей арочного типа, декорированы пилястрами коринфского ордера. Фасад и балюстрады обильно украшены скульптурой в духе барокко. Ложность данной стилизации в том, что от стиля барокко взяты чисто внешние черты, но ни сдвинутых плоскостей, ни разорванных карнизов, ни «изливающихся» стен, говорящих о текучести жизни, в здании не существует.

Театральные здания подобного типа с арочными галереями, закругленными углами, обильно украшенные скульптурой были построены в Европе задолго до Второго городского театра в Риге. Достаточно назвать Королевский театр в Копенгагене (1894, арх. В. Дальруп), Мариинский театр в Петербурге (1860, арх. В. А. Шретер, Россия), оперный театр в Одессе (1883, арх. Х. Фельнер и Ф. Хельмер, Россия), оперный театр в Руане (1845, арх. Ш. Миллардер, Франция), оперный театр во Франкфурте на Майне (1880, арх. Р. Лука, Германия). Так, только в одном здании театра в рижской архитектуре середины 19 – начала 20 века переплетаются и взаимопроникают друг в друга стилистические направления Дании, России, Франции, Германии.

С 80-х годов 19 века и до начала первой мировой войны – всего около 35 лет – ведет свое короткое летоисчисление новый стиль модерн; в Германии и в Северной Европе (как и в Латвии) его называют югенд-стиль. Стиль этот наиболее полно впитал в себя все достижения и открытия европейской архитектуры. Именно межкультурным связям обязан модерн своему быстрому и широкому распространению по всему европейскому континенту. Трудно назвать страну и вид искусства, где бы он не проявил себя во всем многообразии и блеске.

Что же вызвало к жизни стиль модерн? По крайней мере, три причины его вывели на арену европейской архитектуры:

а) обострение общественных противоречий;

б) технический и промышленный прогресс;

в) развитие философии, эстетики, науки, литературы.

а) Обострение общественных противоречий. Разделение общества на богатые, средние и бедные слои, привело к тому, что в модерне была сильна не только позиция богачей, для которых создавались роскошные дворцы и произведения прикладного искусства (люстры, мебель, посуда, ювелирные изделия), но художественном соревновании между различными слоями общества не отставала и демократическая позиция. Она проявила себя в многочисленных журналах для широкой публики, которые стали издаваться уже в 90–е годы XIX века и пропагандировали идеи и искусство модерна широкой публике: «Жёлтая книга» и журнал «Конёк» («Hobby Horse») – в Англии, еженедельники «Симплициссимус», «Югенд», (давший затем название всему стилю) и «Остров» – в Германии, журнал «Сецессион» – в Австрии, журнал «группы двадцати» – «Современное искусство» – в Бельгии. Объединения художников и журналы «Мир искусства», «Аполлон», «Зодчий» (его получали и в Риге), «Архитектурный музей», «Архитектурные мотивы» и многие другие появились и в России, а художники и поэты того времени стали властителями дум так называемого «серебряного века». Через иронию и гротеск плаката, через рекламу новых произведений прикладного искусства и архитектурных сооружений в этих изданиях прокладывалась дорога для модерна в широкие народные массы. Это и привнесло в искусство модерна демократическую струю. Соревнование художника и потребителя стало присуще модерну и, заодно, открыло проблематику “массовой культуры”, становясь типичным для искусства конца XIX века, а затем и всего XX–го века.

б) Под влиянием научно-технического и промышленный прогресса в условиях буржуазного общества окончательно складывается тот тип культуры, который мыслители рубежа веков (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др.) связывали с понятием «цивилизация». Духовная энергия в цивилизации, по мнению этих философов, распыляется в массовом стереотипе, часто с трагическими последствиями (бездуховностью) для судеб искусства. Как обратная реакция этому и возникает неоромантизм модерна – стремление его теоретиков Д. Рёскина и У. Морриса интенсифицировать духовную культуру.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии"

Книги похожие на "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Гапоненко

А. Гапоненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Гапоненко - Материальные памятники русской культуры в странах Балтии"

Отзывы читателей о книге "Материальные памятники русской культуры в странах Балтии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.