» » » » Лана Арзуманова - Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации. Монография


Авторские права

Лана Арзуманова - Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации. Монография

Здесь можно купить и скачать "Лана Арзуманова - Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Лана Арзуманова - Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации. Монография
Рейтинг:
Название:
Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации. Монография"

Описание и краткое содержание "Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации. Монография" читать бесплатно онлайн.



Монография направлена на изучение финансово-правовых характеристик денежной системы, в рамках которой было сформировано новое научное направление, основанное на системном междисциплинарном анализе и комплексном рассмотрении норм, регулирующих отношения в сфере денежного обращения и валютного регулирования. Сущность представленного научного направления заключается в формировании в системе финансового права новой подотрасли – «Право денежного обращения». В концепции раскрыты элементы этой подотрасли и ее место в системе науки, отрасли и учебной дисциплины, изучена природа денег как финансово-правовой категории, выявлены особенности денег как объекта финансово-правового регулирования.






Так, Е. Ф. Жукова отмечает, что «долговое обязательство банка и в настоящее время в России выпускается Центральным Банком путем переучета векселей, кредитования кредитных организаций и государства»[79].

Классическая банкнота (разменная на металлические деньги) отличается от бумажных денег по следующим основаниям:

– по методу эмиссии: бумажные деньги выпускает казначейство; банкноты – центральный банк;

– по происхождению: бумажные деньги возникли из функций денег как средства обращения; банкнота – из функций денег как средства платежа;

– по разменности: классическая банкнота по возвращении в банк разменивалась на металл – золото или серебро, бумажные деньги всегда были неразменными;

– по возвратности: классические банкноты возвращаются в центральный банк по истечении срока векселя, под который они выпущены; бумажные деньги не возвращаются в казначейство, а находятся в постоянном обращении.

Таким образом, можно говорить о том, что банкноты представляют собой обязательства эмиссионного банка страны.

Возвращаясь к вопросу о налично-денежном обороте, отметим, что наличный денежный оборот:

• представляет собой часть общего денежного оборота. Он тесным образом связан с безналичным оборотом, поскольку денежные средства, находясь в постоянном движении, переходят из наличной в безналичную форму, и наоборот;

• связан с банковской системой, так как согласно п. 2 ст. 4 Закона о Банке России, организация денежного обращения возложена на Банк России. В целях осуществления этой функции Центральный банк Российской Федерации уполномочен осуществлять эмиссию денежных средств, производить обмен ветхих и поврежденных банкнот, принимать решение о выпуске банкнот и монеты нового образца, изъятии из обращения банкнот и монет старого образца, утверждать номиналы и образцы денежных знаков, а также осуществлять иные полномочия, предоставленные ему законодательством РФ;

• предполагает неоднократность использования денежных знаков, что отражается в том, что в ходе оборота наличных денежных средств и банкноты, и монета, выступая в качестве средства обращения и платежа, физически перемещаются от одного держателя к другому. В связи с чем денежные знаки должны быть долговечными и защищенными от подделок;

• в большей степени осуществляется в сфере частных доходов и расходов населения в связи с желанием государства минимизировать затраты, связанные с организацией денежного обращения. В этой связи государством вводятся ограничения, связанные с оборотом наличных денежных средств, которые распространяются на определенные категории организаций и индивидуальных предпринимателей;

• подвергается нормативно-правовому регулированию со стороны государства. Так, в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о Банке России монопольное осуществление эмиссии наличных денег и организация наличного денежного обращения прерогатива Центрального банка Российской Федерации. На основании ст. 34 Закона о Банке России в целях организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения на Банк России возлагаются функции по: прогнозированию и организации производства, перевозке и хранению банкнот и монеты Банка России, созданию их резервных фондов; определению правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установлению признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России; определению порядка ведения кассовых операций. В свою очередь, Банк России принимает общеобязательные нормативные правовые акты, направленные на регулирование наличного денежного обращения в Российской Федерации.

Таким образом, если схематически рассмотреть, то движение наличных денежных средств представляет собой кругооборот между:

– физическими лицами;

– физическими лицами и государством;

– физическими лицами и экономическими субъектами (организациями);

– экономическими субъектами (организациями) и государством.

По своему экономическому признаку выделяют следующие виды наличных платежей:

– по товарным сделкам;

– по ссудным операциям;

– по страховым долгам;

– по нетоварным сделкам (платежи в государственный бюджет любого уровня, налоговые платежи);

– по ценным бумагам.

Банк России реализует функции по организации на территории Российской Федерации наличного денежного обращения, в частности путем:

– прогнозирования и организации производства, перевозки и хранения банкнот и монеты Банка России, создания их резервных фондов;

– установления признаков платежеспособности банкнот и монеты Банка России, порядка уничтожения банкнот и монеты Банка России, а также замены поврежденных банкнот и монеты Банка России;

– установления правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

– разработки и утверждения правил ведения кассовых операций в народном хозяйстве.

Безусловно, что организация наличного денежного обращения осуществляется на основании принципов, которые не получили законодательного закрепления. Если внимательно изучить Указ Президента РФ от 14.06.1992 «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения», то можно найти несколько принципов организации наличного обращения, в частности:

1) принцип централизации регулирования наличного денежного обращения предполагает, что Центральный банк РФ имеет исключительную прерогативу в сфере организации и регулирования движения наличных денежных средств между всеми субъектами;

2) принцип обязательности предполагает, что банкноты и монета, выпущенные в обращение в установленном законом порядке являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами;

3) принцип номинала предполагает установление высшей финансовой властью страны покупательной способности законодательно утвержденной национальной валюты;

4) принцип необязательности обеспечения появился после отмены Ямайским соглашением 1976 г. (ратифицировано в апреле 1978 г.) использования в международном масштабе функции золота как всеобщего эквивалента и окончательным утверждением режима множественности валютных курсов, позволившего странам самостоятельно выбирать «точку привязки» своей валюты, официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами законодательно не устанавливается;

5) принцип эластичности денежного обращения означает способность наличных и безналичных денег обладать единой эмиссионной основой и находится в тесной взаимосвязи между собой;

6) принцип правового регулирования означает принятие соответствующим органом Банка России решения о выпуске в обращение новых банкнот и монет, условиях их обращения, об изъятии старых, ветхих и утративших товарный вид денежных знаков, утверждении номинала и образцов новых денежных знаков, о проведении экспертиз и даче заключений об их подлинности;

7) принцип комплексности организации денежного обращения предполагает необходимость совокупного подхода к организации денежного обращения и регулирования движения наличных и безналичных средств;

8) принцип обмениваемости означает, что в соответствии с российским законодательством, банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными, если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Этот срок не может быть менее одного и более пяти лет;

9) принцип обязательного хранения наличных денежных средств хозяйствующих субъектов в кредитных организациях проявляется в том, что государство обязало все учреждения, организации и предприятия вне зависимости от организационно-правовой формы хранить свои денежные средства в кредитных организациях в целях осуществления контроля за оборотом денежных средств, противодействия их отмыванию, а также обеспечения сохранности денег;

10) принцип обеспечения хозяйствующих субъектов и населения наличными деньгами в соответствии с экономическими потребностями;

11) принцип преимущественной безналичности расчетов хозяйствующих субъектов по своим обязательствам обуславливается желанием государства ограничить расчеты с использованием наличных денежных средств в целях осуществления контроля за оборотом денежных средств;

12) принцип закрепления процедур выполнения операций с наличными деньгами в отношении следующих субъектов: банков и иных кредитных организаций; российских юридических лиц, в том числе предприятий связи; российских юридических лиц, принимающих денежные платежи непосредственно от населения; нерезидентов;

13) принцип установления лимита кассовых наличных денежных средств в отношении юридических лиц;


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации. Монография"

Книги похожие на "Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лана Арзуманова

Лана Арзуманова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лана Арзуманова - Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации. Монография"

Отзывы читателей о книге "Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.