Дарья Мошкова - Правовое регулирование финансирования образовательных и научных организаций: вопросы теории и практики. Монография

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Правовое регулирование финансирования образовательных и научных организаций: вопросы теории и практики. Монография"
Описание и краткое содержание "Правовое регулирование финансирования образовательных и научных организаций: вопросы теории и практики. Монография" читать бесплатно онлайн.
В работе на основе рассмотрения монографических, литературных источников, обобщения действующей практики в области применения норм, регулирующих отношения в сфере финансовой деятельности, сформулирована концепция правового регулирования финансирования образования и науки, выявлены пробелы в законодательном регулировании и представлены свои предложения и рекомендации по совершенствованию отдельных аспектов финансирования системы образования и науки. В частности, в рамках исследования рассмотрены правовые основы деятельности бюджетных, казенных и автономных учреждений, определен порядок их финансирования. Кроме того, разработаны принципы финансирования расходов бюджетных, казенных и автономных учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере образования и науки, и выявлены источники формирования их доходов. Отдельно проанализированы особенности налогообложения образовательных и научных организаций, исследованы основы финансового контроля за их деятельностью. Важно отметить, что особое внимание уделено применению таких инструментов инновационного развития, как образовательные кластеры, механизм государственно-частного партнерства и технологические платформы, представляющие собой способы финансового обеспечения сферы образования и науки.
– создание программ и проектов образовательного характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности, а также обеспечение условий и возможностей для их реализации;
– проведение научных исследований по приоритетным направлениям развития образования и науки.
Исходя из поставленных целей, можно вывести следующие принципы создания образовательного кластера:
– единство образовательного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с социально-экономической сферой;
– инновационная направленность деятельности от проведения фундаментальных научных исследований;
– организационное, учебно-методическое, научно-исследовательское и информационно-техническое взаимодействие между различными подразделениями образовательного кластера;
– равенство и учет их интересов всех подразделений образовательного кластера.
Можно назвать несколько функций, выполняемых кластерами:
– экономическая, направленная на формирование благоприятной сферы образовательных услуг;
– социальная, ориентированная на создание гарантий для выпускников профессиональных учреждений;
– правовая, суть которой сводится к формированию соответствующей правовой базы в сфере партнерских взаимоотношений;
– информационная – функция, отвечающая за продвижение образовательных технологий на рынке образовательных услуг.
Следует обратить внимание, что образовательный кластер явление хотя и сравнительно новое и малоизученное, но, тем не менее, занявшее прочное место в российской правовой науке.
Несмотря на то, что образовательные кластеры обладают высокой степенью риска и неопределенностью некоторых результатов деятельности, при преодолении этих барьеров новые интеграционные образования смогут способствовать повышению качества российского образовательного процесса и конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг путем развития как фундаментальной, так и прикладной науки и в целом социально-экономическому росту и благосостоянию российского государства.
В заключении можно сформулировать определение, как отмечено выше, относительно новой дефиниции, как образовательный кластер, который возможно понимать как сеть взаимосвязанных между собой общими целями деятельности и взаимодополняющих друг друга учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку, оперативно действующих на принципах сотрудничества, конкуренции и сетевых взаимоотношениях в общих отраслях, в рамках реализации государственной политики в сфере образования.
§ 3. Реализация механизма государственно-частного партнерства в образовательной и научной сферах
В последние годы стало очевидным, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития любого региона, достижение стратегических целей государственной власти невозможно без заинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Это становится актуальным и для системы образования и научной сферы в целом, особенно с учетом специфики финансирования данных областей, ведь стратегии и программы, ориентирующиеся только на использование бюджетных средств, не всегда позволяют органам власти осуществлять масштабные, стратегические проекты, лежащие в основе высокой конкурентоспособности страны. С учетом сказанного, во всем мире признана альтернатива подобному способу финансирования в виде создания государственно-частного партнерства.
В рамках российской правовой системы также можно выделить такой механизм, как Государственно-частное партнерство (далее – ГЧП).
Термин «ГЧП» является устоявшимся и переводится с английского «public-privatepartnership». В данной трактовке под термином «государство» понимаются федеральные (национальные), региональные и муниципальные учреждения, а также культурные, образовательные, академические и прочие учреждения общественного сектора.
ГЧП в мировой практике понимается двояко. Во-первых, как система отношений государства и бизнеса, которая используется в качестве инструмента национального экономического и социального развития. Во-вторых, как конкретные проекты, реализуемые государством совместно с частными инвесторами на объектах государственной и муниципальной собственности.
В отсутствие законодательного определения этой дефиниции, в учебной литературе сформулировано определение государственно-частного партнерства как институционального и организационного альянса между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей. ГЧП применяется в том случае, когда государство заинтересовано в частных инвестициях при сохранении своей собственности на объект.
Можно представить и другие определения ГЧП. Наиболее общее дается Всемирным банком: «ГЧП – это соглашения между публичной и частной сторонами по поводу производства и оказания инфраструктурных услуг, заключаемые с целью привлечения дополнительных инвестиций, и что еще более важно как средство повышения эффективности бюджетного финансирования»85.
В США ГЧП понимается как «закрепленное в договорной форме соглашение между государством и частной компанией, позволяющее последней в согласованной форме участвовать в государственной собственности и исполнять функции, традиционно лежащие в сфере ответственности публичной власти»86.
В Зеленой книге ЕС «Государственно-частное партнерство и законодательство сообщества по государственным контрактам и концессиям», опубликованной в 2004 г., несмотря на применение самого термина, его понятие не раскрывается. В общем плане под ним рассматриваются формы кооперации между общественными властями и бизнесом, которые служат цели обеспечения финансирования, строительства, модернизации, управления, эксплуатации инфраструктуры или оказания услуг87.
В Ирландии под ГЧП понимается «сотрудничество государственного и частного секторов в целях реализации конкретного проекта или оказания населению услуг социального характера, обязанность предоставления которых возлагается на государственный сектор88.
Отмечается важность для частных компаний иметь понимание того, что же такое государственно-частное партнерство. Так, компания PriceWaterhouseCoopers и CMSCameronMcKenna определяют ГЧП как любую сделку, «структура которой предполагает совместную работу государственного и частного сектора для достижения общей цели»89.
Для того чтобы лучше понять определенное явление, в частности ГЧП, необходимо уяснить этапы его развития. Так, в эпоху Древнего Рима муниципы (municipal – аналог современных муниципалитетов) практиковали передачу в управление частным лицам объектов античной инфраструктуры: почтовых станций, портов, водоводов, рынков, бань и пр.
Во Франции и Великобритании с XVI в. власти старались привлекать частных предпринимателей для развития за счет последних, но под контролем государства, экономическую деятельность, которая обеспечивала, первоначально, предоставление транспортных и коммунальных услуг гражданам.
Во Франции первая концессия в области общественной инфраструктуры была предоставлена Адаму де Крапонну для постройки канала в долине Кро у города Салон-де-Прованс (1552 г.). Также концессия активно использовалась при строительстве мостов.
В Англии же государственные концессии выдавались частным компаниям еще в XVII–XVIII вв. Маячные службы в Англии и Уэльсе действовали на принципах партнерства государства и бизнеса.
Позднее, в XIX в., называвшемся «золотым веком» концессии, с помощью концессиональных механизмов были построены железнодорожные сети, крупнейшие судоходные каналы и другие инфраструктурные комплексы. Наиболее известными концессиональными проектами были признаны: Суэцкий канал (1855 г.), Эйфелева башня в Париже (1887–1889 гг.).
Во второй половине XIX в. на основе ГЧП в России были также построены железные дороги.
Уже к середине XX в. роль инфраструктурных концессий в мировом хозяйстве значительно сократилась. Так, например, Венесуэла стала первым государством, которое отказалось от традиционной концессии. В 1948 г. в дополнение к роялти в Венесуэле в концессии ввели налог на прибыль концессионера, что привело к появлению так называемых «модернизированных» концессий90.
В настоящее время ГЧП применяется в развитых странах, таких как: Австрия, Дания, Австралия, Израиль, Финляндия, Испания, Португалия, Бельгия, Греция, Южная Корея, Ирландия, Сингапур. Наметилась тенденция, что на первом месте по числу использования ГЧП находится отрасль, связанная со строительством и реконструкцией автодорог, а затем, с весьма значительным отрывом, следуют такие отрасли, как здравоохранение, образование, водоснабжение и канализация.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Правовое регулирование финансирования образовательных и научных организаций: вопросы теории и практики. Монография"
Книги похожие на "Правовое регулирование финансирования образовательных и научных организаций: вопросы теории и практики. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дарья Мошкова - Правовое регулирование финансирования образовательных и научных организаций: вопросы теории и практики. Монография"
Отзывы читателей о книге "Правовое регулирование финансирования образовательных и научных организаций: вопросы теории и практики. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.