» » » » Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие


Авторские права

Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
История культуры повседневности. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В данном учебном пособии изложены современные представления о культуре повседневности в ее историческом развитии: от первобытности до ХХ века включительно. Достаточно подробно описаны особенности повседневной жизни человеческих сообществ (обыденных верований, пространств повседневности, жилищ, гигиены, семейной жизни, быта и досуга, питания, одежды и т.д.) в разных частях света, регионах, странах, социальных слоях, в разные исторические периоды. Учебное пособие полностью соответствует Государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов, обучающихся по дисциплинам «История культуры повседневности», «История повседневности», «Культура повседневности Европы», «Культура повседневности России», «Культура повседневности Востока» и целому ряду других по направлению «Культурология» (квалификации «бакалавр», «магистр»), и для преподавателей культурологических дисциплин. Написанное ярко и доходчиво, оно будет интересно также историкам, искусствоведам и всем тем, кого привлекают проблемы исторического развития культуры.






Воспитание – специальная организация передачи практического и духовного опыта – также детище первобытности. Естественно, в первичных процессах воспитания не обособлены обучение и образование. Развитие, воспитание маленьких детей происходит в основном с участием женщин, которые заботятся о детях. Подрастая, дети вместе с женщинами занимаются собирательством, участвуют в хозяйственных хлопотах. Их воспитание рано становится трудовым и определяется подражанием старшим.

Кроме того, во всех охотничье-собирательских сообществах существовало специально организованное воспитание мальчиков-подростков52. За время, отведенное для этого, подростки, становясь мужчинами-воинами, осваивают навыки войны и охоты, узнают легенды, мифы, ритуалы своего племени. Они учатся терпеть боль и тяготы этой жизни. Они не только развиваются физически, но, становясь старше, добиваются того, чтобы достичь высочайшего уровня стойкости, преданности своему роду, племени – такого уровня, чтобы необходимость отдать жизнь на благо сообщества не вызывала сомнений и раздумий.

Весь процесс такого воспитания исследователи называют инициацией. Инициацией же называется и завершение этого процесса: специально организованное действо, во время которого готовность подростков к получению статуса мужчины-воина жестоко испытывается. Подростков бьют, подвешивают за ноги над костром и подвергают множеству других испытаний. Выдержавшие их без стона и крика становятся настоящими мужчинами, могут жениться, посещать мужской дом и участвовать во всех мужских делах.

В древних сообществах не образуется социальных слоев. Из всего населения племени выделяются вожди, колдуны, старейшины. Остальное население расслаивается в основном по возрасту и полу. Половое разграничение весьма выразительно. В хозяйственной деятельности функции мужчин и женщин разделены. Мужчины заняты охотой, рыболовством, ремеслом, женщины – чаще всего собирательством, хозяйственными делами. Ценность женщины довольно высока, так как без нее невозможно продолжение рода: она рожает и в младенчестве воспитывает новых воинов. Из-за женщин в первобытности часто возникали вооруженные конфликты: своих женщин не хватало, совершались набеги для похищения чужих.

В то же время статус женщины в родоплеменной иерархии обычно не высок. На островах Океании, например, на вершине иерархии мужчина, ниже по ценности свинья (основной продукт питания), и еще ниже – женщина. У горских народов чуть ли не до наших дней сохранилось положение, при котором конь ценнее жены. Впрочем, в некоторых племенах древности статусы мужчин и женщин близки по уровню. И хотя современные ученые считают, что матриархата как времени господства женщин никогда не было, свидетельства культов женщины-матери существуют.

Свободное от хозяйственных забот время мужчины и женщины проводили чаще всего обособленно, даже если в племени уже были фиксированные семьи. Мужской дом, о котором упомянуто выше, – это нечто вроде мужского клуба. В этом доме хранились священные реликвии племени, которые женщинам нельзя было даже видеть. Без участия женщин мужчины в этом доме готовились к некоторым ритуалам и проводили некоторые из них. В этом доме ночевали холостяки и почти всегда гости мужского пола. В мужском доме мужчины общались, курили, нередко вместе ели.

Совместная трапеза была значимой в высокой степени, поскольку еда, как было показано ранее, исходно стала одной из высших ценностей становящихся культур. Еда ощущалась как победа сил добра над силами зла, которые пытались уничтожить человека. Еда была полем жизни и смерти. Не удивительно, что позже еда (хлеб-соль, например) стала символом уважения при встрече важных, дорогих гостей. Хлеб становился священным продуктом. Совместная трапеза, еда и сейчас остается необходимым элементом общения между людьми (семейного, дружеского, на свадьбах, праздниках, на поминках, при приеме гостей). Такое пристальное внимание к еде как ценности не только вещной, витальной, но и духовной, по-видимому, связано с тем, что люди на протяжеиии веков жили при постоянной угрозе голода.

В мужском доме, однако, мужчины не только вместе ели, курили, общались, но и занимались своей внешностью. В те времена внимание к собственной внешности было характерным именно для мужчин. Во-первых, они разукрашивали себя для устрашения врагов (боевая раскраска). Во-вторых, заботились о ритуальной раскраске и ритуальных костюмах. В-третьих, все время старались специально обозначить самобытность своей внешности, используя перья птиц, ожерелья из зубов и когтей хищников, просто полоски из соломы, подкрашенные и воткнутые в волосы, татуировки и т. д. Современные исследователи считают, что целью всего этого являлось не украшение, а обозначение себя как культурного существа (животные не изменяют своей внешности, а человек изменяет, как хочет). Это одно из свидетельств того, что люди древности ощущали ценность окультуренности своей жизни. По-видимому, потому, что только путь создания и реализации культуры (и цивилизации) позволял сообществу выжить.

Поэтому, кроме подчеркивания самобытности, в сравнении с остальными существами, это порождало настрой на неизменность бытия, его сохраняемость, традиционность. Это составило основу нелюбви человечества к новизне, вполне понятной для архаических сообществ. Преимущества новизны сомнительны, а вот разрушить хрупкие основы социальности, культуры очень легко. И смертельно опасно. Сохранение обычаев, норм (табу), характера и форм поведения, форм ритуальной деятельности было настолько важно, что люди отказывались позитивно воспринимать другой тип жизнедеятельности как ценный. Общий тон отношений между разными племенами был таков: мы – хорошие, культурные, а они – нехорошие, некультурные, потому что не похожи на нас. Этот тон и тип отношений, родившиеся в незапамятные времена, стали потом основой всякого национализма и расизма.

Ценность же человека данной общины (рода, племени) определялась его слитностью с сообществом. Деление обществ не на «я» и «ты», а на «мы» и «они» фиксирует это. Индивид еще почти полностью «орган» рода. Нормы взаимоотношений (табу, запреты) регулировали отношения людей в интересах не отдельного человека, а рода, племени.

Но в тех сферах жизнедеятельности, где интерес сообщества не был четко выражен, индивидуальность начинала проявляться. Это сказалось и в элементах изменения внешности (украшения), и в так называемых праздниках, когда допускались вольности, свободное поведение, вплоть до нарушения норм. Это же проявилось и в зачатках эстетической и художественной активности: песенно-танцевальной и изобразительной деятельности. Эту деятельность нередко именуют первобытным искусством. Конечно, никакого искусства в нашем понимании тогда не было и быть не могло. Характер изобразительной, песенно-танцевальной и иной прахудожественной активности, по-видимому, целиком определялся ритуально-магическими представлениями и практической необходимостью. Обрядовые пляски первобытных людей, наскальные изображения животных, орнаменты, театрализованные действа – явно связаны с производственно-охотничьей магией, с культом плодородия (женские статуэтки – «неолитические Венеры»). Но они весьма разнообразны и в них видны зачатки эстетического и художественного отношения к миру53.

Повседневное и не повседневное в первобытности нечетко разделено. Обыденная жизнь человека первобытности наполнена трудами и заботами. Добывание пищи, охота, рыбалка, собирательство. Время от времени племя мигрирует, поспевая вслед за урожаем того или иного плода. Иногда приходится принимать участие в военных действиях. Случаются события, выходящие за рамки повседневности, которые вызывают особый отзвук в жизни племени. Это может быть рождение двойни, неожиданная смерть, связанная по мнению соплеменников с колдовством и т. д. В целом жизнь довольно однообразна. Но ткань однотонного бытия разрывается «праздниками», которые играют наиважнейшую роль в жизни первобытного сообщества (слово «праздник», как и многие другие современные слова, не совсем точно передает смысл того, что похоже на праздник в первобытности). Это событие всегда экстраординарное, даже если заранее запланировано. Это особое время, которое не просто прерывает будни, это время, когда снимаются некоторые очень важные в обычной жизни запреты. Праздник позволяет человеку реализоваться иным, более выразительным образом и тем самым снять эмоциональное напряжение, вызванное монотонностью и тяготами обыденности. Праздник структурирует бытие человека, разрывая время на определенные отрезки. Праздник – всегда за пределами работы, это противоположное работе, а не повседневности как таковой. В праздник делаешь не то, к чему принужден обстоятельствами, а то, что хочешь. В доисторические, да и в исторические времена праздниками отмечали окончание какой-то очень важной и трудной деятельности, напряжение которой и снималось за счет свободного делания того, что обычно было запретным, за счет выразительного эмоционального проявления человека в виде асоциального поведения, когда позволяется деструктивная деятельность, направленная на «выпускание пара». Ритуальная часть праздника в очередной раз подтверждает ценности единения членов общины и ее единения с тотемом, как бы успокаивая человека на сей счет: все в порядке, ничего не изменилось и не изменится, а посему возможны и некоторые отклонения. Праздник содержит моменты эмоционального «выхлеста» в виде танцев, песен, игр, когда накопленное напряжение снимается эмоционально-позитивной деятельностью.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История культуры повседневности. Учебное пособие"

Книги похожие на "История культуры повседневности. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - История культуры повседневности. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "История культуры повседневности. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.