» » » Ирина Макогон - Психология. Шпаргалка. Учебное пособие


Авторские права

Ирина Макогон - Психология. Шпаргалка. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Ирина Макогон - Психология. Шпаргалка. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Макогон - Психология. Шпаргалка. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Психология. Шпаргалка. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология. Шпаргалка. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Психология. Шпаргалка. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Издание содержит основные вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Психология», среди которых методы психологии, психика, сознание, восприятие, внимание, мышление и др. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.






 возрастная психология – раздел, изучающий психологические изменения человека в процессе онтогенеза, от рождения до смерти. Подразделы: детская и подростковая психология, геронтопсихология и пр;

 клиническая психология – отрасль, возникшая на стыке психологии и медицины, направленная на изучение психологических факторов, влияющих на развитие различных заболеваний, а также их лечение и профилактику. Подразделы: патопсихология, нейропсихология, специальная психология, психосоматика и психология телесности и др;

 экспериментальная психология – дисциплина, анализирующая, структурирующая, а также разрабатывающая методы психологических исследований;

 дифференциальная психология, изучающая психологические различия между людьми;

 социальная психология, рассматривающая личность в ее взаимосвязях с другими людьми и др.

На стыке психологии и смежных дисциплин в последнее время появляется все больше новых междисциплинарных областей психологии: психофармакология, психолингвистика, психофизиология и др.

В связи с конкретными задачами психологов-практиков возникают различные прикладные отрасли психологии. Они основываются на знаниях, накопленных общей психологией и другими фундаментальными отраслями, и, в свою очередь, обогащают последние новыми проблемами и результатами, стимулирующими развитие науки. Примеры: психология спорта, психология рекламы, юридическая психология, психология труда и др.

6. Место психологии в системе других наук

Междисциплинарный статус психологии достаточно высок как в прошлом, так и сейчас. Еще древнегреческий философ Платон, классифицируя науки, называл психологию «королевой наук», так как именно она обосновывает возможность их существования. Советский философ и историк науки Б. М. Кедров считал психологию «связующим звеном» между естественными, социальными и философскими науками. По мнению выдающегося швейцарского психолога Ж. Пиаже, психология «занимает ключевую позицию» в системе наук, отвечая на вопрос о том, как человек познает мир».

Взяв свое начало в философии (только в середине XIX в. психология стала самостоятельной наукой), она продолжает сохранять с ней тесную связь. В настоящее время существуют научные проблемы, которые изучаются как психологией, так и философией. К числу таких проблем относятся понятия личностного смысла, цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и другое.

Многогранная связь психологии с другими науками обусловлена и тем, что в центре внимания многих из них стоит человек. Так, она тесно связана с общественными науками, например с историей, экономикой, социологией, юриспруденцией, политологией, педагогикой и т. п. С естественными науками психологию связывают многие общетеоретические положения, поэтому она оказывается в тесном взаимодействии с биологией, физиологией, генетикой и даже физикой. В медицинской практике активно используются наработки психологии в области нейропсихологии, психофизиологии, клинической психологии, психологической реабилитации.

7. Психика

По современному определению психологии как науки, предметом ее является психика.

Психика – способность животных и человека реагировать на внутренние и внешние раздражители.

Основная функция – приспособительная (регуляция поведения в соответствии с внешними условиями).

Возникла на определенной ступени эволюции из-за усложнения условий существования живых организмов. По мере усложнения форм жизни, перехода от одноклеточного существования к многоклеточному, появилась необходимость в возникновении более сложного, чем раньше, механизма ориентации в среде – нервной системы, на основании которой и возникла психика. Один из ведущих отечественных исследователей психики А. Н. Леонтьев считал, что психика возникла в связи с появлением у живого организма необходимости активно анализировать действительность, то есть различать нейтральные и биологически важные стимулы, поступающие из окружающей среды.

Активное взаимодействие живого организма с окружающей средой, для того чтобы выжить в ней, называют психическим отражением. Ощущения и восприятие, образы памяти и мышление, эмоции и воображение – все это формы отражения индивидом окружающего его мира. В результате отражения мы способны видеть и слышать, чувствовать, представлять, вспоминать и т. п. Эти факты внутреннего опыта называют психическими явлениями.

Выделяют три группы психических явлений:

 психические состояния – характеристики психической деятельности за определенный период времени (например, мотивационные, эмоциональные, волевые состояния);

 психические процессы – ощущения и восприятие, эмоции и чувства, внимание и память, мышление и речь и т. п.;

 психические свойства личности – особенности психики конкретного человека (темперамент, характер, направленность личности и ее способности).

Отличие психики человека от психики животных: она формируется и постоянно обогащается за счет усвоения человеком социального опыта (личного и общечеловеческого). Такую форму психики, присущую человеку, называют сознанием (букв. «совокупность знаний»).

8. Физиологическая основа психики

Психика неразрывно связана с нервным субстратом. У кишечнополостных – сетевидная нервная система; у плоских червей – ганглиозная; у высших животных – нервная система, основным координирующим центром которых является головной мозг.

Нервная система состоит из центрального и периферического отделов. Центральная нервная система – это головной и спинной мозг.

Головной мозг – основа сознания. Делится на отделы: ствол мозга (здесь центры, регулирующие дыхание, сердцебиение, мигание и т. п.; мозжечок – отвечает за координацию движений), промежуточный мозг (таламус, гипоталамус – синтез гормонов, лимбическая система, миндалины, гиппокамп – важная роль в эмоциональных процессах и в памяти); передний мозг – полушария, покрытые корой. Полушария: белое вещество (координация движений) и серое вещество (психические функции). В коре 6 долей: лобная, теменная, височная, затылочная, островок, мозолистое тело. Выделяют также 3 зоны: сенсорная (получение информации от рецепторов), моторная (посылают команды в нижележащие структуры), ассоциативные (75 % от общей площади коры; обработка информации, принимают участие в протекании высших психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и т. п.).

Степень развития животного определяется не размером головного мозга, а сложностью его устройства.

Периферическая нервная система делится на соматическую (контролирует произвольные движения мышц) и автономную (отвечает за непроизвольные действия организма).

Структурные элементы нервной системы – нейроны. Это клетки, состоящие из тела, дендритов (короткие отростки, принимающие информацию) и аксона (длинный отросток, передающий электрические импульсы). Нейроны различаются по функциям: сенсорные (проводят информацию от мышц и органов к спинному и головному мозгу), моторные (посылают инструкции от спинного и головного мозга к органам), промежуточные (обеспечивают связь одних нейронов с другими). Уровень развития организма определяется степенью координации взаимодействия между ними, способностью к организации нейронных сетей.

9. Сознание

Сознание (букв. «совокупность знаний») – форма психики, присущая человеку; такая форма психического отражения, при которой выделяются объективные, независимые от субъективного состояния свойства окружающей действительности и формируется устойчивая картина мира.

Отличие от психики животных: формируется и постоянно обогащается за счет усвоения человеком социального опыта (личного и общечеловеческого). Отражение действительности здесь происходит в форме словесных понятий и чувственных образов.

Основные свойства:активность (связанность с конкретной деятельностью); избирательность (направленность на определенные объекты); целостность, которая может разрушиться при некоторых психических заболеваниях, например при шизофрении; устойчивость и в то же время непрерывное развитие; индивидуальный характер (сознание одного человека отличается от сознания других в силу генетических отличий, воспитания, жизненного опыта и т. п.); способность к самонаблюдению и самооценке (так называемое самосознание).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология. Шпаргалка. Учебное пособие"

Книги похожие на "Психология. Шпаргалка. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Макогон

Ирина Макогон - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Макогон - Психология. Шпаргалка. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Психология. Шпаргалка. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.