» » » Ирина Макогон - Психология. Шпаргалка. Учебное пособие


Авторские права

Ирина Макогон - Психология. Шпаргалка. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Ирина Макогон - Психология. Шпаргалка. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Макогон - Психология. Шпаргалка. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Психология. Шпаргалка. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология. Шпаргалка. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Психология. Шпаргалка. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Издание содержит основные вопросы экзаменационных билетов по учебной дисциплине «Психология», среди которых методы психологии, психика, сознание, восприятие, внимание, мышление и др. Данное пособие не является альтернативой учебнику, но станет незаменимым помощником для студентов в закреплении изученного материала при подготовке к сдаче зачета и экзамена.






Благодаря сознанию человек может не только использовать то, что дает ему природа, но и воздействовать на окружающий мир, создавая собственную действительность, познавать закономерности природы и общества, а также закономерности собственного существования.

10. Структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл

Сознание (букв. «совокупность знаний») – форма психики, присущая человеку; такая форма психического отражения, при которой выделяются объективные, независимые от субъективного состояния свойства окружающей действительности и формируется устойчивая картина мира.

Имеет сложную структуру. Сейчас выделяют 3 компонента:

1. Чувственная ткань, состоящая из чувственных образов и впечатлений. Функция – создание чувства реальности внешнего мира. Является необходимой, но в каком-то смысле второстепенной частью сознания, что доказывают наблюдения за людьми с нарушениями восприятия (чувственная ткань отличается от обычной, но это не влияет на их картину мира).

2. Значения (здесь значения слов языка, событий, состояний и т. п.). Существуют универсальные значения, где в свернутой форме представлен весь опыт человечества (то есть они одинаковы для всех людей на планете), а есть те, что различаются у представителей разных культур, социальных групп и т. п. Изучением значений занимается отрасль психологии – психосемантика.

3. Личностный смысл – отражает то, что то или иное явление значит для конкретного человека, как относится к его личной системе мотивов.

11. Измененные состояния сознания: сон, гипноз

Сознание необходимо для того, чтобы отражать картину мира, адекватную реальности. Но существуют такие состояния, когда восприятие реальности искажается.

Сон – одно из измененных состояний сознания. Это неоднородное состояние, в котором выделяются 2 стадии: медленно- и быстроволновой сон (т. е. на разных стадиях сна могз генерирует различную электрическую активность). При медленноволновом сне организм отдыхает: дыхание, сердечный ритм и обмен веществ замедляются, мышцы расслабляются и т. п. Длительность – примерно 1,5 часа. Расстройство медленноволнового сна: лунатизм/сомнамбулизм – выполнение во время сна бессознательных, но внешнеупорядоченных действий, о которых человек потом не помнит. Сон в этом случае носит частичный характер: торможение захватывает только часть коры головного мозга.

Медленноволновой сон сменяется быстроволновым. Его длительность – несколько минут. Это сон со сновидениями. Основная функция такого сна – переработка информации, полученной за день.

Гипноз – другая известная форма измененного состояния сознания. Этим термином обозначают широкий круг психических явлений. В состоянии гипнотического транса человек (или группа людей – массовый гипноз) под действием внушения (другим человеком или самопрограммированием) совершает действия, о которых впоследствии не помнит (постгипнотическая амнезия).

Сейчас многие исследователи воспринимают гипноз как «частичный сон». Отличие от естественного сна: сон запускается врожденной генетической программой, гипноз – искусственной.

В состоянии гипнотического транса люди часто демонстрируют способности, которых у них нет в состоянии бодрствования, сверхспособности. В связи в этим сейчас развиваются представления о том, что с помощью гипноза можно создать такие состояния сознания, в которых будет открываться доступ к резервам человеческой психики.

12. Самосознание. Этапы формирования самосознания человека

Самосознание (или сознание собственного Я) – это:

• сознание индивидом самого себя, в отличие от других и от мира в целом;

• сознание своих потребностей и мотивов, чувств и переживаний и т. п.;

• осознание самого себя в отношениях с окружающей действительностью;

• совокупность представлений о самом себе, выражающаяся в «Я-концепции».

Ряд авторов считает самосознание «ядром личности», то есть оно является необходимым условием существования личности. Сознание внешнего мира и самосознание возникают одновременно и развиваются параллельно.

Основная функция – сделать для человека доступным понимание собственных мотивов, действий и их результатов для последующей саморегуляции.

Развитие самосознания в онтогенезе совпадает с общей динамикой развития ребенка и происходит в 2 этапа:

1. Формирование схемы тела и «Я» как системы чувственной самоидентификации, причем в основе чувства «Я» лежат социальные предпосылки – оно формируется на основе реакций окружающих людей.

2. Формирование рефлексивного уровня самосознания, способности не только отличать себя от внешнего мира, но и осмысливать происходящее внутри.

Механизмы формирования самосознания – феномены субъективного уподобления и дифференциации: 1) принятие точки зрения другого на себя; 2) усвоение социальных норм и правил через прямое или косвенное внушение окружающими/родителями; 3) трансляция оценок и стандартов, что формирует уровень притязаний; 4) система контроля со стороны родителей; 5) система отношений с родителями; 6) семейная идентичность или степень вовлечения ребенка в семейные взаимоотношения; 7) идентификация или уподобление себя другому человеку.

Структура самосознания: Я-реальное (представления о себе настоящем), Я-идеальное (каким человек хотел бы быть), Я-прошлое (представления о своем прошлом), Я-будущее (представления о будущем).

13. Основные этапы становления психологии как науки

1. Донаучный этап (развитие психологии здесь в рамках культуры и философии). Первые представления о психике – анимизм в первобытной мифологии: каждый предмет имеет душу. С развитием общества возникло учение о душе. Демокрит: душа материальна; Платон: душа идеальна; Аристотель: мир состоит из материи и формы, душа – форма живого тела.

2. Психология как наука о сознании (XVI–XIX вв.). На этом этапе были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания.

Бэкон: предложил отказаться от изучения общих вопросов о душе и начать опытное исследование ее процессов и функций. Декарт: разделил материальное (природа, животные, тело человека) и духовное (человеческая душа). Психика – внутренний мир человека, доступный лишь самонаблюдению. Природа души – в мышлении. Локк: «отец» экспериментальной психологии. Гольбах, Гельвеций: идея о социальной обусловленности психики.

3. Начало научного этапа в развитии психологии, экспериментальный этап (XIX в.).

Предпосылки: достижения в области естествознания, психиатрии, биологии и др.; внедрение эксперимента в изучение психических явлений. 1-я научная психологическая школа – школа Вундта в Лейпциге. Метод изучения – самонаблюдение.

Начало XX в.: осознание несостоятельности субъективно-идеалистического представления о сознании как о предмете психологии. Психология как наука о сознании перестала удовлетворять увеличивающимся в связи с развитием общества запросам практики. Возникло большое количество новых направлений.

4. Становление психологии как науки, изучающей объективные закономерности психики, их проявления и механизмы (XX в.). Психология превращается в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности людей и общества. Направления: 1) бихевиоризм: психология – наука о поведении; 2) гештальтпсихология: поведение – не просто набор рефлексов, а целостность; 3) глубинная психология: психическая жизнь человека не ограничивается сознанием, а выходит далеко за его пределы; 4) гуманистическая психология: идея целостности человека, в течение всей жизни стремящегося к наиболее полному развитию личных возможностей; 5) когнитивная психология: психика – устройство, непрерывно перерабатывающее и кодирующее поступающую информацию.

Отечественная психология XX в.Культурно-исторический подход: два пути развития психики – натуральный и культурно-опосредованный. Деятельностный подход: изучение проблемы практической деятельности и сознания, проблемы развития психики и др.

14. Психология как наука о душе: развитие психологических знаний в Античности и Средневековье

Учение о душе – донаучный этап развития психологии. Возникло и развивалось в рамках древней философии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология. Шпаргалка. Учебное пособие"

Книги похожие на "Психология. Шпаргалка. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Макогон

Ирина Макогон - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Макогон - Психология. Шпаргалка. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Психология. Шпаргалка. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.