» » » » Анна Столь - Толковая околесица. Современные методики обучения лучших университетов мира


Авторские права

Анна Столь - Толковая околесица. Современные методики обучения лучших университетов мира

Здесь можно купить и скачать "Анна Столь - Толковая околесица. Современные методики обучения лучших университетов мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Толковая околесица. Современные методики обучения лучших университетов мира
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Толковая околесица. Современные методики обучения лучших университетов мира"

Описание и краткое содержание "Толковая околесица. Современные методики обучения лучших университетов мира" читать бесплатно онлайн.



Цель книги – обзор последних и доказавших свою эффективность педагогических приемов в образовании, помощь преподавателям, учителям в собственных разработках активных методик. Результат работы читателя с предлагаемыми идеями – обогащение педагогического мастерства, получение больше радости от преподавания и принесение больше радости от учебы своим студентам, ученикам; в итоге – повышение эффективности работы и конкурентоспособности как преподавателей.






В большинстве случаев учебный процесс происходит в группах. Один или несколько преподавателей организуют группу учащихся для проработки определенной темы. Как правило, от преподавателей ожидается, что именно они будут определять содержание, методы и темпы обучения. Произвольное внимание учащихся направлено на преподавателя. Вместе с тем значительная часть их внимания зачастую бывает одновременно занята посторонними вещами. Невидимая часть учебного процесса – посторонние, но крайне важные моменты (страхи, неуверенность или наоборот уверенность, симпатии и антипатии, желания, доверие и пр.), а видимая – темы, открыто обсуждаемые группой (теории, время и цели работы).17

Выделяют 4 фазы развития группы.

Каждая групповая ситуация, независимо от того, существует ли она на протяжении двух часов или полутора недель, проходит в своем развитии определенные фазы. Они имеют различную длительность в зависимости от ситуации, и между ними не всегда можно провести четкую границу. Но в своих основных чертах эти фазы, с их вопросами, специфическими потребностями учащихся и требованиями, предъявляемыми к преподавателям, характерны для всякого учебного процесса.


1-я Фаза «Поступление, «оттаивание», ориентирование

В начале каждой ситуации учащиеся полны ожиданий в отношении темы занятий и в отношении других. Желание сориентироваться порождает большие ожидания по отношению к руководству, к ведущим и направляющим. В данной фазе основная потребность учащихся – это укрепление их чувства уверенности в себе и чувства как своей самостоятельности, так и того, что он принят остальной группой и приятен ее членам. В эту фазу входят ситуации приветствия, знакомства членов группы и, отчасти, первичное вхождение в содержательные аспекты темы. Четко выраженные и надежные структуры и правила дают необходимые ориентиры и уверенность, нужную для обретения доверия к преподавателю и всей группе в целом.18

В этой фазе целесообразно ознакомить учащихся с требованиями преподавателя и показать, как измеряется успех, по каким критериям ставится та или иная оценка, необходимо представление об объеме планируемой работы и ориентировочных сроках выполнения важных заданий (курсовые работы, контрольные работы и пр.)


2-я Фаза «Брожение и отстой»

Если в фазе знакомства каждый участник группы находит для себя личные отправные точки, то во второй фазе происходит прояснение его отношений с другими членами группы. Каждый участник желает более четко выразить свои интересы и приступить к их удовлетворению. В этой фазе складывается социальная иерархия, и начинается борьба за власть и позиции.

Описывая эту фазу, исследователи пользуются термином «ссоры братьев и сестер»: участники выясняют отношения друг с другом, а также с «родителями», то есть преподавателями. Таким образом, преподавателя в этой фазе начинают «прощупывать» и испытывать, – с помощью критических вопросов подвергают сомнению его авторитет, игровыми приемами проверяют наличие границ и свободного пространства, короче говоря, создаются обязательные для группы нормы и ценности.

В этой фазе полезно прибегнуть к методам, формирующим собственные позиции членов группы и поиск единомышленников. Необходимо установить и уточнить имеющиеся интересы и цели, выяснить наличие сходств и различий, создать возможности для установления контактов и выяснения отношений. Сюзанна Вигман и Вернер Мюллер предостерегают против использования в этой фазе методов игрового соперничества. Победа или поражение могут стать определяющими на весь срок дальнейшей работы группы.19


3-я Фаза «Желание работать и продуктивность»

Если во второй фазе, когда происходит методическое и содержательное формирование группы, удается выяснить существенно важные вопросы, то далее группа входит в фазу стабильной работоспособности. Создается микроклимат взаимного обогащения, который обеспечивает ответственное отношение участников к групповой работе. Благодаря этому преподаватель может уже отойти на задний план. Теперь достаточно давать группе советы по организации ее работы (выбору методов и применяемых приемов) и оказывать воздействие при принятии решений (функции модератора). Всякий раз, когда начинается новая тема или группа вступает в новый этап работы, происходит, хотя и в ослабленной форме, повторение первой и второй фаз: каждое новое задание вызывает новые импульсы и новые страхи и опасения, оно может дать и новый шанс на изменения в распределении ролей и влияний в группе. Поэтому в третьей фазе также следует помнить о балансе интересов каждого из членов группы, общего группового интереса и содержательных учебных целей.


4-я Фаза «Выход и переход к повседневности»

Если группа приятно и продуктивно провела время на занятиях, то завершение курса процесса обучения может оказаться для ее членов болезненным переживанием. Кто-то еще старается не думать о приближении конца занятий, другие, напротив, мысленно уже снова вернулись к привычной работе и жизни.

Чтобы целостный процесс не распался, необходимо довести до конца все начатые темы – как учебные, так и личностные. И здесь вновь возрастает роль преподавателя, которая становится более значительной, чем в предшествующей фазе. Это вызвано тем, что интересы учащихся в четвертой фазе становятся разнородными и менее осознанными.

Окончание учебного процесса в содержательном плане означает подведение итогов и обобщение результатов, обзор не изученных на занятиях вопросов, обсуждение шагов, которые должны быть предприняты в дальнейшем. При завершении учебного процесса в группе следует дать оценку результатов – это позволяет учащимся оглянуться на пройденный группой путь, успехи и неудачи. Наконец, реальное прощание – тот момент, когда учащиеся расстаются с группой, и каждый из них идет дальше своим путем.


В процессе учебы группа проходит последовательно все 4 фазы. В случае типичного развития группы для его первой фазы характерно радостное предвкушение и открытость новым контактам и новому познавательному опыту. Во второй фазе, когда восторги поулягутся и интенсивность первых занятий несколько ослабнет, происходит необходимое распределение позиций и с ним отрезвление, а порой и разочарование, потому что не все содержательные и личные запросы удается удовлетворить. Если вторая фаза продуктивно используется для выяснения отношений, то третья фаза проходит под знаком успешной коммуникации и сотрудничества. Именно в ней и происходит то, ради чего учащиеся пришли в группу. Снизится ли настроение в фазе завершения работы и прощания – оттого, что многое остается недоученным, оттого что снова не хватило времени, оттого что еще не хочется расставаться, – или настроение останется на прежнем высоком уровне и будет взято учащимися с собой в обычную жизнь, потому что появилось много новых знакомств, стимулов, вера в себя, есть договоренность о новой встрече, – в значительной мере будет обусловлено продуманным формированием ситуаций, которыми завершается обучение в группе.20


Коммуникация. Четыре стороны сообщения.

Коммуникация представляет собой средство для обмена информацией, знаниями, а также ожиданиями, настроениями, чувством замешательства, которые передаются партнеру в разговоре и при невербальном общении. Представить себе многоуровневый характер коммуникации легче всего с помощью предложенной Фридеманом Шульцем фон Туном теории о «четырех сторонах сообщения». Согласно этой теории, каждое сообщение посылается и принимается на четырех «частотах». Оно всегда содержит помимо выражаемой в нем предметной информации еще и информацию о говорящем (так называемое самораскрытие), об отношении между говорящим и адресатом сообщения и, наконец, требование, которое, правда, чаще всего остается не высказанным непосредственно.

С точки зрения коммуникации, для учебного процесса существенно то, что не высказанные или неясные моменты сообщения мешают пониманию и даже могут его полностью блокировать. Во всех случаях сомнения необходима обратная связь – нужно убедиться, что полученное адресатом сообщение соответствует тому сообщению, которое было ему направлено.21 (Более подробно об обратной связи см. в разделе «Построение обратной связи – отзывы студентов (feedback)»).

Преподавателям следует задавать себе следующие вопросы:

– Ясно ли, понятно ли я излагаю материал?

– Проявляю ли я свое «я», раскрываюсь ли, выказывая свои интересы и чувства в том, что я говорю? Если нет – не становятся ли мои высказывания неоднозначными из-за моего желания не слишком раскрываться перед аудиторией?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Толковая околесица. Современные методики обучения лучших университетов мира"

Книги похожие на "Толковая околесица. Современные методики обучения лучших университетов мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анна Столь

Анна Столь - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анна Столь - Толковая околесица. Современные методики обучения лучших университетов мира"

Отзывы читателей о книге "Толковая околесица. Современные методики обучения лучших университетов мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.