» » » » Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон


Авторские права

Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон

Здесь можно купить и скачать "Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентПрогресс-Традицияc78ecf5a-15b9-11e1-aac2-5924aae99221, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон
Рейтинг:
Название:
Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-89826-467-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"

Описание и краткое содержание "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать бесплатно онлайн.



В книге исследуются рецепция и интерпретация базовых онтологических категорий – времени, пространства, материи – во французской философии и искусстве (музыка и живопись) рубежа XIX–XX веков. Выявляется соответствие двух картин мира, создаваемых каждой из этих областей человеческого духа. В орбиту изучения попадают наиболее примечательные фигуры, новации которых отражают кардинальный поворот в философском и художественном мышлении, прежде всего – с точки зрения трактовки важнейшей для миропонимания рубежа столетий категории времени. Философия Анри Бергсона, музыка Клода Дебюсси, фантазии Одилона Редона вступают на страницах книги в диалог, окрашенный в онтологические тона.






471

Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. С. 139. «Сущность жизни заключается в непрерывности изменения; а все наши понятия фиксированы и прерывны, и единственным способом привести их в соответствие с жизнью является произвольное предположение остановок в самой жизни» (Там же).

Такое отсутствие определений и четких дефиниций в системе Бергсона, естественно, не могло не задеть многих исследователей, не привыкших к такому растождествлению смысла с самим собой. «Что такое интуиция? – вопрошает Свасьян. – Бергсон так и не дает нам внятного и точного объяснения. Все его характеристики настолько художественно живописны, насколько методологически туманны и смутны: вместо философского определения читателю предлагается орнаментальный эпитет – „божественная способность“. Если даже принять жаргон Бергсона, остается все-таки непонятным: не могла ли эта „божественная способность“ избежать стольких противоречий, неясностей и просто ошибок? Интуиция, ставшая методом, не есть ли отрицание метода?» (Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии (Критика и анализ) / Карен Араевич Свасьян. 2-е изд. М.: Академический Проект: Альма Матер, 2010. (Современная русская философия). С. 80–81).

472

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 24.

473

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 25.

474

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 23. См. также: С. 25, 28, 29, 35.

475

Ясно, что движение не всегда предполагает качественное изменение.

476

Скорее всего, Джеймс имеет в виду Серена Кьеркегора; Бергсон, правда, насколько известно, не был знаком с идеями этого философа.

477

Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. С. 134.

478

Бергсон А. Творческая эволюция. С. 33. Понятия «столь же стабильны, как предметы, по образцу которых они создаются» (Там же. С. 171). «Бытие мира, собственно говоря, есть становление, и именно это становление непостижимо для разума. Разум постигает только твердое, остывшее, статическое», – комментирует Штенберген (Штенберген А. Интуитивная философия Анри Бергсона. С. 33).

479

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 25.

480

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 24.

481

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 25. Чтобы избавиться отнедостатков систем, сконструированных посредством жестких понятий, нужно, полагает философ, «переместиться в движущееся и проходить вместе с нимчерез неподвижные положения» (Там же. С. 35). Как указывает Т. Кузьмина, все направление «философии жизни» ориентировано «на переживание, причем непосредственное в своей очевидной данности, некой реальности, которая составляет основу человеческого существования, в том числе и деятельности нашего разума» (Кузьмина Т. А. Анри Бергсон. С. 11). Следовательно, гносеологические инструменты, соответствующие означенной установке, также должны органично встраиваться в поток переживания, чтобы между инструментами и познаваемой реальностью не было, вспоминая излюбленное выражение Бергсона, различия по природе.

482

См.: Блауберг И. И. Анри Бергсон. С. 456.

483

Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 101.

484

См.: Бергсон А. Введение в метафизику. С. 10.

485

Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 111.

486

См.: Бергсон А. Интеллектуальное усилие / Анри Бергсон // Бергсон А. Собрание сочинений: в 5 т. / Анри Бергсон. СПб.: М. И. Семенов, 1913–1914. Т. 4: Вопросы философии и психологии; пер. В. Флеровой. 1914. С. 149–151.

487

Нэтеркотт Ф. Философская встреча: Бергсон в России (1907–1917) / Френсис Нэтеркотт; пер. и предисл. И. И. Блауберг. М.: Модест Колеров, 2008. (Исследования по русской мысли: Т. 13.) С. 265.

488

Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 114.

489

Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. С 120. Разумеется, обычные понятия не имеют отношения к переживанию. «Давая этому опыту название и классифицируя его, – продолжает Джеймс, – мы впервые говорим, что именно оно такое, и все эти „что“ суть отвлеченные имена или понятия» (Там же).

490

«Истина заключается в том», что наше мышление «может поместиться в подвижную реальность, следовать за ее беспрерывно меняющимся направлением, словом, овладевать ею посредством той интеллектуальной симпатии, которую называют интуицией» (Бергсон А. Введение в метафизику С. 36). Ведь новые понятия способны «принять „форму жизни“» (Блауберг И. И. Предисловие / Ирина Игоревна Блауберг // Бергсон А. Творческая эволюция / Анри Бергсон; пер. с фр. В. А. Флеровой, сверен И. И. Блауберг и И. С. Вдовиной; предисл. И. И. Блауберг. Жуковский; М.: Кучково поле, 2006. С. 22), – а жизнь представляет собой направленный процесс.

491

См.: Бергсон А. Введение в метафизику. С. 34, 36, 37, 38.

492

См.: Бергсон А. Введение в метафизику. С. 34. Мы уже знаем, что, согласно Бергсону, невозможно «исходить из понятий с ярко очерченными контурами, чтобы охватить помощью этих понятий текучую реальность»: необходимо «повернуть в обратную сторону обычное направление работы мысли» и прийти к «понятиям текучим, способным следовать за реальностью во всех ее изгибах и усваивать само движение внутренней жизни вещей» (Там же. С. 36).

493

«…В реальном конкретно-чувственном потоке жизни одно переживание настолько проникнуто другим, что трудно установить, что исключается и что нет» (Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. С. 139–140).

494

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 13. См. также: Бергсон А. Интеллектуальное усилие. С. 132.

495

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 37.

496

Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. С. 150. На эту же тему в этой работе см. С. 121, 139–143.

497

Бергсон А. Творческая эволюция. С. 171; курсив мой. – Е. Р.

498

Кузьмина Т. А. Анри Бергсон. С. 14. «Не случайно поэтому, указывает Бергсон, превалирующей идеей прежней философии, на которой проверялись истинность и объективность познания, была идея пространства, или протяженности (вспомним Декарта, согласно которому познаются только протяженные тела)» (Там же).

499

Джемс У. Вселенная с плюралистической точки зрения. С. 150.

500

Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 102.

501

Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 102.

502

См. об этом: Бергсон А. Введение в метафизику. С. 13; Его же Творческая эволюция. С. 235; Его же. Интеллектуальное усилие. С. 142.

503

Башляр Г. Новый рационализм / Гастон Башляр; сост. Ю. П. Сенокосов; пер. с франц. Ю. П. Сенокосова, Г. Я. Туровера, ред. В. М. Леонтьев; предисл. и общ. ред. А. Ф. Зотова. М.: Прогресс, 1987. С. 341.

504

Башляр Г. Новый рационализм. С. 341.

505

Этот вопрос затрагивался во втором параграфе главы II.

506

Башляр Г. Новый рационализм. С. 341.

507

Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 100.

508

Бергсон А. Введение. Часть вторая. С. 100.

509

См.: Бергсон А. Введение в метафизику. С. 13.

510

Делёз Ж. Бергсонизм. С. 230.

511

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 6. См. также: С. 4, 18, 26 (точка зрения характеризуется здесь как взгляд разума), 23, 28, 32 (постулируется неподвижность точек зрения как фиксированных позиций наблюдателя, расположившегося вне познаваемого объекта).

512

Бергсон А. Введение в метафизику. С. 21–2.

513

См.: Бергсон А. Творческая эволюция. С. 207–210.

514

Имеется в виду множественность рядоположения и множественность взаимопроникновения.

515

Делёз Ж. Бергсонизм. С. 237. Фраза «два источника» адресует к идеям, изложенным в бергсоновской книге «Два источника морали и религии», в том числе к противопоставлению двух типов общества (открытого и закрытого; этим типам соответствуют два вида морали и религии – динамической и статической). См.: Бергсон А. Два источника морали и религии / Анри Бергсон; пер. с франц., послесл. и примеч. А. Б. Гофмана. М.: Канон, 1994. 382, [1] с. (История философии в памятниках).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"

Книги похожие на "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Ровенко

Елена Ровенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Ровенко - Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон"

Отзывы читателей о книге "Время в философском и художественном мышлении. Анри Бергсон, Клод Дебюсси, Одилон Редон", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.