» » » Влада Пищик - Психология ментальности поколений


Авторские права

Влада Пищик - Психология ментальности поколений

Здесь можно купить и скачать "Влада Пищик - Психология ментальности поколений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Влада Пищик - Психология ментальности поколений
Рейтинг:
Название:
Психология ментальности поколений
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4460-9842-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология ментальности поколений"

Описание и краткое содержание "Психология ментальности поколений" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие разработано для спецкурса магистратуры. Анализируются основные подходы к проблеме ментальности в психологии. Проводится сравнение имеющихся концепций ментальности. Изложена авторская концепция трансформации ментальности поколений. Практическая часть пособия содержит проектные задания и методики исследования ментальности. Учебное пособие адресовано преподавателям, аспирантам, студентам, исследующим проблемы ментальности поколений.






В. И. Пищик

Психология ментальности поколений

Введение

В современной России произошли качественные общественно-экономические преобразования, вызвавшие изменения в сознании населения. Безусловно, что данные реалии обусловливают противоречивые, кризисные явления развития поколений, приводящие к трансформации их ментальности. В связи с этим возникают вполне закономерные вопросы рассмотрения детерминации ментальности и механизмов её трансформации. Поиск ответа на эти вопросы необходим для создания условий регуляции поведением поколения ХХI в., у которого процессы трансформации традиционной ментальности наблюдаются особенно отчётливо. Актуальность темы определила создание учебного пособия, сопровождающего дисциплину «Социальная психология ментальности поколений» магистерской программы.

Цели дисциплины: освоение магистрами знаний о социально-психологической природе ментальности, овладение технологиями управления ментальностью поколений.

Задачи дисциплины:

1. Сформировать у магистров междисциплинарный подход к ментальности как к специфическому социально-психологическому феномену.

2. Рассмотреть трактовки понятия «Ментальность», «Менталитет» как основу выбора технологии ее управления.

3. Сформировать у магистров представления о социально-психологических компонентах ментальности.

4. Передать магистров методический инструментарий выявления типов и видов ментальностей поколений.

5. Научить магистров определять этапы трансформации ментальности поколений.

В учебном пособии раскрываются проблемы репрезентации, посредством которых можно изучить ментальность поколений и процессы ее трансформации. Критериями освоения студентами дисциплины являются знания теоретико-методологических основ анализа ментальности поколений; усвоение основных феноменов ментальности как специфического вида связи поколений; знание критериев определения видов, типов ментальности. В процессе освоения спецкурса студенты выполняют проектные задания, отвечают на вопросы.

В пособии раскрываются проблемы репрезентации, посредством которых можно изучить ментальность поколений. Критериями освоения студентами дисциплины являются знания стратегий поведения поколений, освоение правил и техник управления ментальностью на основе различных методических подходов. В процессе освоения дисциплины студенты выполняют проектные задания.

1. МЕНТАЛЬНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Тема 1.1. История вопроса

Анализ литературы по проблеме трансформации ментальности позволяет выделить несколько этапов ее рассмотрения. Исследования ментальности были начаты в исторической школе «Анналов» 20 гг. ХХ в. Ж. Л. Гофф выделил три направления в изучении ментальности школы «Анналов»: изучение социальных навыков мышления, история «коллективных автоматизмов в ментальной сфере» и история ценностных ориентаций.

Историкам удалось проследить смену ценностей различных слоев населения (крестьян, ремесленников, королевских особ и др.) и воссоздать представления людей определенных эпох (Л. Февр), социальную структуру классовых отношений (М. Блок). Полагалось, что смена представлений происходит через признание представлений авторитетных философов и религиозных мыслителей в обществе (Л. Февр).

В русской философии начала ХХ в. описываются особенности российской ментальности, полагается, что российский народ имеет коллективистские корни (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, К. Н. Леонтьев, А. С. Хомяков, 1994 и др.). Л. Н. Гумилев определял, что природные условия Евроазии способствовали объединению людей, а не обособлению. В. К. Кантор писал, что русским реалиям присущи – «склонность к стихийности, бунту, нигилизм, произвол и т.п.». В. С. Соловьев подчеркивал, что эта особенность заложена еще в родоплеменном строе: «неспособность к единству, порядку и организации» были отличительными свойствами славянского племени. Было отмечено, что коллективизм в западном понимании, отличается от российского коллективизма, поскольку построен не на организационном, а на духовном единстве. Это послужило началом в изучении ментальности в этнопсихологии и решении проблемы разведения понятий «национальный характер» и «ментальность», а также постановки вопроса о возможности изменения ментальности.

В 70 гг. философы (П. С. Гуревич, А. П. Огурцов, А. Н. Ерыгин, А. С. Панарин и др.) ставили вопросы о природе ментальности (социокультурной или национальной), о границах феномена (цивилизация и общество, группа и личность), ее составляющих (инвариантных образов, представлений) и связи с культурой (особенности российской ментальности), ее структуре (глубинные и поверхностные уровни).

Психологические подходы начинаются с работ И. Г. Дубова (1994), В. А. Шкуратова (1997). Поднимаются вопросы структуры ментальности, возможности и невозможности ее выделения, определения психологических коррелятов ментальности. И. Г. Дубов исследовал основные тенденции смены ценностей, воплощенных в ментальности современного общества. В. А. Шкуратов с позиций исторической психологии создал концепцию ментальных порядков, где отразил смену ментальностей различных эпох, предполагая изменения особенностей коммуникации, мышления и форм опосредования отношений между людьми. Самарская школа продолжила исследования провинциальной и городской ментальности как проблемы группового сознания (Г. В. Акопов, Т. В. Иванова, 1994, 2003). Определено, что ментальность соотносится с приобретаемым, социальным, в специфичном пространстве, времени и культурно-исторической эпохе. Это осуществляется в рамках организационно-методологического подхода, позволяющего осуществить обмен мнений специалистов различных дисциплин и реализовать межрегиональные сравнения.

Сегодня в решении проблемы ментальности утвердились психосоциальный, типологический и кросс-культурный подходы (К. А. Абульханова, А. Л. Журавлев, 2002; М. И. Воловикова, 2005). Психосоциальный подход основан на том, что рассматриваются психические явления на социальном и психическом уровнях, при этом они рассматриваются во всей своей сложной взаимосвязи и отношениях, как системные, многомерные образования. Типологический подход (К. А. Абульханова) представляет как процессуальный способ ее построения, когда очередной этап выдвигает совокупность методологических и теоретических вопросов. Во-вторых, что каждый тип рассматривается в системе с остальными. В-третьих, что типология отражает исследовательскую стратегию с обратной связью и в-четвертых, что типология продуцирует теоретический и эмпирический континуум интерпретации данных. Объектами такой типологии могут выступать сложные системы. К. А. Абульханова (1999) выдвигает две стратегии исследования целостности ментальности: изнутри – парциальное исследование ее составляющих и извне – сравнительное исследование ментальности других обществ. Развивается этнофункциональный подход к ментальности (А. В. Сухарев, 2011).

Подходя к вопросу ментальности, мы исходим из трех положений: во-первых, что ментальность является целостностью, «гештальтом» (К. А. Абульхановой), но это динамическая целостность, то есть можно наблюдать и периоды дезинтеграции данной целостности. Во-вторых, социальное порождается не индивидом, а социальной группой ее нормами и правилами (Э. О. Росс), в-третьих, в силу мультикультурности современного Российского общества, каждое из поколений, как большая группа может порождать свою культуру и правомочно применять кросс-культурный подход к сравнительным исследованиям поколений, например в одном регионе.

Тема 1.2. Дефиниция ментальности

Термин «ментальность» не имеет устоявшейся дефиниции (общее умонастроение, мировидение, коллективное бессознательное, общественное сознание и др.). Д. Филд отмечает, что пока со стороны психологии «не имеется настоящей опоры» в изучении ментальности [1996, с. 5]. Остаются неразрешенными проблемы эмпирического исследования ментальности. Из аналитических обзоров следует, что термин «ментальность» введен «Новой исторической наукой» в начале ХХ века французской историографической школой «Анналов». Ментальность была представлена как коллективное мировидение (Л. Февр, 1991), выразитель внеиндивидуальной стороны личности (М. Блок, 1973). Человек усваивает ментальность через – язык, воспитание, общение, в своем жизненном опыте. Школа «Анналов», описывая ментальность, определяют ее как мыслительную, духовную субстанцию, характерную для всего общества и отдельных его слоев, определяющую его картину мира и поведение. Если основываться на взглядах представителей «Анналов», то ментальность принадлежит общественному сознанию, термин приобретает самостоятельный статус духовно-исторического феномена культуры и подчеркивается его когнитивная нагрузка. Социальные историки выделили ментальности различных исторических эпох.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология ментальности поколений"

Книги похожие на "Психология ментальности поколений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Влада Пищик

Влада Пищик - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Влада Пищик - Психология ментальности поколений"

Отзывы читателей о книге "Психология ментальности поколений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.