» » » Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества


Авторские права

Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества

Здесь можно купить и скачать "Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Социология, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества
Рейтинг:
Название:
Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-3293-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества"

Описание и краткое содержание "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества" читать бесплатно онлайн.



Монография посвящена исследованию институциональных, социокультурных и функциональных характеристик ювенальной инвалидности в Российской Федерации как проблемы, обусловленной противоречием между потребностью в полноценной социализации, социальной интеграции и самореализации детей, подростков и молодых инвалидов, с одной стороны, и инститтшюнальным полем, призванным на практике обеспечить успешное осуществление указанных процессов, с другой. Книга предназначена для научных работников, специалистов социальной сферы, занимающихся проблемами инвалидности и разработкой программ по социальной интеграции детей, подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, а также преподавателей, студентов и всех интересующихся данной проблемой. Ряд положений и выводов могут быть использованы в учебном процессе.






Концепции «инаковости» или социального исключения были реакцией на возведение физических барьеров между лицами с нарушениями и миром «нормальных». Анализируя эту проблему на примере безумия, Мишель Фуко обращает внимание, что в результате проказы возникли ритуалы отвержения, исключения и надзора, а в результате чумы – практики контроля в виде дисциплинарных схем.

М. Фуко исследует практику отношения к сумасшедшим в исторически-временном интервале, сначала с вынесением социального, а затем уже и медицинского диагноза душевнобольным людям. Вплоть до VIII в. умалишенность воспринималось обществом как социальная опасность, потому использовались практики изоляции: людей с помешательством сажали в тюрьмы или помещали в госпитали, где приковывали цепями к стенам камер или кроватям. Данные меры, по мнению М. Фуко, не носили карательного характера, но призваны поставить жесткие физические границы безумцу, впавшему в бешенство и ярость.89 Начиная с конца VIII века в мире появились психиатрические лечебницы, где к таким людям стали относится с большим пониманием, пришло осознание того, что они больны. Таким образом, М. Фуко приходит к выводу о том, что с изменением понимания сути проблемы безумия, изменяются и практики отношения к ним.

Р. Декарт сводит безумие к безмолвию. Безраздельное воцарение разума, считает Р. Декарт, сопровождалось полным разрывом отношений с неразумностью, безумец стал социально опасным типом.

Ф. Паркин в 1979 г. определяет исключение как попытку одной группы сохранить и защитить свою привилегированную позицию за счет какой-то группы через ее подчинение. Ответная реакция на действия по исключению называется узурпацией, подразумевающей использование власти в отношении вышестоящих групп. Исключение и узурпация – две основные формы коллективного способа действия одной группы против других претендентов на ресурсы и вознаграждения, называемое социальным ограждением.90

И. Гоффман разделяет стигму физического дефекта, предварительных записей (приписывание черт характера на основании информации о прошлом человека: например, слабая воля, доминирование, бесчестность) и племени (по принадлежности к расе, стране, религии). Атрибуты, приписываемые телу и поэтому приобретаемые в действительности, делают его, во-первых, другим и, во-вторых, менее желательным. Таким образом, происходит редуцирование человека, представление его недочеловеком.

Как показывают исследования отечественных ученых, не только инвалиду, но и всей его семье приписываются определенные конвенциональные атрибуты, что указывает на действие стигмы рода (стигма племени у И. Гоффмана). Нетипичность, ненормальность, инаковость предстают как подвижные социально-исторические условности, которые становятся объективным фактом с помощью определенных практик, воспроизводя тем самым и свою противоположность: общество типичных, нормальных, тождественных.

Исторически исключение инаковых было сопряжено с возведением физических барьеров между ними и «нормальными». Со временем клеймение стигмой по живому телу, как когда-то в древней Греции, сменяется на социальную стигматизацию: стигма начинает означать не телесное проявление недостатков, а, скорее, социальное приписывание индивиду или группе атрибутов позора и бесчестья. В бесконечных вариациях стигмы, включая те, что имели в виду греки, остается все то же: «нормальные» убеждены, что человек со стигмой – не совсем человек.

Исключение сегодня реализуется в практиках дискриминации и социального насилия и приобретает политический смысл, однако, не всегда распознается участниками социальной коммуникации. Границы исключения, возводимые сегодня, в большей степени символические, что отнюдь не делает их слабее. На смену рациональному контролю государства через заключение в темницы и принудительные работы пришли государственные программы, делающие отношения исключения легитимными.91

То, как на практике происходит классификация индивидов по признаку соответствия норме, показывает способ воспроизводства этих границ, а значит, и самого общества. Отсюда ясно, что культура как репродукция опыта означивания делает вещи не столько тем, что они есть на самом деле, но производным знания о том, чем они не являются. Исключение является, пожалуй, базовым принципом повседневности. Оно формируется и закрепляется социальными институтами. Его смысл – в разграничении правильного от «неправильного», «своих» от «чужих», в формировании собственной идентичности.

Социальное исключение – это процесс депривации социальных субъектов от престижных, социально одобряемых ценностей. Он сопровождается стигматизацией индивидов или социальных групп, ведет к самоизоляции, маргинализации идентичности и отражается в паттернах социального поведения изолируемых. Разнообразные практики социального исключения формируют ограничивающую среду, как в системе занятости, так и в сфере культурного потребления.92

Формы социального исключения многообразны. В научной литературе и современных исследованиях рассматриваются в основном следующие возможные современные сферы и способы экономического, социального, правового исключения: исключение из системы производства (безработица); исключение из системы потребления (нищета); исключение из социального общения в семье, соседстве; исключение из системы образования (низкие шансы, система селективного обучения, профессиональные оценки медиков, педагогов, психологов); исключение из области принятия решений; исключение из сферы медицинского обслуживания (ограничение доступа к медицинским услугам). Агентами исключения может быть государство в целом, местное сообщество, отдельные социальные группы и организации, группы, наделенные обычаями и традициями выступать носителями норм (например, старейшины).93

Культурные параметры отношения к исключению в современной России рассмотрены в работах C.C. Ярошенко (отношение к бедным) и И.Н. Тартаковской (тендерные стереотипы и стили жизни). В исследовании Т.А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной в 1991 г. отмечена нетерпимость российских респондентов по отношению к самой идее сосуществования с нетипичными людьми. Респонденты высказали отрицательное отношение к тому, чтобы инвалид был их родственником (39 %), соседом по квартире (37 %), начальником (29 %), представителем органов власти (27 %), подчиненным (22 %), учителем ребенка (20 %), коллегой (14 %), соседом по дому (10 %), одноклассником ребенка (9 %). Другие исследования демонстрируют, что терпение как составляющая милосердия и гуманизма ценится в постсоветской России все менее. Так, исследования Н.И. Лапина демонстрируют изменения в структуре базовых ценностей россиян за период с 1990 по 2006 гг.: если в 1990 г. традиционная ценность самопожертвования находилась на 8-м месте среди четырнадцати базовых, то в 1994 г. она опустилась на 11-е место, а к 2006-му она еще ниже опустилась в этом списке, все более уступая таким модернистским ценностям, как независимость и инициативность.94

Иная ситуация в европейских странах. Межкультурное исследование CA. Завражина в 1994 г. показало, что лишь половина российских респондентов высказалась за оказание помощи психически неполноценным людям (44 % считают, что таких людей следует изолировать, 2 % – ликвидировать, 2 % – игнорировать), в то время как среди иностранных респондентов никто не поддержал идею ликвидации, изоляции или игнорирования людей с ограниченными возможностями, а 98 % высказались за оказание им помощи.95

Сегодня ситуация меняется в отношении к инвалидам, но социальные аттитюды остаются нетолерантными. Данный момент подтверждает и социологическое исследование по выявлению отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в Мурманской области, проведенное автором в 2008 г.96 Результаты указанного исследования позволяют утверждать, что отношение нашего общества к инвалидам не отличается терпимостью. На инвалидов смотрят свысока, осмеивают, выказывают излишнее внимание или игнорируют. Лишенные возможности самообслуживания, свободного передвижения, трудоустройства, инвалиды оказываются изолированными от жизни в обществе, депривируются от возможности выполнения социальных ролей, привычных для повседневных практик обычных граждан. Таким образом, невозможность присвоения инвалидами престижных форм культуры, низкая самооценка и недоступность членства в престижных группах минимизируют положение инвалидов в статусной иерархии общества.

Распознавание социальных стратегий исключения осложняется его разнообразным характером и разной степенью выраженности от регулирования доступа к тем или иным социальным благам до полной изоляции, но о нем можно судить по формированию идентичности исключенного, поскольку в группах исключенных происходит закрепление и культурное воспроизводство репрезентации «исключенной» идентичности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества"

Книги похожие на "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Галина Жигунова

Галина Жигунова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Галина Жигунова - Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества"

Отзывы читателей о книге "Ювенальная инвалидность в системе социальной реальности российского общества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.